В течение длительного времени наши предки пользовались изделиями немецких, голландских или английских мастеров... одними из первых в России искать отечественную замену заморским наперсткам, судя по всему, начали именно лысковские умельцы.
Из личного архива Т.В. Гусаровой. Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой
По всей Руси звенели пуреховские колокольчики-бубенчики. Позднее здесь появляются строчеи – вышивальщицы, замечательные мастерицы.
"В сельскохозяйственном Лукояновском уезде существовали многочисленные кустарные промыслы. Здесь каждое село имело свою «специализацию», свои традиции и секреты. После отмены крепостного права развитие кустарной промышленности ещё более усиливалось"
"Основным занятием жителей деревни всегда было сельское хозяйство..."
"Полотенце в русской народной традиции имело особое значение, являясь предметом с одной стороны бытовым, с другой - культовым, эстетическим"
"многие промыслы навсегда ушли из народной жизни вместе с условиями, их порождавшими. Остались в активном бытовании только обеспечивавшие те потребности, которые не могли по разным причинам удовлетворить товары промышленного производства...К числу таких продуктивных промыслов относилось гончарное производство, ...в некоторых селах существующее в классическом индивидуально-промысловом, кустарном виде и поныне"
"...А были печеклады-мастера. Как говорится, мастера большой руки. Они почти всегда потрафляли хозяевам. Сложат, так уж сложат. Всем печам печь. Вот таким мастером и был Иван Яковлевич Охлучин из деревни Фомина и славился он на всю округу"
Примерно в 1830- 1835 году в торговых рядах появился новый товар: литые медные части конской сбруи (кольца, пряжки, украшения),поддужные и шейные колокольца...На первых порах торговля шла довольно вяло: сказывалась конкуренция с давними центрами производства таких изделий – Валдаем, Касимовом, Слободским Вятской губ. , но уже в 50-х годах промысел переживает период расцвета
Опубл.: Нижегородский краеведческий сборник. Нижний Новгород, 2005. Т. 1. "О народной кукле в советской и российской специальной литературе было сказано немало, о кукле народов Нижегородского Поволжья — русских, мордвы, марийцев, чувашей — почти ничего...Так чем же тогда играли маленькие нижегородки — современницы Лермонтова и Плещеева, Даля и Алеши Пешкова, а также девочки народов, населявших «лоскутную» Нижегородскую губернию — марийки, мордовки, чувашки? Кто делал кукол в нижегородской деревне?"