museum/nn/aetnolog/crafts/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Промыслы и ремесла

 Промыслы и ремесла
Размер шрифта: распечатать




А.Лохова. Промыслы села Пурех (7.14 Kb)

А.Лохова
ПРОМЫСЛЫ СЕЛА ПУРЕХ
 
Старь новину держит, - гласит народная мудрость.
Пурех был хорошо известен в округе, да и не только там: стоял он на большой дороге, был вотчинным селом князя Дмитрия Ивановича Пожарского, волостным селом, к тому же славы ему прибавлял Животворящий крест и  Макарьевский монастырь.
Но не только этим славился Пурех. Во все времена, как помнит народ, здесь  по четвергам был большой базар. После открытия собора два раза в году начали устраивать ярмарки. Макарьевские ярмарки в Пурехе были летом, на Владимирскую, и зимой, в Макарьев день, 2 февраля.
А позднее стали устраивать еще и торги на Масленице. Очень в Пурехе любили этот праздник. На неделе шли торги, а в воскресенье – катанье. Старики, которые сами это видели и от дедов слышали, рассказывают, что съезжались в Пурех катающиеся к обеду примерно или пораньше, со всех сторон едут, бывало, едут мимо окошек… Улица в Пурехе широкая, а запрудят всю. Одни покатаются – их приостановят, другие едут, а все не убирались никак. Все чёлки (сугробы) прибьют, примнут, ямы наездят.
Лошадей-то каких только не было, всех мастей. Лошади все хорошие, не просто хорошие, а породистые, рысаки. Были в Пурехе и такие. А саночек всяких! И простые крашеные (черные), и с подрезами, и крытые бархатом, и расписные, и ковром крытые, а то и мехом. Упряжь выездная, легкая, прочная, украшена бляхами, кистями. Иногда и дуги расписаны. Некоторые с колоколышками и бубенцами, но не все. Со звоном-то всё больше на свадьбах.
Кататься в Пурех приезжали все, кто мог, за много верст. Все, у кого были выездные лошади и сбруя. И невест присматривали, и женихов приглядывали, а то и просто так катались, на людей смотрели, себя показывали. Катались и старые, и молодые, но больше помоложе. Разуряжены все. Праздник. Кто победнее жил, так упрашивали тех, кто побогаче, «взять на катанье». Брали. Зато потом те избу мыли к Пасхе или отжинали (отрабатывали во время жатвы). Катались до первого колокола (церковный звон к вечерне). Потом разом разъезжались, как дувалом возьмет (ветром сдует).
Так что сбывать товары было где.
Большой товар свозился в Пурех к ярмарке. В один постоялый двор убиралось по тридцать и более возов, а дворов таких было полно. Товары везли отовсюду, да и сами пурешане могли похвастать изделиями своих промыслов, которых в Пурехе было немало.
Зачинателями некоторых ремесел, бытовавших потом в Пурехе, говорят, были все те же монахи. Да и сами пурешане были народ предприимчивый. А земли небогатые здесь, не всегда хватало хлеба до нового. Так здешним крестьянам издавна приходилось промышлять чем-нибудь, искать приработки.
Сроду в Пурехе делали деревянную посуду, и для себя, и на продажу. В давние времена резаную и долбленую, в более поздние – точеную. По всем большим и малым деревням около Пуреха «били баклуши» - грубо обтесывали деревянные заготовки для разной посуды. Годов пятьдесят назад еще можно было найти кучи баклуш в сараях и на дворах старых нежилых изб.
Посуду делали самую разнообразную, и сейчас можно увидеть у какой-нибудь старой хозяйки мушную (мучную) чашку. Еле обхватишь ее, ведра на два будет. Диву даешься, как их только делали.
Всё умели делать пурехоские (пуреховские) – имеется в виду вся округа. Были здесь и плотники, и шорники, печеклады и сапожники, кузнецы и валялы (мастера, изготовлявшие войлоки и валяный товар – шляпы, валенки), стёгальщицы (мастерицы по шитью стеганых на вате одеял), а позднее и строчеи (вышивальщицы). Делали в Пурехе еще гребни да веретена. А ложкарный промысел – так считают, родился здесь. Это уж потом он «ушел» в Семенов, когда староверы уходили в леса. Долгое время Андреевская и Пуреховская волости считались ложкарными. А какие ложки делали в Пурехе! В старинных избах, очень редко, но встретишь, кленовые, тончайшей работы, легкие, изящные. То с граненым черенком, то с витым, а то и рука, сложенная в крестное знамение. Некрашеные, а так, естественная текстура, покрытая лаком – прямо-таки произведение искусства. Ну, конечно, это особенные, а так были попроще.
Пряли и ткали сами, лен здесь родился хорошо. Пряхи и ткальи отменные были, в каждой избе – стан.
Позднее в Пурехе появляются меднолитейщики – сначала в кузницах лили бляхи и пряжки для конской сбруи, а потом стали лить и колоколышки. До недавнего времени в тех местах, где стояли кузницы-литейные, и трава не росла. Всё было прочерневшее. Не больно легок был этот труд.
Колоколышки, отлитые в Пурехе, назывались по-разному. Разными они были и по величине, и по звуку. И «дар Валдая» лили. Да еще лили полный набор бубенцов. Надевался он на шею лошади, как аркан, или вроде бус, что ли, трехнется лошадь – и все тона. И сейчас еще старики помнят технологию, как паялись бубенцы в глине, одна половинка в другой. По всей Руси звенели пуреховские колокольчики-бубенчики.
Позднее здесь появляются строчеи  – вышивальщицы, замечательные мастерицы. Они были одиночки, надомницы-наемницы. Потом будут говорить: «Катунские строчеи». Нет, сначала начали строчить в Пурехе. Это по выдерганному крупной и мелкой держкой полотну в пяльцах создаются всевозможнейшие узоры: переплеты, рогожки, настилы, паутинки… И сами строчки разные: мелкая строчка, ажур, гипюр…
Не отставали от пурешан и соседи. Здесь тоже пряли и ткали, точили посуду, и гончары тоже свои были. Соседями Пуриховского прихода на юго-востоке были «якуши». Якушами называли большую округу по названию села Якуши. Сюда входили сами Якуши, Мордвиново, Шихири и еще несколько деревень. Короче, весь Якушевский приход и даже больше. В Якушах жили знаменитые плотники и краснодеревщики. Якушоских (по местному наречию именно якушоских, а не якушовских, так же как пурихоских, а не пуриховских) плотников нанимали сразу, не торгуясь, где бы они ни появлялись. Строили что надо, добротно и красиво. На целые зимы нанимались артелями в Нижний. Осталась здесь с тех времен побасенка: якушеска баба, сроду не бывавшая в Нижнем, надумала проведать мужа. Не знала ни адреса, ни где и что строят, а пошла. Прошла 130 верст, пришла в Нижний Новгород. Только и спросила: «Где здесь работают якушоски-те плотники?» - отвели, показали. Знали и в Нижнем якушеских плотников.
И все-таки именно Пурех всегда считался в округе довольно-таки богатым селом, нищих здесь было сравнительно мало, все промыслами занимались.  Были и владельцы лавок, ложкарен и литейных. Но больше работали семейно, без найму. К тому же и с хлебопашеством никто не порывал, все были связаны с землей, хлеб сеяли, скот тоже держали. Не на продажу -  для себя.
© Открытый текст
© А.Лохова
Опубликовано 17 апреля 2011 г.
 
 
 
 
 
 

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 17.04.2011
  • Автор: А.Лохова
  • Размер: 7.14 Kb
  • постоянный адрес:
  • © А.Лохова
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
И.А. Макаров. Наперсточное производство в селе Лысково Нижегородской области
О производстве тканей в селе Черновское Большеболдинского района Нижегородской области
А.Лохова. Промыслы села Пурех
И.С. Богомолов. Кустарные промыслы Лукояновского уезда Нижегородской губернии
Е. Зайцева. Промыслы деревни Комарово (Павловский район Нижегородской области)
Т. Гусарова. Орнаментация русского полотенца. Конец XIX – первая половина XX века. Тонкинский район Нижегородской области
Т. Гусарова, Е. Шмелев. Гончарные промыслы Нижегородчины
А.Г. Лохова. О печи и печнике
Т.В.Гусарова. Медно-литейный промысел в селе Пурех Нижегородской губернии
А.Ю. Москвин, Д.В. Карабельников. Народная игровая кукла Нижегородской губернии и Верхнего Поволжья середины XIX — начала XX века: опыт интерпретации

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100