Ярило в Ивановском – завершение целого цикла аналогичных праздников, начинавшихся с ярмарки и гулянья в с. Рубское (Княгининского р-на) в первое воскресенье после троицы, на Петровское заговенье. Сходились со всех окрестных деревень, из Ивановского тоже.
Неделя после Троицы, начиная с Духова дня и до Петровского заговенья, в ряде местностей юга Нижегородской области связана с обрядами проводов весны.
Один из таких обрядов – Похороны Костромы – до сих пор активно бытует в с. Шутилово Первомайского района Нижегородской области. Исполняемый ежегодно практически одной и той же группой сельчан, он сохраняет черты древней традиции прощания с весной, перехода к новому природному и сельскохозяйственному циклу – времени созревания колосовых и началу уборочных работ. В сознании участников он утратил свою магическую сущность, превратившись в веселый и необычный праздник, некое театрализованное действо, в котором по мере сил и способностей могут участвовать все желающие.
"Троица в Безводном – престольный праздник. По народной традиции в этом селе Троица праздновалась целую неделю: с троицкого воскресенья до следующего воскресенья - петровского заговенья"
«Троишные круги». Обрядовые действия с ветками берёзы и клёна. «Троишная» еда. Хороводные троицкие песни села Безводное Кстовского района (троишные круговые).
"В Нижегородской области обряды, связанные с Троицей – пятидесятым днем после Пасхи – исполнялись в течение двух недель: неделя до Троицы, седьмая после Пасхи, называвшаяся семиковой или просто Семик, и неделя после Троицы, до заговенья на Петров пост, которое в некоторых местностях именовали «русалкино заговенье»
Вторник на Фоминой – Радуница, особо почитаемый в народе день, когда предков поминали, обязательно посещая могилы и устраивая вблизи их поминальные трапезы.Обычай поминать покойных теснейшим образом связан с ритуалом похорон, истоки которого теряются в глубинах веков.
Фомино воскресенье, следующее за Пасхальной неделей, в ряде местностей России было отмечено проведением обряда, носившего разные названия...Основным содержанием этого обряда является обход домов молодых супругов, повенчавшихся прошедшей осенью и зимой, сопровождаемый пением особых «вьюнишных» песен
«Катание яиц на Пасху», В козоны, Межа, Прятки, «В лапти», «Ярка - не ярка», «Ходули».
Запись произведена 5 марта 2006 года
Описание обряда. Технология изготовления чучела "мужика" в селе Выползово (5 марта 2006 г.). Как водили "кобылу на масленицу в Выползово.
Основные обряды закликания весны в Нижегородской области приходились, в соответствии с природными условиями региона, на конец февраля – начало апреля, от Сретенья ( 15. 02) до Благовещенья (7. 04), хронологически вписываясь в семинедельный (...) Середина поста – среда на четвертой его неделе ( в текущем году она приходится на 29. 04) – в народе получила название « перелом»: Великий пост ломался пополам, шел на убыль, а вместе с ним уходило время ожидания, сменяясь временем предвкушения
Масленица состоит из трёх частей: встречи – с понедельника, разгульная – с четверга, прощание – в воскресенье. Содержание масленичной недели складывается из самых разнообразных действий и обычаев. (...) В Нижегородской области сохранность обрядовых действ Масленицы неполная, тем не менее, по имеющимся записям возможно восстановить картину гуляния и прощания с персонифицированным изображением божества.