Опубл.: Нижегородский сборник. Т. VI. Нижний Новгород, 1877. Публикация и пояснительный текст Т.Гусаровой. "В народной традиции название «Иванов день», «Иван Цветный», «Иван Купала – обливай кого попало» объединило два совершенно разнородных праздника: древний обряд летнего равноденствия и день Рождества Святого Иоанна Предтечи"
"На двухнедельный период, начиная с понедельника седьмой недели после Пасхи и до Всехсвятского воскресенья (заговенья на Петров пост), приходятся так называемые Русалии"
Запись Т. Тихомировой и Т. Исаевой.
Публикация Т. Гусаровой.
Предлагаемая статья основана на современном этнографическом материале, собранном нами в Нижегородской области, а также на публикациях в российских и зарубежных изданиях. В ней рассматривается вопрос о том, насколько актуальной является тема сакрализации времени, и в какой форме сохранились в народной среде древние знания о благоприятных и неблагоприятных временных отрезках.
Святки. Крещение. Масленица. Семик. Покров. Казанская.
"И все равно жили мы по молодости весело, несмотря на то, что много работы нам доставалось, особенно в годы войны. Трудились много, но и отдыхали хорошо!.. Любили мы и на праздники повеселиться"
"Проводы весны занимали одно из центральных мест в календарной обрядности этой местности, о чем свидетельствут прежде всего факт относительно хорошей сохранности здесь ритуалов этого цикла, а также их широкое распространение, о чем свидетельствуют записи воспоминаний местных жителей"
"Село это широко известно: в двух километрах от него находится главная святыня Заволжья – озеро Светлояр, с которым связана христианская легенда о невидимом граде Китеже. Свое название село получило от церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая стоит здесь с XVIII в. Издавна существует здесь традиция проведения крестного хода от храма к озеру, затем вокруг него и назад, до храма"
"Рожество… тут колядовали, как же, Святки. Это со старого с Нового году. Старый Новый год, восемнадцатого или девятнадцатого числа Крещение – Святки, каждый день Святки. Наряжаются бабы, девки. Днём по улице ходят с гармонями"
Раньше ранней осенью девушки на выданье с одной улицы откупали у вдовы-бобылки избу на всю зиму...Говорили, что если девушка начала ходить на посиделки, то можно считать, что она уже улетела из родного гнезда