museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Троица на Волге (12.06 Kb)

 
 
В вешни праздники кругом ходили. В Троицу гулять ходили к Волге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели только в Троицу и в Вознесенье (за десять дней до Троицы. – Ред.). В селе Фокино на Троицу еще водили хороводы. Пели везде – в роще, и в селе, и везде.
(Записано в июле 1978г.от Суриной Е.Ф., 1900 г.,
Козловой Е.Н., 1897 г. в с.Сомовка Воротынского р-на)
 
Троица – престольный праздник в селе Львово. В Троицу клен под окна ставят и около икон веточки клена.
В Троицу водят хороводы и поют:
Мы посеяли ленку
В чистом поле при долку.
Что сказали про мой лен:
Весь примятый, привален.
Уродись, мой белый лен,
Лен тянистый, шелковистый…
Когда пели эту песню, вставали кругом и ходили. В руках платок.
(Записано в июле 1978г. от Волковой К.В., 1917 г.
в с. Львово Воротынского р-на)
 
Рядили Семичиху в четверг, на Семик. Напекут яиц, идут в лес. Гуляют, песни поют. Здесь водят хороводы. В Троицу в церкви стелят траву только что скошенную. В Троицу тоже водили хороводы. Здесь их называют или караводными, или хоровыми.
Со веном ли я хожу,
С золотэм ли гуляю.
Я не знаю, куды вен положить,
Я не знаю, золотой куды девать.
Положу я вен на правое плечо,
Положу я вен на правое плечо,
А со правого на лево положу,
А со правого на лево положу…
Вставали кругом, ходили. Потом парень выбирает девку, целуются. Водили хороводы и под эти песни: «Посеяли девки лен», «Еще чей это позём, походил бы я по нём», «Гнала, гнала девчоночка стаю белых лебедей»…
А мы просо сеяли, сеяли,
Ходом-ладом, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчим, вытопчим,
Ходом-ладом, вытопчим, вытопчим.
Чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходом-ладом, вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим,
Ходом-ладом, выпустим, выпустим.
А мы коней перебьем, перебьем,
Ходом-ладом, перебьем, перебьем.
Чем же вам перебить, перебить,
Ходом-ладом, перебить, перебить?
Перебьем мы шелковой уздою,
Ходом-ладом, шелковой уздою.
В вашем полку прибыло, прибыло,
Ходом-ладом, прибыло, прибыло.
В нашем полку убыло, убыло,
Ходом-ладом, убыло, убыло.
Встают в два ряда. Сначала наступают одни, потом другие.
(Записано в июле 1978г. от Афиногеновой А.В., 1900 г.,
 Афиногеновой А.С., 1920 г., Лекановой А.Я., 1914 г.,
Беловой Е.И.,1904 г. в с.Кирилловка Спасского района)
 
В Фокине на Троицу караводы водили, много было. Вот «Заинька».
Встают в круг. Поющие ходят кругом. В центре круга ходит жених и выбирает себе тестя,  тещу, шурина, свояченицу.
Вдоль караводу больше народу.
Заинька, да беленький.
Приходил боярин, молодой боярин.
Заинька, да беленький.
Он ходил и выбирал хорошу невесту.
Заинька, да беленький.
Он нашел и выбрал хорошу невесту.
Заинька, да беленький.
Ты будешь невестушка,
А я буду жених твой.
Заинька, да беленький.
Вдоль кароводу больше народу.
Заинька, да беленький.
Тут ходил боярин, молодой, богатый.
Заинька, да беленький.
Он ходил да выбирал ласкова тестя.
Заинька, да беленький.
Ты мне будешь тестюшка,
 А я буду зятюшка.
Заинька, да беленький.
Вдоль кароводу больше народу.
Заинька, да беленький.
Выходил боярин, молодой,  богатый.
Заинька, да беленький.
Он ходил и выбирал ласкову тёщу.
Заинька, да беленький.
Он нашел и выбрал ласкову тёщу.
Заинька, да беленький.
Ты будешь мне тёщушка,
А я буду зятюшка.
Заинька, да беленький.
Вашу дочку хочу
Взять за себя я замуж.
Заинька, да беленький.
Вдоль кароводу больше народу.
Заинька, да беленький.
Выходил боярин,  молодой,  богатый.
Заинька, да беленький.
Молодой,  богатый, холост, неженатый.
Заинька, да беленький.
Он ходил и выбирал
Ласкова шурина.
Заинька, да беленький.
Он нашел и выбрал
Ласкова шурина.
Заинька, да беленький.
Ты будешь мне шурин,
А я буду зять ваш.
Заинька, да беленький.
Вашу сестру хочу
Взять за себя я замуж.
Заинька, да беленький.
Вдоль кароводу больше народу.
Заинька, да беленький.
Приходил боярин, молодой,  богатый.
Заинька, да беленький.
Молодой,  богатый, холост, неженатый.
Заинька, да беленький.
Он ходил и выбирал хорошу своячиницу.
Заинька, да беленький.
Он пошел и выбрал хорошу своячиницу.
Заинька, да беленький.
Ты будешь своячиница,
А я буду зять ваш.
Заинька, да беленький.
Вашу сестру хочу
Взять за себя я замуж.
Заинька, да беленький.
Добрые люди, пожалуйста, на свадьбу.
Заинька, да беленький.
Тестюшка - батюшка,
Свари-ка мне пива.
Заинька, да беленький.
Тещушка -матушка, испеки пирожки.
Заинька, да беленький.
Дорогой ты, шурин, оседлай мне коня.
Заинька, да беленький.
А ты, дорога своячиница,
Вышей полотенце.
Заинька, да беленький.
Я, напившись пива,
Прямо тестю в рыло.
Заинька, да беленький.
А наевшись пирожки, 
Тёщу - матушку в тычки.
Заинька, да беленький.
Я и шурина добра,
Я долой его с двора.
Заинька, да беленький.
Дорогой своячине дорогой подарок.
Заинька, да беленький.
Дорогой подарок - шелковую плетку.
Заинька, да беленький.
Весел, я весел, что один остался.
Заинька, да беленький.
Что один остался с хорошей невестой.
Заинька, да беленький.
Я свою милую три раз поцелую.
Заинька, да беленький.
Другой каравод – «Из-за лесику». Поющие ходят кругом. Два парня в центре ведут двух девушек.
   Из-за лесику,  из-за темного.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
 Первый молодец берет девицу.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
Он берет ее все за ручушку.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
Он за ручушку, все за правую.
Здесь не мята,  рожь не жата, некошеная трава.
Второй молодец берет девицу.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
Он берет ее все за рученьку.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
Эти барышни вместе сходятся.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
Уж мы просим вас: отпустите нас.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
Отпустите нас, поцелуем вас.
Здесь не мята, рожь не жата, некошеная трава.
 
Этот тоже так начинается – «Из-за лесику», но по-другому поется:
Из-за лесику, из-за темного,
Из-за садика, из зеленого.
Из-за садика, из зеленого.
Тута шли, прошли два-ти молодца.
Тута шли, прошли два-ти молодца.
Два-ти молодца, оба холосты.
Два-ти молодца, оба холосты,
Оба холосты, неженатые.
Оба холосты, не женатые,
Не женатые, кудреватые.
Не женатые, кудреватые.
За собой ведут красну девицу.
За собой ведут красну девицу.
Они вмести шли, не ругалися,
Они врозь пошли, пораздорились.
Они врозь пошли, пораздорились
По одной душе красной девице.
По одной душе красной девице.
Вы не вздорьтеся, не ругайтеся.
Вы не вздорьтеся, не ругайтеся,
Киньте, бросьти-ка вы по жеребью,
Киньте, бросьти-ка вы по жеребью.
Вот которому я достануся.
Вот которому я достануся.
Доставалася красна девица,
Доставалася красна девица
Парню бравому, неженатому.
Парню бравому, неженатому,
Неженатому, кудреватому. 
 
Еще было "Как у наших у ворот собирался хоровод».
Как у наших у ворот
Собирался хоровод.
Свекор сноху не сберег,
Свекор сноху не сберег,
Пришла сноха без серег…
Вот дальше забыла… Свекор сноху не пускал водить хоровод, но она ушла и потеряла серьги. Поют эту песню все. Встают все в круг. Одна из девушек (сноха) выходит в центр, а потом снимает серьги.
 
Песню " Ехал пан " пели все, но запевают девчонки. Эта песня ходячая.
Ехал пан, ехал пан,
Ехал пан, ехал пан,
Ехал пан от князя пьян,
Ехал пан от князя пьян.
Уронил, уронил,
Уронил, уронил
С кудрей шляпу черную,
С кудрей шляпу черную.
Черную,  черную,
Черную,  черную,
Черную, пуховую,
Черную, пуховую.
Увидал, увидал,
Увидал, увидал
В саду красну девицу,
В саду красну девицу.
Девица, девица,
Девица, девица,
Девица-красавица,
Девица-красавица.
Подними, подними,
Подними, подними
С полу шляпу черную,
С полу шляпу черную.
Черную,  черную,
Черную,  черную,
Черную, пуховую,
Черную, пуховую.
Панушка, панушка,
Панушка, панушка,
Не ваша служанушка,
Не ваша служанушка.
Служенька верная,
Служенька верная
Родимого батюшки, 
Родимого батюшки.
 
 (Записано в июле 1978 г.от Мартилова К.И., 1910 г.,
 Мартиловой Е.В., 1917 г., в с.Фокино Воротынского р-на)
 
Запись Т.Тихомировой и Т.Исаевой.
Публикация Т.Гусаровой.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 27.05.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В. (подгот.)
  • Размер: 12.06 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100