В первый год после свадьбы или до рождения первого ребёнка деревенская община привечала молодую пару: за ними присматривали, величали, ходили или приглашали к себе в гости, устраивали различные испытания. Особенно ярко это проявлялось на большие праздники: Красную горку (вьюнишный обряд) и Масленицу.
Масленица – едва ли не самый любимый и крупный народный праздник. Все ходили друг к другу в гости. Но, обязательным по воспоминаниям старожилов было гощение молодых у тёщи и тестя[1]. Ходить «к тёще на блины» на Масленицу было распространено по всей Нижегородской области. Молодожёны могли прибывать у родителей молодой жены (молодухи) от одного до нескольких дней на масленой неделе. Тёща накрывала стол по-праздничному, как было принято в данном селении. На столе красовались блины, пироги, рыба, соленья, брага, а то и котлеты, холодец и другое. В некоторых сёлах молодые гостили не только у тёщи, но и у других родственников жены. В селе Черновское Большеболдинского района этот обычай называли «мАсловать молодых».
«…Вот молодых у нас (тогда ведь много было молодых)... на Масьленицу мАсловали. Начинали с четьверга мАсловать. Молодых брала тёща к себе, блинами угощала. И родные по гостям брали. До чистова понедельника. А тут начинаетца пост…»
Записано Грановской Н.П. в 1995г. от группы женщин 1917 – 1923 г.р.
В селе Ломовка Кулебакского района гостевание молодых у родителей жены называлось «отвЯзьи». Вероятно, название обычая говорит о том, что молодые постепенно «отвязывались» от опеки старших, переходили в статус самостоятельной семьи.
«…Назывались у нас «отвЯзьи», отвязывались (молодые)… Вот, например, если до Масьленицы поженютца, то на Масьленицу это называетца «отвЯзьи». … (Молодые идут в гости к тёще, выходят на улицу, берут с собой) чашку, ложки, стукают об это…полбу (об чашку), и гуляют, гуляют …Вот только, я вот помню, у нас отец, он…. сьвёкор, больно уж…Вот когда у нас пришли с отвЯзьим-ти, к мами-ти, ну мамка всё тут сготовила. И вот он Миньке (?)-ти говорит: «Минь! Тебе, ёб твою( …) петь-то песню-то «Ай, тёшша зятя на вечор звала, беленький сахОр на блюдо клала»?
(Поёт).
Ай, тёша зятя на вичор звала
Белинький сахОр на блюда клала, ай,
Белинький сахОр на блюда клала.
Прилетел сакол, рассыпал сахОр
Прилетел сакол, рассыпал сахОр
Крыликом-быликом(?) па блюдам раскидал,
Крыликом-брюликом(?) па блюдам раскидал.
И начинат расшовыривать сахар, и кладёт себе в карман (смеётся).
Записано Гусаровой Т.В. в 1994г. от Угаровой Р.Т. 1920 г.р. и Акутиной М.Ф. 1919 г.р.
В селе Рожок Сосновского района молодожёны, гостя по родственникам молодухи, угощали всех специально купленным на базаре большим пряником. Пряник при этом делили на количество посещаемых семей.
Следующим обязательным действом на Масленицу было непременное катание молодых на лошадях. Молодожёны при этом надевали свои лучшие, нередко венчальные наряды. Гривы лошадей украшали ленточками, бумажными цветами, под дугу вешали колокольчики. Кататься по селу молодые могли в течение всей масленой недели, однако, наиболее часто катались ближе к кульминации праздника, начиная с четверга – пятницы. Сани молодожёнов могли останавливать односельчане, заставлять целоваться, валять в снегу. Валяние молодых в снегу (умывание снегом, закапывание в снег) - повсеместно распространённый обычай. Это происходило весело, азартно, шумно. Пожилые информаторы вспоминают о валянии молодых с большим удовольствием.
«…Валяли в снегу, вытаскавали… Вот приИдут молодые тоже, молодые какеи-нибуть придут, жёнАтые (не девки, парни – нет!)…Меня-то завалили, а сам-то у меня взял в пОдпол к соседям залез (смеётся). Ево не нашли! Вытащили меня, поваляли, да дамой пошла!.. У нас подружки-ти. Вот только одна вышла замуж, вот её валяли, да меня валяли… Да в любой день (можно валять)! Целую неделю чай Масьленица, чай бАловали! Чо делать-то? Раньше вино-то не пили! Вина-то не было, не пили. А ведь вон, щас ведь лопают!... У нас было весёлО, в деревни-ти, гармони, всё!»
Записано Тихомировой Е.В. в 2012г. от Грязновой З.П. 1924 г.р., уроженки села Столбищи Пильненский района.
[1] Молодожёны ходили в гости именно к родителям жены. У родителей мужа они, как правило, жили.