Ожидание весны в крестьянском быту намного опережало ее приход. Первые закликания Весны начинались уже в феврале, на Сретенье, после Тимофея-полузимника (4.02) и Аксиньи-полухлебницы (6.02), которые указывали не только на то, что ползимы прошло, но и на то, что половина, а то и больше, зимних запасов приедена. Во многих местностях после Масленой недели (а бывало, что и после Рождества) хлеб начинали покупать, поскольку своего не хватало. Подходили к концу запасы сена, скот приходилось кормить соломой, которой тоже не всегда доставало, особенно если предшествующее лето было засушливым или неурожайным. В ход шла даже солома с крыш, и к весне многие избы стояли с голыми стропилами. В весенних закличках люди жаловались:
Нам зима-то надоела,
Хлеб и соль у нас поела,
Всю рубашку износила,
Она нову попросила,
Всю куделю перепряли,
На базарик пертаскали,
Детям хлеба покупали,
Коровушка бура
Всю соломку сдула…
(Б.Болдинский р-н)
Весну ждали, весну закликали, к ней готовились – и она приходила с таянием снегов (Авдотья-плющиха), прилетом птиц (Благовещенье), весенним разливом (Преполовение) и, наконец, с первой зеленью и первой травой, на которую можно было выгнать скот, отощавший за зиму, в первую очередь кормилиц-коровушек. 6 мая – Егорьев день, день святого Георгия. «Юрий на порог весну приволок», - утверждает поговорка.
По народным поверьям Егорий Вешний – покровитель землепашцев, пастухов, защитник домашних животных; он же покровительствует и диким зверям, и особенно волкам: в некоторых местностях его даже называют «царем волков», очевидно, имея в виду, что он своей властью может уберечь от волков домашний скот и, вместе с тем, дать им пропитание: «То у волка и в зубах, что Егорий дал».
Обычно, как отмечает А.В.Терещенко, «за несколько недель до Юрьева дня поля зеленеют быстро, трава растет скоро, и к Егорию она уже готова для скота», поэтому на Егория во многих местностях происходил первый выгон скота на пастбище. Он осуществлялся как праздничное и обрядово-магическое действо, главной целью которого было сохранение и рост поголовья, его продуктивность. Выгон осуществлялся с соблюдением ряда обязательных условий, носивших как повсеместный, так и локальный характер. Практически во всех описаниях обряда отмечается использование для выгона животных веток освященной вербы, окропление стада святой водой, применение некоторых бытовых предметов или вещей, принадлежащих дому и хозяевам с целью «приучения коровы к дому», а также присутствие заговоров или заговорных формул:
«Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь из избы в двери, из ворот в вороты, а из ворот в чистое поле, к острову Буяну, к Георгию Храброму, и скажу: «Гой еси, Георгий Храбрый, укрепи своею силой мощною мое стадо, чтобы оно от поступа не разбегалось, а ходило бы в куче смирнехонько, ело хорошохонько и было глаже гладкого горностая». И заключу слова мои поклоном низким. Будьте, мои слова, крепки и лепки».
На Егория во многих селах юга Нижегородской области существовал обычай печь «козульки» – пресное ржаное печенье в виде коров, коз, овец и другой живности, какая была в хозяйстве. Часть отдавали пастуху, именно столько печений и такого вида, сколько животных будет ходить в стаде; остальные раздавали ребятишкам, которые в этот день обходили дворы с пением егорьевских песен. В них выражались пожелания хозяевам, чтобы в хозяйстве было много разного скота, чтобы он был здоров, приносил потомство:
Батюшка Егорий,
Макарий преподобный!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку –
В поле и за полем,
В лесу за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю –
Пень да колода,
Да белая береза!
Нашим-то тёлонькам –
Травка-муравка,
Зелененький лужок!
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
«Телоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!»
Хозяюшка, добрися,
Хозяин, не скупися,
Богу на свечку,
Ребятам по яечку!
Если подадут, припевали:
Дай вам Бог,
Надели, Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семьдесят телушек,
Лысеньких,
Криволысеньких!
Они в поле-то идут –
Всё помыкивают,
Они из поля идут –
Всё поигрывают!
Если хозяева отказывали, им желали:
Ни кола, ни двора,
Нет ни куричья пера!
Одна была корова,
И та нездорова,
Одна была овца,
И та яловица!
Хозяйка дьяволица!
Дай вам Бог
Тараканов да клопов!
(Чкаловский район)
Обычаи егорьевских обходов дворов, молебнов и оберегов скота 6 мая нередко сохранялись и в тех случаях, когда первый выгон скота происходил в другой день, например, при сильно запоздавшей весне, когда выгонять скот в поле еще рано.
Обычаи Егорьева дня в некоторых селах Нижегородской области (записи автора):
При выгоне скота слушали молебен, кропили, провожали с вербой. А потом вербу пускали по воде. Кулебакский р-н., Ломовка
Животных и птиц кормят зерном с печной заслонки. Кусок хлеба мажут печной сажей и говорят: «Как сажа в трубе держится, так бы и ряба коровушка дому держалась». Веревку мажут печной сажей и обматывают корове рога (с той же целью).
Приговорка на выгон: «Вот тебе, коровушка, все четыре полюшка, в котором хошь, в таком гуляй, только дом не забывай». С.Вязовка Тонкинского р-на
В Вербное воскресенье ломали вербу, освящали в церкви. Когда первый раз выгоняли скот, то его этой вербой похлестывали. Потом ее бросали за забор. Тресьяны Богородского р-на
При первом выгоне скот вербой хлестали и провожали с молитвой. Затем эту вербу выкидывали. Хабарское Богородского р-на
Первый выгон скота не был приурочен к Егорьеву дню, ждали, когда трава появится. Не выгоняли в первый раз в среду, в воскресенье, а также в Благовещенье. Как выгоняли коров в первый раз, служили молебен. Священник кропил святой водой стадо, обходил его с иконой. Коров в первый выгон хлестали вербой, потом эту вербу выбрасывали. Пастуху давали пирог, два яичка. Угощали пастуха обязательно в Пасху и Троицу. Хвощевка Богородского р-на
Чтобы корова сама шла из стада домой, при первом выгоне старушка молится на воду и этой водой кропят корову. Или стелила хозяйка свой пояс, а корова должна была через него переступить. С той же целью – приучить корову ходить домой – в хлеву ставили в уголок веник. Хвощевка Богородского р-на
Срок выгона определяли по погоде. Скот хлестали вербой. Вербу перед тем, как выгонять, святили. Пастуха в первый выгон обязательно угощали. Шилово Богородского р-на
В Егорьев день выгоняли скот. Весь скот сгоняли к церкви и там кропили. Сомовка Воротынского р-на
Выгон скота не приурочивался к Егорьеву дню. Выгоняли скот вербой, которая стоит с Вербного воскресенья. Львово Воротынского р-на
Первый выгон скота приурочен к Егорьеву дню. Служили молебен, брызгали. Выгоняли вербочкой скот с молитвой. Празднуют здесь Егорий Гроздный. Это покровитель скота. Кирилловка Спасского р-на
Скот ( обязательно коров) выгоняли вербой, что святилась в церкви в дни Пасхи или Вербное воскресенье. К околице, куда гнали скот, несли хлеб, яички, соль. Всё это клали пастуху.
Вербы брали от Вербного воскресенья, ими выгоняли первый раз коров. Пастуху выносили яйца. На Троицу пастухов дарили пирогами и яйцами.
При выгоне скота служили молебен, кропили, провожали с вербой. А потом вербу пускали по воде. Тёплово Кулебакского р-на
В первый выгон скота пастуху приговаривали:
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
Выгоняйте вы скотину
На широкую долину.
Гонят девки,
Гонят бабы,
Гонят малые ребята.
Гонят стары старики,
Бородаты мужзики.
Хабарское Богородского р-на
Из-за лесу, из-за гор
Поднималась туча-гром,
Поднималась туча-гром
Со сильным частым дождем.
Как со этого дождя
Стала улица грязна,
Стала улица грязна,
Все проулочки мокры.
Все проулочки мокры,
Негде милому пройти,
Мне гостинчик принести.
Мне гостинчик дорогой –
С руки перстень золотой.
На горе пташки поют
На разные голоса,
На разные голоса –
Потешают молодца.
Потешают молодца,
Овечьего пастуха.
Пастух, пастух, пастушок,
Поиграй с утра в рожок.
Буди девок, буди баб,
Буди молодых ребят.
МолТеплыйодушки впереди,
Красны девки назади.
Одна девка приотстала,
Будто ноженька разулась,
Оборышек оборвался –
Пастушонка дождалась.
Пастух с девкой заигрался,
Всю скотину пертерял,
Всю скотину-животину,
Мою серу ярочку.
Всю зимушку зимовала,
Всё летушко берегла
На красный сарафан,
На бордовы рукава.
Понетаевка Шатковского р-на, исп. Осина Н.П., 1892г.р.
© Открытый текст
размещено 05.05.2011