museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.) (16.13 Kb)

 
Святочные гулянья в Сосновском районе начинались только после Рождества, никак не связываясь с новогодними праздниками. Строгого деления на Святые вечера (первая неделя Святок, с 7 по 13 января) и Страшные вечера (вторая неделя, с 14 по 18 января включительно) не зафиксировано. Обе недели с 7 по 19 января одинаково заполнялись «усеньками», т.е. колядованием, посиделками с играми и угощением, гуляньями, а с 13 января - еще и обязательным, весьма разнообразным, гаданием. Всё это происходило преимущественно в молодежной среде, старшее поколение обычно ограничивалось хождением в гости, семейными встречами и праздниками. К тому же нередко именно к этому времени приурочивались послесвадебные обычаи «отгостков», т.е. посещения после осенних свадеб новобрачными и их ближайшими родственниками наиболее уважаемых гостей и дальней родни, что обычно занимало весь святочный период и следующий за Святками мясоед. По существовавшим нормам бытовой этики, девушки и неженатые парни в таких семейных застольях участвовать не могли и проводили досуг в своем кругу, в соответствии с традициями святочных гуляний.
Публикуемые описания святочных обычаев зафиксированы преимущественно в конце XX века от информаторов возрастной группы от 60 лет и старше, поэтому на их основании можно говорить лишь о тех обычаях, которые сохранились в данной местности на период от начала века до 50- 60-х годов. В последующие годы святочные традиции в живом бытовании постепенно выходили из обращения; только в конце 90-х интерес к ним появляется вновь, но к этому времени многое оказалось безвозвратно утраченным.
 
На Рождество дети славят «Рождество твоё». Утром в Рождество (7 января) ходили славить кокурки: поют «Христос рождается, славите!», потом хозяева спрашивают: «Сколько вас?» и дают кокурки, вроде бублика; бывало, из ржаной муки или из картошки, чево есть.
Наверно, после Рожества две недели – Святки, до Крещенья. Рядились рядихами, ходили по деревне. Кельи были раньше. И девчонки рядились, и ребятишки рядились. Ходили по кельям, где гуляли. Рядились кто чово, лицо загорожено, всё как полагали, чтобы не узнали. Только чтобы нас не узнавали. Кто, кто, чово? А не знают. Рядились цыганками…
Ходили по деревне, у кого гармонь - так гармонь, а у нас балалайка вот была. Собирали, кто чево даст, да. Потом они устраивали гулянье.
Наряжались в старинные сарафаны. Мы вот, например, парнём нарядимся, а робяты девчачье. Вот так вот. Ходили по деревне, частушки пели. А чтобы подавали… Так просили.
Вот «Как у месяца крутые рога, таусень» - это ходят на Новый год, 13 января вечером, в те дома, где парни есть. Пели только мальчишкам, девушкам нет. Спрашивали: «Кого притаушивать?» В ответ называли имя невесты, если ее нет, пели любое имя. Подавали яйца, деньги. А на другой день этих ребят, кому притаушивали, приглашают на вечер и жарят яичницу из поданных яиц, а ребята должны выкупать деньгами или вином.
После, как сходим потаусим, потом гадать. Гадали разно: ступу ловили, колодец грызли, ведра запирали, а то колодец запутают, кто первый распутает, того имя спросят. На двор ходили, смотрели, куда корова рогами лежит – оттуда и жених.
 Зап. от Монастырской Н.И., 1920 г.р.,
Стожковой З.И., 1937 г.р.
в с. Рожок Сосновского р-на 10.08.1993 г.
Грановской Н.П, Гусаровой Т.В.
 
 
Колядовать ходили на Рожество и на Новый год. К избе подойдешь, постукаешь в окошко, спросишь: «Коляду желаете?» Если скажут: «пойте», так споем, а нет – так пойдем к другой избе, тут не подадут.
А гадали на старый новый год, зимой. Ступу ловили: поставят ступу, это в которой лен били, чтобы мягче был, чтобы прясть, поставят в сугроб, глаза завязывали. Раскрутят тебя и пустят. Поймашь ступу – значит, замуж выдешь в этим году, а не поймашь – ищо год в девках сидеть. Круг нарисуем, воды поставим в чашке, зеркало, накладем углей, пшена, ну, деньги там, еще чего. И курицу вот поймам ночью в 12 часов в курятнике, пустим её в круг. Она ходит, квохтает, не клюет. Свекровка, значит, озорная будет. Ну, обижать будет сноху. А если клюнет, смотря что. В зеркало – это будет жених щеголь, ухоженный, значит. Если в воду клюнет – пьяница, деньги – богатый, ежли пшено – хлебороб, уголь – это у нас раньше уголь жгли, угольщик, бумажку – значит, ученый. А если петуха поймаешь, его в избу не носили, значит, за вдовца пойдешь.
 К колодцу пойдем, стукнем – в какой стороне звук, там и жених живет. Лапти кидали за вороты, куды веревочка ляжет, там и жених, короткая – значит, близко, длинная – далёко. Утром выметешь пол, и выходи на дорогу с мусором. Кто встретится, спрашивай имя, если незнакомый. А знакомый – и так знашь. Женщина – так свекровку будут звать, мужик – свёкра, девка – золовку, а парень – жениха. В избе нитки к матице картошкой приклеим и подожжём, у кого раньше сгорит – та раньше замуж выйдет. В огород ходили, тычильник (изгородь из жердей) саженью мерили: сколь получится, а последнюю глядели, какая осталась часть, длинная – так семья, в которую выйдешь, большая будет, короткая – небольшая. Конешно, лучше в небольшую семью идти.
По селу гуляли, хорошо, и пели по селу, ходили с песнями под гармошку, а то с балалайкой.
Зап. от группы женщин –
участниц фольклорного коллектива
в с. Волчиха Сосновского р-на
в сентябре 1972 г.
Гусаровой Т.В.
 
 
Святки – это зимой, после Рожества. На Святках рядились. По-всякому: и по-городскому, кавалером и барышнями, и цыганкой, а то стариком со старухой или попом. Юбки широкие надевали, сарафаны старинные, шубы там или пинжак шубный. Раньше-то овчинны были, мохнаты, и черные, и белы. Ну, вывернешь и наденешь. Медведем рядились, он плясал, толкался, рычал. Еще курицу делали или утку: ноги и руки в рукава просунут, на спине застегнут, ворот на голове. И клюв из палки сделают. Вот она и прыгат. Ещё лошадью наряжались. Коромысел возьмет промеж ног, ну вот как ребятишки в лошадки играют, на одном конце хвост, на другом голову сделает и пологом накроется. И мертвецами рядились, гроб сделают и носют из дома в дом. Он лежит, а они причитают, как по правдошному. Лицо загораживали, марлей там или чем, и говорим не своими голосами, чтобы не узнали. Ходили из дома в дом, собирали, кто чё подаст. Ну, всяко давали, у кого что есть: картошки там, капусты, огурцов, кто пшена, кто хлеба или пирог, кто и мяса. Бывалоча, всё брали, потом на поседки приходили, гуляли.
А в самое Крещенье водой окачивались. Ну, как…Выйдешь на двор в одной рубахе, присядешь на корточки, а другие девки (или если парень – то парни) из ведра окатят, всех по очереди. И скорей в избу, на печку греться. Это грехи смывали, кто рядихами ходил.
Рядихами-то больше мужики  и бабы ходили. Наденут все бело, рубаху там, в простыню завернутся и ходят по улице. Если кого ненаряженного встретят, в снег затискают или ещё что… От них убегали, как будто и вправду боялись.
Последний раз семнадцатого числа рядятся, а на другой день уже Сочельник, нельзя. И в само Рожество, седьмого числа, тоже. А так все Святки.
Зап. от Архиповой Н.А., 1928 г.р.
в с. Бочиха Сосновского р-на 12.08.1993 г.
Гусаровой Т.В.
 
 
Это посиделовки, что ли. Вот сидели, играли в эти… как его… Вот вызывали… «Жгутом» играли. Ну, это вот робята сидят, девки. Вот счас подойдешь, ремень тебе берут, ремнем жогнёшь, так и пойдёт туды, в сени, там стоит парень с девкой, вот вызывают друг дружку. А то и уходют, с ним в баню уходют. Голыши (камни из каменки в бане) в бане брали, что лучше, идешь, в реку кидашь. Это уж в  мито (мито – гаданье, заговор, магическое действие).
Гадали в бане. Нас заперли тода, в баньке, Миша Белов нас...
Всяко гадали. Сразу берём охапку дров, несчитано так прямо – хоп! – и бежишь, так добежишь до одного места, ага, кидашь и считашь: если парно, значит, замуж выйдешь, непарно, значит, старой девой останешься. Валенки… Подбегаем к амбарушке, валенки снимаем, ух – через амбарушку! Перекинешь – значит, выйдешь замуж, не перекинешь, значит, не выйдешь замуж. Я раз пыталась, на новой бане, они застряли, и не туда, и не сюда. Думала, век не выду…
Снег пололи! «Полю, полю беленький снежок, где собака тявкнет, там мой женишок». Ага. И слушали.
Там, где есть эти…струб (сруб) старый, он вон, зубами-те откусывашь деревяшку-то, эти щепки нагложешь, под подушку положишь. Жених приснится, значит, надо никого не звать (больше гадать нельзя).
А я вот запёрла… С Маруськой Платоновой заперли вёдры, два замка… Она с этой стороны, я с этой, и на печи легли. Запор-то (ключ) под головы положили. Он и приснился, пришел ко мне, а он кладовщиком был. Пришел, говорит: «Давай мне ключи-то, что ты склад заперла, давай мне ключи-те».
Мусор подмела, собрала в подол и утром выхожу в 6 часов, кто первый попадется. Попадается мужик. Санька Хлебников. Ага, значит, Санька. Ну, так и был Санька.
В чашку наливаем воды, бумажки напишем, имена: Саша, там, Коля, и на край чашки кругом клеим. Курицу принесешь, куда клюнет, к какому имени ближе.
Зап. от Исаевой В.Ф., 1934 г.р.,
Марушиной Ф.В., 1932 г.р.,
Лысовой Е.И., 1932 г.р.
в с. Созоново Сосновского р-на 11.08.1993 г.
Грановской Н.П., Гусаровой Т.В.
 
 
Гадали у нас под старый Новый год. Девки подойдут ночью к чьей-нибудь поленнице. Берут по полену и кидают за спину. Говорят: мельник, угольник, швец, пастух…Кто чё вспомнит. Как поленница кончится, такой и муж будет. А то завалят поленьями крылец, водой польют, чтоб замерзло. Это тоже ночью. А утром смотрят, кто первый через задню (вход в избу со стороны двора) выйдет поленья на крыльце разметывать: мужик – замуж выйдешь за ровню, баба – за вдового, а девка – не выйдешь.
А то, бывает, пойдут в поле и кричат среди ночи: «Где жених, откликнись!» Девки так раз сделали, видят – идут две млины (привидения, нежить). Тут надо вовремя опомниться, а то головой запихнут в прорубь.
В бане тоже гадали. Пойдут ночью к бане, одна заходит в предбанник, выставит голую задницу из предбанника в мыльню и скажет: «Кто жених мой, откликнись да покажись, погладь лохматой ручищей по голой ж…ще» или «Шаня-маня, щеми меня лохматой ручищей по голой ж…ще». Потом другая, третья. Ну, парень один спрятался в баню да колючей рукавицей и ущемил!
В избе тоже гадали. Положат на пол зеркальце и воду в тарелке и идут в курятник. Схватят любую птицу. Если петух – сразу выпускают, значит, за вдовца выйдешь, а если курица – несут в избу. Смотрят, что курица клюнет: если зеркало – муж будет щеголь, если воду – пьяница. А то разложат по полу кусочки, заметят, какой чей. Собаку впустят и смотрят: чей кусочек раньше возьмет, та раньше замуж пойдет.
Зап. от Зининой Е.В.,1931 г.р.
в с. Лесуново Сосновского р-на 11.08.1993 г.
Гусаровой Т.В.
 
 
Рядихи ходили, Святки были, рядихими рядились. Я нарядилась мужиком, парнем, по домам ходили. Лицо загораживали, чтобы не узнали, платком ли, марлей, чтобы видать се  (себе) было. И вот тут вот колодезь был, и одна старушка пошла молиться, а мы стоим у колодца-то. Я, мол, можно, что ли, окачиваться-то? А она говорит: окачивайтесь, самое коренное окачиваться. На меня два ведра вылили из колодца-то, водой-то облили. Это на Крещенье. А дом-то у нас был через два дома от колодца-то. Я разутая домой! Это еще рядом колодец!
А то юбки старинные надевали, что, платки нарядные; или балахонски были платки, это еще до войны было. Парни в девок рядились.
Вот идем, зайдем в избу, пляшем. Поем сами: гармошку где наберёшься! Пляшем. Что есть – утащим. Угощать нас не угощали, еще и выгоняли. Боялись. Это… Рядихи идут! Запираются.
Это вот, «сундуки-те открывайте, подавайте пятачок», «Мужичок, мужичок, открывай сундучок, подавай пятачок». Это в Рожество, седьмого января утром. А вечером-то, это, как его, на старый новый год пели. Эдак-то… девка если в этим доме – как-то ведь пели…
Как не ягодка красна, земляниженка,
Почему она красна? Во сыром бору росла.
Во сыром бору росла у матушки, у батюшки одна.
Вот это девчонке пели. Вот например, муж и жена в этим доме. Заходим. Я вот забыла… «А Галина вокруг Володи увивается…». Тоже как-то пели.
Гадали на Святки. Бросали лапоть – куды веревки покажут, или вот сюда, или туды - там жених. Колодец грызли. Охапку дров, идешь, сразу берешь, ежли они парны, она замуж выйдет еще в этом году. Гадали вечером, ночью ходили. В окошко или в дверь стучали. Если, вот, (спросят): «Кто тут?» - значит, жених тут будет, а если «там» -  где-то далеко. И имя спрашивали – как зовут. По домам бегали. С 13 на 14 гадали, по - старому на Новый год, тринадцатого вечером, вот эти вот поленницы-те.
Зап. от Рябовой А.И.,1932 г.р.,
Попковой Е.К., 1930 г.р.,
Фроловой С.Н., 1941 г.р.
в с. Виткулово Сосновского р-на 4.07.2007 г.
Васиной В.С.
 
 
Зимой-те обливаются после Святок, зимой, на Крещение. В проулке подходили молодые ребяты и друг дружку обливают. Обольют и скорей домой, а то в баню – кто там баню истопит, оне в баню набьются. Ну вот, обогреются маненько, оденутся и выходят. Соломки, говорят, постелешь, они вот так скрючатся, а их обливают водой холодной. А ведь холодно. Они марш в баню, обогреются, оденутся и выходят. Это в Крещенье было, в Сочельник (крещенский Сочельник - 18 января).
Только молодежь, старые не делали. Разве старики пойдут окачиваться в проулке! Это вот эдакие молодцы, они пойдут!
Они рядихами рядились, робяты. Они лицо-то загородют и наденут всё бело: ну, там рубаху белу, штаны, ну, мертвецы. И вот попадет им там, девчонки, они нам нахлещут. Ну, а девчонки тоже нарядятся: там или старухой какой, или цыганкой. Вот. Тогда в селе всё гулянье было. Ну вот они нарядются белым во всем, а ты нарядисся цыганкой, и всё равно вместе пойдете гулять-то. Это ходили рядихами-то ут Рожества на второй день и до Хрещенья, называлось Святки. Каждый день рядились. Да. А вечером ходили по домам. А уж вот когда в воскресенье-то, уж они и вовсе все нарядются, ходют, с гармонью, все нарядные.
Меня нарядили курицей. Я скажу тее, шуба была, и в шубу ноги и руки (в рукава).Ходить-то нельзя, как согнёсся. Меня толкнут – я и лежу до тех пор, кто подымет.
 Зап. от Бакулиной Л.В., 1923 г.р.,
Майоровой А.Ф.,1922 г.р.
в с. Сиуха  Сосновского р-на 3.07.2007 г.
Васиной В.С., Храмовой Н.Б. (фольклорная экспедиция ННГУ)
 
Публикация Т.В. Гусаровой
 
 
 
 
размещено 10.01.2007

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 16.13 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100