museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.) (10.44 Kb)

                                                  
Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и в крестьянском быту, когда после короткой передышки от Троицы до Купалы начинался ответственный и напряженный период сенокоса и уборки колосовых.
В  Нижегородской области обряды, связанные с Троицей – пятидесятым днем после Пасхи – исполнялись в течение двух недель: неделя до Троицы, седьмая после Пасхи, называвшаяся семиковой или просто Семик (Кулебакский р-н), и неделя после  Троицы, до заговенья на Петров пост, которое в некоторых местностях именовали «русалкино заговенье», имея в виду обряды проводов и похорон антропоморфных или зооморфных изображений неких мифических существ, связанных со стихией воды, поля и леса (русалки, коня, Костромы, кукушки и др.)
Семиковая обрядность повсеместно, где зафиксировано ее бытование, связана с проведением девичьего обряда завивания березки, гаданиями, кумлением, обрядовыми хороводами. Встречается она в разной степени сохранности практически на территории всей области, хотя следует отметить преобладание записей  из районов волжского Правобережья.
Принято называть Семиком  четверг седьмой недели после Пасхи и все обрядовые действия ограничивать этим днем. Однако в с. Натальино Кулебакского района «Семик длился неделю» (Масанова А.И., 1905 г.р.), в Чкаловском р-не подготовка к празднику начиналась загодя: «Семик делали из берез, из берез по всей деревне. А березы рубили в березнике, в лесу. У нас тут был один старичок, он натопат этих берез, оне ( девки) натаскают, наплетут венков, семик урядят, поставят в середине березку, стол и вот угощенье. Одни девушки.» (Е.А.Рябинина, 1932 г.р.), в с. Созоново Сосновского р-на подготовка начиналась в среду: «Накануне рубили березку, украшали тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнешь и тоже на ниточке повесишь…А в четверг гулять с ней.» (Яшина А.П.,1930 г.р.)
В лес «завивать березку» ходили чаще только девушки, хотя нередко информаторы сообщают об участии парней или о большом скоплении народа: «Пойдем, бывало, в лес, венки завивать – развивать. Семь деревень туда сходилося, народу – туча! У! Вот где любовь-то была!» (М.И.Переводова, 1907 г.р.,Б-Болдинский р-н).
Завивание березки (связывание её ветвей в кольцо) сопровождалось определенными магическими действиями, чаще всего загадыванием на будущее – своего рода диалогом между человеком и природой: девушка задавала вопрос, а через три дня, в Троицу, при развивании венка, по состоянию веток, получала ответ.
В некоторых регионах  Нижегородчины, преимущественно в Правобережье, в Семик девушки кумились, т.е. совершали обряд  породнения (кумовство – система родственных отношений, возникающих при участии в обряде крещения или в свадебном): разбившись на пары, по очереди давали одна другой обет дружбы и взаимной поддержки. Обещание скрепляли поцелуем через завитый на березке венок и подарком:
«Делали из веток кольцо, через него целовались с подружкой» - Полозова Т.А., с. Черновское Б-Болдинского р-на.
«Кумились, приговаривали: Семик, Семик, Троица,
                                                 Семикова улица.
                                                 Не свариться  бы, кума,

                                                  Не драться бы, кума! –

Рябинина Е.А., г. Чкаловск.
 
Информаторы по-разному оценивают этот обычай: как простую забаву, ничего не значащую игру или, напротив, как важное событие, накладывавшее отпечаток на всю последующую жизнь:
«Всю нашу молодость топерь-то, кого кумами зовут, старухи-то. И собираются бабы в это место. На Семик-от. Где был Семик. И гуляют. (Она же).
Обязательным элементом семикового обряда была совместная трапеза. Место и время ее проведения варьируется:
«В Семик девушки рядили березку, ели под ней яичницу» - М.В.Бакланова, с.Хвощевка Богородского р-на.
«Собирали по домам яйца, молоко и шли к какой-нибудь старушке. Она яичницу делала.» -Поздеева П.В.,с. Зеленые Горы Вадского р-на.
«Стол в избе ставили и березку приносили. Кто яичницу, лапшевник, пироги…»- с.Созоново Сосновского р-на.
«В Троицу-Семик готовили яичницу и ели ее под деревьями.» - Суханова М.Ф., с.Шилово Богородского  р-на.
«Украшенную березку приносили в село и вокруг нее водили хороводы. Пели: « Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые.
        К вам девушки идут, к вам красные идут.
        К вам пироги несут, лепешки, яичницы!
Под березкой было угощение – пирогами, яйцами.» - Трутнева О.Я., с. Натальино Кулебакского р-на.
«Напекут яиц, идут в лес» - Волкова К.В., с. Львово Воротынского р-на.
Часть трапезы отдавали березке:
«Яичницу из плошки берем каждая по одной ложке, а что осталось – в куст ставим, тут и оставляем» -с.Богоявленье Семеновского р-на.
«На Семик яичницу не делали. Ходили в рощу девки и ребяты. Пекли ржаную лепешку да яйцо. Клали лепешку и яйцо под березку.» - с. Лапша Первомайского р-на.
«Гостинцы приносили и березке.» - с. Натальино Кулебакского р-на.
Как правило, возвращаясь из леса, девушки несли с собой березку, елочку (с. Шилово Кулебакскогор р-на) или другое деревце, обильно украшенное пестрыми лоскутками, ленточками, бумажными  цветочками. Шествие сопровождалось пением, плясками. По возвращении в село вокруг березки водили хороводы, а затем бросали ее в воду – «топили» (с. Понетаевка Шатковского р-на, с. Черновское Б-Болдинского р-на, г.Чкаловск, с. Шаргали Богородского р-на, с.Созоново Сосновского р-на и др.) Вместе с тем, в Сокольском районе отмечают: «Березку не срубали, берегли, она так и оставалася.» - Седова А. Г.,с.Гари.
От Семика (четверг)  до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых называют разные варианты «Проса» («А мы просо сеяли», «А мы кустья чистили», «А мы сечу сеяли»), «Из-за лесу, лесу темного», «Али как у матушки родимой»,  «Как под грушею», «Как на зорьке», «Со вьюном я хожу», «Береза моя, березонька» и др., игры в горелки, в ручеек, в лапту. Интересна информация из д.Костылиха Арзамасского р-на о том, что здесь на Троицу «катали яйца по бёрду» (Волкова Е.М., 1915 г.р.), а в с. Михайловка Кулебакского р-на «на Троицу яйца катали – красные, желтые» (Короткова Е.С.,1916 г.р.)
В день Троицы дома и улицы поселений украшали ветвями берез, рябин, кленов, которые потом долго сохраняли в доме. Продолжались троицкие гулянья, которые носили массовый характер:
 «В Троицу гулять ходили к Волге. И пожилые ходили. Сядут на горе и поют. Молодежь катается на лодках. Пели везде – и в роще, и везде. Еще водили хороводы.» - Сурина Е.Ф., с.Сомовка Воротынского р-на.
«Возле дома на лужайке делали кружок /из березок – авт./,в нем и плясали и парни, и девки.» - Волкова Е.М., д.Костылиха Арзамасского р-на)
 «Утром нарядятся, идут в луга, в лес гулять. Поют, играют на балалайках, на плошках – как в барабан.» - Зубанова Л.И., д.Калинино Б.-Болдинского р-на.
«На Троицу караводом ходили, На клину гуляли: околица трех деревень – клин. Собирались на второй день Троицы, было общее гулянье» - с.Левино Навашинского р-на.
Всю неделю после Троицы продолжались обрядовые хороводы и гулянья. Заканчивались они на Петровское заговенье, за которым следовал до 12 июля Петровский пост, а затем начинался сенокос и уборка колосовых, во время которых хороводов обычно уже не водили: «От Троицы до Успенья /28августа – авт./ хороводов не водят» -с.Туманино Шахунского р-на.
              
 
 
 
 
материал размещен  9.06.2006
                                                                                     
 
 
                   

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 10.44 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100