Праздником, закрывающим сельскохозяйственный сезон текущего года, когда уже собран урожай, и поля и огороды убраны в зиму считался в народе Кузьма-Демьян, отмечаемый 14 (1 по старому стилю) ноября.
Историческая справка. Кузьма и Демьян (Косма и Дамиан) – православные святые, братья, родившиеся по преданию в Малой Азии (по другим сведениям Древнем Риме, Аравийской стране), искусные врачи, исцелявшие людей и скот, не беря вознаграждение за свои труды («безмездные врачи». «бессеребреники») . По одной из версий приняли мученическую смерть за приверженность к христианству в 284г. Дни памяти святых Космы и Дамиана отмечаются православной церковью трижды в году: 1/14 июля, 17/30 октября, 1/14 ноября.
Крестьяне наполнили церковные дни чествования святых Космы и Дамиана понятным и целесообразным для себя содержанием. Так Кузьма-Демьян ( в народном представлении они слились в одно лицо) в целом по России – праздник кузнецов, «курячий праздник», покровитель ремесленников и свадеб.
В Нижегородской области, помимо сохранившегося обряда «Кузьма-Демьян» со вадьбой и похоронами Кузеньки, который до сих пор справляют в с. Юрьево Гагинского р-на (это удостоится отдельной статьи), повсеместно по югу празднуются Кузьминки (Кузьмушки). Про сути это праздничные посиделки с угощением и пением-пляской, посвящённые по-видимому, окончанию всех многочисленных сельхоз-забот и вообще осени. Недаром поговорка: «Кузьминки – об осени одни поминки».
«…Это на Кузьму-Демьяна-та? Это на Кузьмушку так играли… Девки собираются, слаживаются (в складчину набирали продуктов – прим. Т.Е.) у нас бывало, и по домам ходили собирали. Вот, и блины пякут, обедают, гуляют, песни поют… Какие знашь, такие и пели, любые пели…»
С. Николаевка Первомайского р-на, записано Гусаровой Т.В., Грановской Н.П. в 1994г.
«По осени – Кузьминки. Вот. Кузьминки. Первого ноября. Тут еще, знаешь чего… Еще после этих, как их, как зерно-ту снимут… А раньше-то вот экономика очень была сложная… И вот мы пойдем собирать зернышки, с колосков. Наберем колоски, не знаю, как у вас, а у нас так вот было. Собрали эти колоски в поле, набрали их, там у кого сколько. И мы пойдем их это…смелют там нам, или обменям на муку. Вот так вот. Ладно, эт вот всё собрали, десять человек, кто сколько, всё, мучку собрали, по парочке яичков нам дадут и по ложечке маслица. И мы пойдем вот, ко мне ли, к кому ли, сойдемся, тоже девчонки, сойдемся, значит, и это вот Кузьминки. А каки Кузьминки? Робят пригласим, у кого гармонь, у кого балалайки. И вот мы сядем, значит, капустки ли принесем, ну, чё, огуречков, всё это. Ну, конечно, колбасы-те не было, варенья не было, всё из свово хозяйства. Ну, вот, это мы угостимся, начинает гармонь. И пошли плясать. Прибаутки пели:
Мой миленок не теленок,
Он помоица не пьет…
Мой миленок как теленок,
Только разница одна:
Мой миленок пьет водичку,
А теленок никогда.
Вот так. Ну и пели вот так, все такие песни. У нас всё продолжали. А после этого – кто, может быть, пойдет напару или как. Вот так и продолжали. Наши назывались Кузьминки. Вроде посиделок».
С. Черновское Большеболдинского р-на, записано Грановской Н.П. в 1995г., расшифровка Гусаровой Т.В.
В статье использована информация, взятая http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2091/4305.htm