museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею» (7.25 Kb)

 

    Название своё этот древнейший вид святочного гадания получил исходя из «технологии  процесса».  Из прикрытого платком или полотенцем блюда, наполненного зерном, женщина, ведущая гадание,  по одному вынимала сложенные  заранее  мелкие  украшения девушек,  принимающих участие в гадании  (серёжку, колечко, брошь  и т.п.). При этом припевались короткие песенки, предсказывающие будущее обладательницам вынутых предметов.

 

              Нам известен  один зафиксированный образец* подблюдных песен с припевом «Илею», записанных на севере Нижегородской области в Шахунском районе (д. Новосёловка).

     Шахунские подблюдные содержат несколько  песенок-предсказаний, а также   ритуальную хвалебную песнь  хлебу, открывающую гадание. Следующий после каждой строки припев «Илею!» (кстати, сам информатор так и называл песенки из подблюдного гадания: «Илию поём»),  вполне вероятно, означает обращение к Святому Илье-пророку – покровителю жатвы и хорошего урожая.

 В подблюдных из с. Новосёловка участвовали лишь девушки или женщины.

    В зависимости от того, кто гадал и в какой ситуации находится человек (девушка, замужняя женщина, вдова, старуха, женщина, ожидающая мужа с войны), могло варьироваться значение одного и того же гадания. По-видимому, логика трактовки гадания схожа с трактованием снов: при имеющихся «типовых»  значениях всегда следует учитывать индивидуальные особенности и обстоятельства субъекта. Подробнее о гаданиях смотрите статью «Традиционные святочные гадания в Нижегородской области» http://opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/rite/?id=1407

  К сожалению, значение песенок информантом не названо. Поэтому символика предсказаний указана нами, опираясь на подобные тексты близкой региональной принадлежности.*

 

 

Мы не песни поём

(подблюдные)

 

Мы не песни поём

Хлебу чась (часть) отдаём. Илею.

Хлебом царствуемся.

 

Ходит Илья Пророк по полю. Илею.

Што щитает Илья Пророк суслончики1. Илею.

Што на пер(ы)вой полосоньке сто суслонов. Илею.

На второ(и)-то полосоньке – тысеча. Илею.

Што на третьей полосоньке – сметы нет. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

 

(К богатству, хорошему урожаю).

 

 У нас на гумнёшке три ворошка2. Илею.

Што из первова ворошка хлеб пекчи. Илею.

Што другова-та ворошка пиво варить. Илею.

Што из третьева ворошка вино курить. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

 

(К свадьбе).

 

Брошу я подушечку через ворота. Илею.

Я взночала3, што подушечка в грязь упадёт. Илею.

Што упала подушечка в зелен сад. Илею.

Што и в зелен сад, да и сь милым спать. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

 (К свадьбе).

 

 

Арина на авине полотна ткот (ткёт). Илею.

Кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

Тому в сутках1 сидеть, именинычети. Илею.

(К смерти).

 

Везут бревно на семи лошадях. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

Тому в сутках сидеть, имениничети. Илею.

(К смерти).

 

Шахунский р-он д. Новосёловка

Записано от Клепцовой Анны Яковлевны 1904 г.р.

Запись 1978г. Чивикиной Е.М., расшифровка  2006г. Тихомировой Е.В.

 


 

* Упоминания о бытовании подблюдных гаданий встречаются в Семёновском, Богородском, Павловском, Починковском районах.

* По книге И.И.Земцовского «Поэзия крестьянских праздников» ,Ленинград -1970.

1 Суслончики (суслон) – кладка снопов в поле.

2 Ворошок (ворох) – вывеянный зерновой хлеб.

3 «Взночала» – вероятно -  думала, опасалась. 

1 Сутки – передний угол в избе, подыконье.

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.12.2012
  • Автор: Тихомирова Е.В.
  • Ключевые слова: подблюдные гадания, подблюдные гадания Илею, гадать, гадания в Нижегородской области, нижегородские подблюдные песни
  • Размер: 7.25 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100