museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1 (15.79 Kb)

 
Гадание топором
Это гадание относят к древнейшим уже. Плиний еще упоминает об способе гадания на топоре, оно внесено в Грецию при Ксерксе I Останесом, а из Греции распространилось повсюду.
Это гадание назначалось для узнания виновного между подозреваемыми лицами. Для процесса гадания вбивали топор в короткий деревянный кол и вращали кол, упоминая имена подозреваемых лиц в покраже. Понятно, что топор, вследствие проявления центробежной силы, выпадал из кола, и при чьем имени совершалось это падение, тот и считался виновным.
 
Гадание ключом.
Для этой цели берут ключ самый старый и еще лучше – наследственный, закладывают его бородкой между листов книги и связывают книгу так, чтобы ключ не мог вывалиться; потом книгу эту вешают за кольцо ключа и упоминают имена виноватых, если при имени подозреваемого лица книга на нитке повернется, то подозреваемый считался виновным.
 
Гадание решетом.
Приписывают ко временам Феокрита, и Люциан признает самым грубым из всех суеверий евреев, пафлагонцев и греков. Он также служил для уличения виноватого.
Решето вешали на нитку и произносили имена заподозренных, при имени которого решето начинало поворачиваться, тот считался за виноватого.
Германцы тоже знали это гадание.
Несмотря на грубость такого гадания,  движение решет было до того признаваемо, что весталка Тукция тем только оправдалась от взводимого на нее обвинения, что в решете принесла воды из реки Тибр.
 
 Гадание на кольце, ножницах, ножах
и других домашних тяжестях.
Точно так же, как на решете и на ключе, производилось гадание кольцом, ножами, ножницами  и проч. предметами. Обыкновенно при этом наблюдали точно так же первое движение какого-либо повешенного предмета при произношении последовательно и протяжно имен лиц подозреваемых.
 
Гадание билетами.
Берут лист бумаги, нарезывают правильными четырехугольниками, надписывают на них что-либо из ответов, подходящих к гаданию, свертывают потом каждый надписанный билетик в трубочку, перемешивают в куче муки раз десять. Записки эти обыкновенно вынимали из муки,  в которой они положены.
 
Гадание священной книгой.
Брали какую-нибудь книгу духовного содержания, задавали себе наобум страницу и строку сверху или снизу и потом, отыскав страницу, ищут в строке объяснения на задуманную тему вопроса.
Или же задают себе наобум на правой или на левой странице сверху или снизу её строку и потом книгу эту открывают на какой попало странице. Что сказано в той строке до точки, будет служить ответом на заданное; то в таком случае нужно его себе объяснять аллегорически.
 
Гадание петухом.
Это гадание производится двумя различными способами днем или вечером.
Поступают так: делают на земле круг и делят его на 36 частей, обозначая каждую часть его отдельной буквой азбуки. Вместе с тем в каждое их отделений кладут по ячменному или овсяному зерну и, запасшись куском бумаги и карандашом, пускают в это круг петуха и записывают последовательно буквы тех отделов, из которых он берет зерна. Последовательный порядок записанных букв должен дать слово ответа.
Другой способ состоит в том, что каждая из девушек (гадают преимущественно девушки) с целью гадания берет поровну овсяных зерен и кладет эти кучки отдельно на пол; затем пускают петуха, и та из девушек, у которой из кучки клюнет петух, прежде прочих выйдет замуж.
Вечером раскладывают на земле вещи, как-то: кольцо, овсяные зерна, уголь и серьги, и выпускают петуха. Так как петух ночью или вечером спит, то спросонья не может хорошенько различить предметов и может клюнуть во что попало.
Этим случаем слепоты девушки пользуются, и загадавшая наблюдает, во что клюнул петух. Когда петух клюнет зерно, то это будет знаком, что девушка выйдет за богатого, если клюнет серьги, то замужем будет щеголять и жить роскошно, если клюнет уголь, то будет жить в бедности. Конечно, этим предугадываниям девицы не верят, но любят это гадание, как приятное развлечение.
 
Гадание по луковицам.
Если хотят узнать о тех лицах, которые в отсутствии, живы ли, в добром ли здоровье, то берут луковиц столько числом, о скольких лицах хотят узнать, и сажают в землю, хорошенько заметив, которая луковица в честь кого посажена, и потом наблюдают: которая из них раньше даст росток, то та особа живет благополучно и счастливо.
 
Гадание яйцом.
Берут свежее яйцо и, разбив его, выпускают в холодную воду и выставляют на некоторое время в холодное место. После того смотрят, какой рисунок дает его белок и заключают по этому о будущем.
 
Гадание башмаком.
Девушки выходят вечером за ворота, снимают с левой ноги башмак и бросают его. Куда он ляжет носком, туда и будет, то есть в ту сторону, отдана девушка замуж; если же носок будет обращен к тому дому, из которого она вышла, то в этот год девушка остается в доме родительском.
 
 Гадание на поленьях.
Девушки подходят к складенной поленнице дров и берут из середины, без разбора, которое-нибудь. Вынувши полено, девушка осматривает, и по нём заключает о своем суженом и его характере.
Весьма смешно сравнивать мужа с поленом, но на деле выходит так. Полено гладкое, ровное, без сучков представляет собою хорошего характером жениха; полено в шероховатой коре – жениха характерного. В толстой, но хорошей коре – богатого, полено с ободранной корой местами – нуждающегося; без коры – бедного. Толстое полено – сильного, полного. С сучками – большая семья. Кривое – урода или с физическими недостатками.
 
Гадание на зеркале.
Гадание на зеркале, вероятно, занесено к нам с запада, а не русское наше. Притом и не позднее.
Такое гадание, по справедливости, принадлежит к самым любопытным: даже можно допускать, что гадающий может и видеть что-нибудь такое, но действительно или нет виденное может послужить предсказанием – это дело не наше.
Гадание производится следующим образом: берут два зеркала, из них одно должно быть как можно более, и хорошо, если бы оно даже было бы более аршина, другое – такое, чтобы можно было сидя держать его на коленах и глядеть через него в первое. Оба зеркала должны быть чисты, без пятен, пузырей и других недостатков.
Зеркала устанавливают одно против другого так, чтобы они каждое порознь были расположены вертикально и притом совершенно были параллельны между собою; то есть чтобы свечи, поставленные на столе, поставленном между зеркалами, и по краям стола, дали бы бесконечную аллею из свеч в большом зеркале.
Обыкновенно второе зеркало, по величине меньшее, держит сидящая особа, установив его на коленах. Когда зеркала будут установлены и освещены стоящими по бокам свечами, стеариновыми или восковыми, то нужно заметить, что гадающая особа тогда должна начинать свое гадание, когда уверится, что в комнате нет никакого животного, например, собак, кошек и птиц. Из числа посторонних можно допустить, впрочем, одну или двух особ, и то тогда, когда уже гадающая уверена, что эти люди к ней расположены и притом до того скромны, что не нарушат молчания во всё время гадания, которое иногда бывает довольно продолжительно. Но эти посторонние особы не должны смотреть в зеркала и так сидеть, чтобы не быть отраженными в зеркале.
С чего начинается гадание и в чем заключается вся суть? – спросят читатели. А вот в чем. Зеркало должно представить собою, в пространстве зеркала, в лицах ответ на задуманное вами.
Как же это достигается? – спросит читатель.
Весьма просто по видимому, но довольно трудно в действительности.
Гадающая особа должна быть для этого предварительно убеждена в средствах зеркала; видите ли, как трудно! Потом, с полным убеждением, что зеркало откроет ей то, чего она желает, сесть и глядеть до того пристально в пространство образовавшейся в зеркале галереи, что даже, если можно, удерживаться от смигивания, кашля и всего такого, что может отвлечь гадающую особу от избранной точки наблюдения. Притом гадающая особа не должна мечтать о предметах посторонних, увлекаться шумом в соседней комнате и прочее, а заниматься исключительно тем, что предпринято.
Весьма понятно, что при строгом соблюдении всего сказанного, то есть сосредоточенности зрения и внимания в безмолвной тишине и уединении, может быть, что-нибудь и представится, если взять к тому же во внимание сильное убеждение в возможности гадания и желание предугадать что-либо из будущего.
Говорят, что зеркало перед началом явления какого-либо видения тускнеет; свечи также теряют свой естественный блеск, и вот тут будто бы нужно усилить всё внимание, с уверенностью не пропустить ничего. В эту минуту шорох ползущей по стене мухи, скрип стула, шелест платья может испортить всё, если только гадающая особа отклонит свое внимание на один из посторонних предметов.
Понятно, что такая работа нервов, сосредоточенная в одну точку в вашем мозгу, испортится от постороннего влияния на слух.
Деревенские девушки обыкновенно в зеркале гадают о своих суженых и, садясь перед зеркалом, стоящим на столе, на котором даже ставят закуски, говорят: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать».
Также говорят, будто бы жених, по желанию гадающей особы, глядится через ее плечо и приносит подарочки, которые, зачурав, невеста оставляет у себя.
Тоже толкуют, что, ставя на стол два прибора, не кладут при этом гадании ни аилок, ни ножей. Когда суженый садится за стол и что-нибудь вынимает из кармана, тогда девушке стоит в это время сказать: «Чур меня, чур!» - и вещь останется в виде залога и доказательством справедливости события, а призрак пропадает.
Но этого быть не может; можно думать, что при взоре, пристально и неподвижно устремленном на один и тот же предмет, раздражение вообразительного органа в мозгу достигает того градуса, при котором впечатлительная особа увидит в действительности призрак, как то и бывает. Но не может же быть, чтобы акт, совершившийся в мозгу, был неразрывно связан с приношениями. Другое дело – подстановка призрака более существенным суженым… Ну, об этом мы и говорить не будем и поверим даже в возможность всевозможных галантерейных приношений.
К гаданию посредством зеркал способны впечатлительные нервные особы с воображением; но больные, истерические, ипохондрики не должны браться за такое дело, потому что испуг видения может потрясти организацию.
Вот случай гадания в зеркале, описанный покойным Михаилом Петровичем, известным профессором русской истории. Рассказ, который мы помещаем сокращенно, заимствован им из записок одной известной графини А.Д.Б., которая получила его от Е.О.
В 1807 году, в обществе подруг Е.О., в доме соседа-помещика зашел разговор об опасностях и трудах близких сердцу отсутствующих, бывших в армии. Известий никаких в деревне не было. Между молодыми девушками зашла речь о гадании в зеркало; одни не верили, другие сомневались в способе гадания. Одна из подруг обратилась к хозяйской дочери, прося, чтобы та погадала в зеркале. «Посмотри-ка, где мой брат и что с ним теперь?» - просила подруга.
Хозяйская дочь села при известной обстановке за зеркала, подруги расположились поодаль.
Долго молча сидела гадальщица. Это начало некоторым надоедать, как вдруг заговорила: «Вот, вот… Туман сходит со стекла, вот лесок, вот берег, река большая, быстрая река!... Господи, сколько народу! Всё войска, лагерь, солдаты, пушки, кони на обоих берегах… Что это? Там суетятся у подошвы горы, на самом берегу? Кажется, все штабные тут… А, отчалила лодка с того берега, в ней маленького роста генерал сидит; вот плот на середине реки, другая лодка причалила, смотри!» Е.О. подошла и стала за стулом подруги, посмотрела в зеркало и увидела то же самое. Вот и другой генерал взошел на плот. Он повернулся! «Государь!» _ вскричала хозяйская дочь и сама вскочила, пораженная удивлением.
Это было 13 июня, в день Тильзитского свидания императоров Александра I и Наполеона I, о котором уже, конечно, никто не знал, не думал, не гадал, а всего менее эти молодые девушки.
 
Подслушивание.
Подслушивание в деревнях составляет обыкновенную забаву молодых девушек под Васильев вечер, то есть под Новый год. Впрочем, не одни девушки этим занимаются, но часто довольно пожилые замужние женщины, по склонности к любопытству.
Задумав о чем-нибудь, девушка идет под первое окно или к первой двери  и старается что-нибудь услышать, если там говорят, и, стараясь не быть замеченною, тотчас удаляется. Первая услышанная фраза ею схвачена, и она торопится домой, чтобы потом вывести из нее заключение для себя собственно.
Из подслушанных фраз брань и ссора дают понятие о том, что девушка, вышедши в этом году замуж, будет браниться с мужем, а для женщины обещает неблагоприятный год; ласковый разговор, поцелуи, смех, также спокойная беседа – благополучие в этом году.
Но сказать правду, это гаданье – глупость, для девушки это даже опасно, потому что в доме, при закрытых ставнях, многие ведут разговор дурного направления и до того невоздержный, что его никому не в силах выслушать равнодушно.
 
Как узнать имя суженого.
Это гадание тоже ничего не имеет существенного, кроме забавы и той прелести для молодежи, которую допускает вольность святочных вечеров. Молодые люди, преимущественно девушки, выходят вечерком за ворота, и одна из них спрашивает первого встречного мужчину: «Как ваше имя?» Тот обыкновенно отвечает имя, или свое, или вымышленное. Цель этого гадания состоит в том, чтобы узнать, какое будет имя ее будущего супруга. Но можно ли узнать это? Да при том мужчины всегда обманывают, например, мы знаем одного чудака, который в ответ на вопрос девушки отвечает геометрически, например, одной говорит, что его имя перпендикуляр, другой – эксцентриситет, третьей – что его имя эпициклоида и тому подобное. Если бы даже девушка и поверила, то, право бы, не донесла этого слова до дому, если только не знает геометрии.
Кроме того, вообще обращение девушек с подобными вопросами к мужчинам, особенно вечером, неприлично, потому что мужчина, притом под веселую руку, может отпустить нелепую шуточку, привязаться, и из-за этого можно завести скандал.
В деревнях для вопроса о имени девушки выходят за ворота с блином на голове. Блин, конечно, прячут под головной платок. Тоже своего рода нелепая глупость, значение которой неизвестно.
 
Глава из книги «Киевская ворожея» (М., 1877)
 
От редакции: Текст первоисточника сохранен полностью, за исключением устаревших норм правописания.
Публикация Т. Гусаровой
 
 
 
 
 
размещено 25.12.2009

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В. (подгот.)
  • Размер: 15.79 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В. (подгот.)
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100