Мы публикуем результаты опроса студентов одного из средних специальных учебных заведений Нижнего Новгорода. Юноши и девушки в возрасте от 15 до 25 лет рассказали о своих семейных традициях, связанных с подготовкой и празднованием праздника Пасхи и последующей пасхальной недели. По результатам опроса выяснилось, что в подавляющем большинстве семей, так или иначе отмечают православный праздник Пасхи, вне зависимости от степени религиозности семьи. Ребята единодушно говорят о том, что в их семьях ждут Пасху и радуются её приходу, как торжеству Весны и в целом Жизни.
Массовые высказывания ребят повествуют о том, что в их семьях существуют следующие пасхальные традиции:
- делать капитальную уборку в квартире перед Пасхой, иногда за несколько недель (мыть окна, стирать занавески, мыть стены, двери и т.д.), т.к. «к Пасхе всё должно сиять и сверкать»;
- готовить на Страстной неделе (с четверга по субботу) праздничное угощение, в том числе обрядовую пасхальную еду (крашеные яйца, творожную пасху, куличи);
- обычаи, игры с крашеными яйцами (повсеместно принято «стукаться яйцами», катать яйца, христосоваться);
- встречать Пасху дома, а затем принимать у себя гостей или идти в гости (чаще к бабушкам - дедушкам);
- ходить на кладбище к усопшим родственникам (около 50 % ходят в день Пасхи, около 50 % на пасхальной неделе во вторник на Фоминой неделе, на Радуницу, или в ближайшие к Пасхе выходные);
- многие ходят в храм (на Пасхальную службу или на службу на Страстной неделе);
- многие соблюдают Великий пост.
Наряду с вышеперечисленными общепринятыми пасхальными обычаями, некоторые из ребят рассказывают о довольно специфичных, особенных традициях и обрядах местного бытования, о которых они узнали от своих родителей (бабушек, дедушек). Вот некоторые из них.
Праздничная и обрядовая еда.
Кроме традиционных блюд на русскую Пасху (куличи, творожная пасха, крашеные яйца) многие студенты отмечают особенности праздничных кушаний в своей семье. Готовят пироги с различными начинками, салаты, запекают мясо или курицу. Несколько человек отметили, что первый раз в году на Пасху делают окрошку.
Яйца красят, традиционно вываривая их в луковой шелухе. Бабушки опрошенных студентов (как и многие из родителей) делают так до сих пор, хотя и пользуются параллельно покупными красителями и наклейками для яиц. Есть и необычные случаи. Например, красить яйца морковью или свёклой, или варить с куркумой. Или отпечатать на яйце растительный рисунок: привязывают к яйцу перед варкой в луковой шелухе веточки укропа или петрушки.
Некоторые хозяйки смазывают готовые крашеные луковой шелухой яйца растительным маслом («чтобы были красивыми, блестели»).
Игры, обычаи, гадания с крашеными яйцами.
Приняты повсеместно. В каждой семье есть свои особенности.
-
Ходят «славить яйца» или «славить Христа»: дети и подростки 10-12 лет в день Пасхи ходят по домам и квартирам, говорят «Христос воскрес!» Им отвечают «Воистину Воскрес!» и одаривают яйцами, конфетами, пирогами и т.п. (Арзамасский р-он, Богородский р-он).
-
Обычай класть яйца на колодцы в пасхальную ночь принят в Семёновском р-не село Поломное, в среде старообрядцев-беспоповцев. «Яйца клали на место, где ставят вёдра. Колодцы всегда были открыты. Клали столько, сколько хотели. Красили шелухой от лука. Бабушки шли молиться, клали яйца, а дети за ними собирали».
-
«Бой яйцами» в семье на пасхальное утро принят почти в каждой семье. Самый распространённый вариант – бить яйцо о яйцо соперника, победил тот, чьё яйцо не разбилось. Интересная версия боя яйцами – бить их об лбы друг друга. Выигрыш тот же: победил тот, чьё яйцо не разбилось.
-
«Крутить яйца». Вариант 1. Каждый член семьи берёт по яйцу и раскручивает его на столе. Выигрывает тот, у кого яйцо дольше крутится. Вариант 2. Два игрока катят яйца навстречу друг другу. Чьё яйцо потрескалось, тот проиграл.
5. «Катать яйца». Упомянуты множество достаточно известных правил катания яиц: с горки, выбивать с помощью тряпочного мячика, игры на деньги и др.
В Первомайском р-оне (с. М.Макателём) яйца катали каждое воскресенье с Пасхи до Троицы, и каждое воскресенье называлось «катальным».
Любопытным нам показался комментарий одной из пожилых информаторов: когда яйца бьются при катании (и других играх с яйцами), это хорошо, т.к. в это время «черти бьются друг о друга лбами» (Выксунский р-он, деревня ГрязнАя).
-
Игра «Яичко спустится – горе отпустится» бытовала в Большемурашкинском р-оне деревне Коровино. Дети выходили на высокий пригорок, с него катили яйцо. Пока яйцо катится, надо было сказать как можно больше раз: «Яичко спустится – горе отпустится», другие считали. Кто больше всех раз сказал, тому будет удача во всём целый год.
-
Гадание на парней при помощи крашеного яйца. Девушки невестиного возраста скатывали яйцо с пригорка. Пока яйцо катится, говорят: «Воскресенье Христово – пошли мне парня холостого» (Большемурашкинский р-он деревня Коровино).
-
Дети собирали яйца на кладбищах. Неоднократно упоминался обычай собирания детьми крашеных пасхальных яиц, конфет, пирогов и другого угощения, оставленного на могилах для усопших родственников и в городской, но больше деревенской среде (Арзамасский р-он, Семёновский р-он).
Пояснения, почему на кладбище в Пасху не ходят.
«Раньше мы всегда в Пасху на могилки ходили. А как пошло священное движение – после 1992 года (подъём православного движения в России после Перестройки – прим. Т.Е.) - так нам батюшка стал запрещать на кладбище в Пасху ходить. Говорит, надо во вторник (на Фоминой неделе – прим. Т.Е.)» (Первомайский р-он).
В Пасху на кладбище не ходят, т.к. :«скорбь по умершим несовместима с радостью по поводу воскрешения Христа» (Большемурашкинский р-он); «души умерших стоят к нам спиной и молятся, и наш приход к ним не будет считаться помином, ведь они нас не видят» (Кстовский р-он); «души родственников в Пасху (и другие большие праздники) приходят домой (и можно с ними разминуться – прим. Т.Е.).
Упоминается обычай «палить из ружей, салют делать» («т.к. охотников много было») в 12 часов ночи – так встречали Пасху в селе Поломное Семёновского р-на.
Публикуется впервые.