museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014 (8.97 Kb)

 

     Мы публикуем результаты опроса  студентов  одного из средних специальных учебных заведений Нижнего Новгорода.  Юноши и девушки в возрасте от 15 до 25 лет рассказали о своих семейных традициях, связанных с подготовкой и празднованием праздника Пасхи и последующей пасхальной недели. По результатам  опроса выяснилось, что в подавляющем большинстве семей,  так или иначе отмечают православный праздник Пасхи,  вне зависимости от степени религиозности семьи. Ребята единодушно говорят о том, что в их семьях ждут Пасху и радуются её приходу, как торжеству Весны и в целом Жизни.

 Массовые высказывания ребят повествуют о том, что в их семьях существуют следующие пасхальные традиции:

-  делать капитальную уборку  в квартире перед Пасхой, иногда за несколько недель (мыть окна, стирать занавески, мыть стены, двери и т.д.), т.к. «к Пасхе всё должно сиять и сверкать»;

 -  готовить на Страстной неделе (с четверга по субботу) праздничное угощение, в том числе обрядовую пасхальную еду (крашеные яйца, творожную пасху, куличи);

- обычаи, игры с крашеными яйцами (повсеместно принято «стукаться яйцами», катать яйца, христосоваться);

- встречать Пасху дома, а затем принимать у себя гостей или идти в гости (чаще к бабушкам - дедушкам);

- ходить на кладбище к усопшим родственникам (около 50 % ходят в день Пасхи, около 50 % на пасхальной неделе во  вторник на Фоминой неделе, на Радуницу, или в ближайшие к Пасхе выходные);

- многие ходят в храм (на Пасхальную службу или на службу на Страстной неделе);

- многие соблюдают Великий пост.

 

    Наряду с вышеперечисленными общепринятыми пасхальными обычаями, некоторые из ребят рассказывают о довольно специфичных, особенных традициях и обрядах местного бытования, о которых они узнали от своих родителей (бабушек, дедушек). Вот некоторые из них.

Праздничная и обрядовая еда.

 

Кроме традиционных блюд на русскую Пасху (куличи, творожная пасха, крашеные яйца) многие студенты отмечают особенности праздничных кушаний в своей семье. Готовят пироги с различными начинками, салаты, запекают мясо или курицу. Несколько человек отметили, что первый раз в году на Пасху делают окрошку.

 

Яйца красят, традиционно вываривая их в луковой шелухе.  Бабушки опрошенных студентов (как и многие из родителей) делают так до сих пор, хотя и пользуются параллельно покупными красителями и наклейками для яиц. Есть и необычные случаи. Например, красить яйца морковью или свёклой, или варить с куркумой. Или отпечатать на яйце растительный рисунок: привязывают к яйцу перед варкой в луковой шелухе веточки укропа или петрушки.

   Некоторые хозяйки смазывают готовые крашеные луковой шелухой яйца растительным маслом («чтобы были красивыми, блестели»).

 

Игры, обычаи, гадания с крашеными яйцами.

 

Приняты повсеместно. В каждой семье есть свои особенности.

 

  1. Ходят «славить яйца» или «славить Христа»: дети и подростки 10-12 лет в день Пасхи ходят по домам и квартирам, говорят «Христос воскрес!» Им отвечают «Воистину Воскрес!» и одаривают яйцами, конфетами, пирогами и т.п. (Арзамасский р-он, Богородский р-он).

 

  1. Обычай класть яйца на колодцы в пасхальную ночь принят в Семёновском р-не село Поломное, в среде старообрядцев-беспоповцев. «Яйца клали на место, где ставят вёдра. Колодцы всегда были открыты. Клали столько, сколько хотели. Красили шелухой от лука. Бабушки шли молиться, клали яйца, а дети за ними собирали».

 

  1. «Бой яйцами» в семье на пасхальное утро принят почти в каждой семье. Самый распространённый вариант – бить яйцо о яйцо соперника, победил тот, чьё яйцо не разбилось. Интересная версия боя яйцами – бить их об лбы друг друга. Выигрыш тот же: победил тот, чьё яйцо не разбилось.

 

  1. «Крутить яйца».  Вариант 1. Каждый член семьи берёт по яйцу и раскручивает его на столе. Выигрывает тот, у кого яйцо дольше крутится. Вариант 2. Два игрока катят яйца навстречу друг другу. Чьё яйцо потрескалось, тот проиграл.

 

5. «Катать яйца». Упомянуты множество достаточно известных правил катания яиц: с горки, выбивать с помощью тряпочного мячика, игры на деньги и др.

  В Первомайском р-оне  (с. М.Макателём) яйца катали каждое воскресенье с Пасхи до Троицы, и каждое воскресенье называлось «катальным».     

       Любопытным нам показался комментарий одной из пожилых информаторов: когда яйца бьются при катании (и других играх с яйцами), это хорошо, т.к. в это время «черти бьются друг о друга лбами» (Выксунский р-он, деревня ГрязнАя).

 

  1. Игра «Яичко спустится – горе отпустится» бытовала в Большемурашкинском р-оне  деревне Коровино. Дети выходили на высокий пригорок, с него катили яйцо. Пока яйцо катится, надо было сказать как можно больше раз: «Яичко спустится – горе отпустится», другие считали. Кто больше всех раз сказал, тому будет удача во всём целый год.

 

  1. Гадание на парней при помощи  крашеного яйца. Девушки невестиного возраста скатывали яйцо с пригорка. Пока яйцо катится, говорят: «Воскресенье Христово – пошли мне парня холостого» (Большемурашкинский р-он  деревня Коровино).

 

  1. Дети собирали яйца на кладбищах. Неоднократно упоминался обычай собирания детьми крашеных пасхальных яиц, конфет, пирогов и другого угощения, оставленного на могилах для усопших родственников и в городской, но больше деревенской среде (Арзамасский р-он, Семёновский р-он).

 

Пояснения, почему на кладбище в Пасху не ходят.

«Раньше мы всегда в Пасху на могилки ходили. А как пошло священное движение – после 1992 года (подъём  православного движения в России после Перестройки – прим. Т.Е.) - так нам батюшка стал запрещать на кладбище в Пасху ходить. Говорит, надо во вторник (на Фоминой неделе – прим. Т.Е.)» (Первомайский р-он).

В Пасху на кладбище не ходят, т.к. :«скорбь по умершим несовместима с радостью по поводу воскрешения Христа» (Большемурашкинский р-он); «души умерших стоят к нам спиной и молятся, и наш приход к ним не будет считаться помином, ведь они нас не видят» (Кстовский р-он); «души родственников в Пасху (и другие большие праздники) приходят домой (и можно с ними разминуться – прим. Т.Е.).

 

Упоминается обычай «палить из ружей, салют делать» («т.к. охотников много было») в 12 часов ночи  – так встречали Пасху в селе Поломное Семёновского р-на.

 

Публикуется впервые.


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 29.05.2014
  • Автор: Тихомирова Е.В.
  • Ключевые слова: Пасха, Христово Воскресенье, Нижегородская область, катать яйца, ходить на кладбище в Пасху, гадание на крашеных яйцах, собирать яйца и конфеты с могил, биться яйцами
  • Размер: 8.97 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100