День 14 октября (1 октября ст.ст.), отмеченный в православном календаре как Покров Пресвятой Богородицы, в народной традиции имел особый смысл завершения не только основных сельскохозяйственных работ, но и определенного цикла жизни природы, перехода к новому ее состоянию. Это в корне меняло и жизнь человека, в которой интенсивный труд сменялся периодом относительного покоя и отдыха, возможностью сосредоточить внимание на иных, чем летом, но не менее существенных жизненных вопросах. Не исключено, что в именно здесь следует искать причину того, что покровские дни отличались, как отмечают исследователи, весьма богатым и разнообразным содержанием.
М. Забылин
ПОКРОВСКАЯ СУББОТА
Так считается ближайшая суббота к первому числу октября. Она празднуется въ то время, когда кончается „Страда", то есть полевая работа, и каждый крестьянинъ—земледелец получает средство жить в лучше и шире, чем въ другое время года. Эта же суббота празднуется, как день поминовения усопших родственниковъ. У
К этому дню, как и к Семику и к Масленице, у бедного и у богатого бывает много приготовлений относительно пищи и питья и в домашнем быту. Моют полы и стены в избахъ, чистятъ лопатой полы въ сенях, крыльцах, и вообще приготовляются так же, как к большому празднику.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1880.
Н.П. Степанов
ПОКРОВ
(ЗАЗИМКИ)
«Придет Покров, девке голову покроет», — говорят старики, а девушки, в свою очередь, втайне молятся: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня, молоду», или: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», а хохлушки на теплом юге, не отставая от дедовских обычаев, тихонько поют: «Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хочь ганчиркою, аби не зоставалась дивкою!»
В деревенской жизни самим народом, по завещанию древних предков, установлены так называемые «свадебные недели», которые тянутся от Крещения до Масленицы, на Красной горке, особенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого бабьего лета или Семенова дня (1 сентября) до «Филипповок», т. е. Филиппова заговенья (14 ноября) как начала рождественского поста, называемого «холодным». Таким образом, последние в году свадьбы приурочены к Покрову, и засидевшиеся «в девках» в этот день обязательно ходят в церковь молиться о ниспослании им хороших женихов. На Ненилу и Параскеву (28 октября), например, полагаются особые мольбы на хороших женихов: «Матушка Прасковья! пошли женишка поскорее». Для подобной же цели другой святой заступницей и покровительницей считается великомученица Екатерина, к которой с мольбою о добрых невестах обращаются в Юго-Западной Руси и парни, а на западе — св. апостол Андрей, к которому обращаются девушки.
Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивающиеся к Покрову, невольно наталкивают на мысль отыскать себе на будущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хороводы, заводимые от Оспожинок и продолжаемые нередко до Покрова, служат к сближению молодых людей, а кроме того, на посиделках и супрядках, так как в это время обычно начинаются работы в избах при огне, можно поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. Указано время, и есть место, где можно сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешат присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без которого не обойтись свадьбе: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, которые можно найти у себя в деревне, а городских, привозных. Замечается, что в этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настроение заметно живее и увереннее, в надежде расплести косу и покрыть голову бабьим повойником. А не покрыл Покров, не покроет и Рождество снегом — землю и бабьим платком — девушку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводят в своем кругу, устраивают складчину и задают веселый пир
в простодушной и наивной уверенности, что «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Если в компанию к ним случайно попадет парень, то по его движениям, по разговорам стараются разгадать свою судьбу.
Более существенное и важное значение издавна имеет этот Богородичный праздник в экономической жизни народа по отношению к срокам найма рабочих. Эти сроки выражаются в поговорках: «от Покрова до Евдокей»; «от Покрова до Крещенья»; «подожди до Покрова — весь долг выплачу» и т. п. В земледельческой, хлебородной полосе России «срочники» или, как они сами говорят, «строшники» живут по найму обычно с Ильина дня до Покрова. Совершенно обратное явление мы видим в > фабричных местностях, где к Покрову все ткачи и шпульники уже налицо до св. Пасхи, когда все опять уходят к родной земле на свои весенние и летние работы. Здесь в малохлебных местностях обыкновенно около этого времени начинают закупать из чужих рук хлеб, за неимением своего, так как не редкость услышать, что иной хозяин «только перегнал хлеб из поля в поле», т. е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все торговые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову полевых работ и тяжелой летней страды малороссы сложили следующую шуточную поговорку о своих женах-помощницах. «Як прийшла косовиця, той жинка кородытся; як прийшла жныва, жинка як нежива; а як прийшла Покрова, той и жинка здорова». На Покров спешат оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорят, «ухитить» ее, «захватить тепла до Покрова» по той причине, что если «не ухитить до Покрова — не будет такова», и придется тогда просить: «батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», т. е. чтобы он послал бы и теплую погоду и время осмотреться и сладиться с долотом и топором.
С Покрова волей-неволей приходится начинать зимние работы, служащие подспорьем земледелию и производимые в хатах и после них; здесь пойдет теперь неустанная работа с пряжей, с тканьем и шитьем всякого рода, с изготовлением всего, что необходимо в домашнем быту или что можно сбыть более или менее выгодно на зимних базарах. Словом, приходит пора зазимовать, почему и весь период времени около Покрова носит название «зазимок», как начала подспорных земледелию ремесел и промыслов. Не первая пороша — пушистый снежок с легким заморозцем называется этим именем — это вернее — «подзимок», и не первые морозы до устоя зимы, а именно эти самые разнообразные работы, сказывающиеся и видные и в домашнем быту, и на сельских базарах.
Старики в Покров замечают погоду: «Нехорошо, — сказывают,— если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студеная; «если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».
Народные праздники на святой Руси. – СПб, 1899.
С.В. Максимов
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Так как свадьба в крестьянском быту требует значительных расходов, то в деревнях девушек выдают замуж обыкновенно тогда, когда уже закончились полевые работы и вполне определился итог урожая. Таким временем повсюду считается Покров Пресвятой Богородицы (1 октября). Поэтому и праздник Покрова считается покровителем свадеб. (Существует даже примета, что если в день Покрова будет очень ветрено. то это предвещает большой спрос на невест). А так как о свадьбах и женихах все больше толкуют девушки, то естественно, что и самый праздник Покрова приобретает до некоторой степени значение девичьего праздника. В этот день всякая девушка-невеста считает непременным долгом побывать в церкви и поставить свечку перед образом Покрова Богородицы, причем повсюду сохраняется уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех. Кроме умилостивительной свечи, перед образом Покрова читаются и особые молитвы: «Батюшка-Покров, мою голову покрой. Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее». Такую же самодельную молитву читают девушки и отходя ко сну: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С Покрова же по всей Великороссии девицы начинают устраивать беседы. Что касается прочего населения, то день 1 октября оно считает «первым зазимьем» (началом зимы). В этот день бабы начинают топить в жилых горницах печи, причем бабы не упускают случая, чтобы произнести особую молитву: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». С Покрова же крестьяне начинают конопатить свои избы (опять-таки с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром») и «закармливают» на зиму скот. Последний обычай обставляется довольно торжественно, так как скотине скармливают особый сноп овса, называемый «пожинальником». Пожинальник, или последний сноп с последней полосы, обыкновенно вяжется из тех колосьев, которые оставляются «Илье на бороду». (Делается это с целью умилостивить грозного пророка: «Вот тебе, Илья, борода, а нам хлеба вороха».). Эту «бороду Ильи» крестьяне дожинают непременно всей семьей, храня во время работы гробовое молчание. «Из бороды» вяжется отдельный сноп, который ставится на лавку в переднем углу, где и стоит до Покрова. На Покров же его торжественно выно- сят на двор и дают скотине с целью предохранить ее от зимней бескормицы и от всех бед и напастей, связанных с самым суровым и тяжелым временем года.
Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. – М.,1986.
Сост.: Т.В. Гусарова
© Открытый текст
размещено 10.10.2010