Фомино воскресенье, следующее за Пасхальной неделей, в ряде местностей России было отмечено проведением обряда, носившего разные названия: Вьюнишник, Вьюнец, Вьюнины, Окликание молодых… Этот обычай упомянут в «Стоглаве» - сборнике 1511 г. (25й вопрос главы 40): «А о велице дни окличка, на Радуницю вьюнец и всякое в них беснование» с ответом: «Чтобы о велице дни оклички на Радунице не творили и скверными речами не упрекалися».
Бытование этого обряда в 19в. зафиксировано в Тверской, Костромской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской губерниях. По материалам Нижегородской области вьюнишный обряд сохранялся в активном бытовании вплоть до середины 20 в., отдельные факты его исполнения отмечены в 80е-90е г.г. 20в., а записи информации от очевидцев и участников обряда производятся по настоящее время.
Основным содержанием этого обряда является обход домов молодых супругов, повенчавшихся прошедшей осенью и зимой, сопровождаемый пением особых «вьюнишных» песен, носящих поздравительный и в известной степени назидательный характер. Обход совершался раздельно: группами детей и подростков с утра, затем неженатой молодёжью, а позже, к вечеру – замужними женщинами.
Поздравление молодожёнов, именуемых «вьюнец молодой со вьюницей», нередко сопровождается описанием их настоящего и будущего благополучия, что придаёт песням величальный характер, присущий также свадебному фольклору и святочным песням-колядкам:
Как в деревне во Ильинской
У Ефима-молодца
Что стоял тут терём
Со крутым верхом,
Со косячатым окном…
Что во том ли терему
Дубовы столы стоят,
Браны скатерти лежат.
Как на них ли на столах
Медвяны яства едят,
Сахарны питья пьют…
(Нижегор. губ. Семёновский уезд).
Характерно для вьюнишных песен обращение к теме продолжения рода, пожелание многочисленного потомства:
Ещё дай-ко тебе, Бог,
Благослови, Господь,
Ой, вьюнец-молодец,
Ой, молодая,
Ещё семеро девушек,
Шелкошвеюшек,
Да одного одинца,
Молодого молодца.
Ой, вьюнец-молодец,
Ой, молодая.
(с. Варнавино Нижегородской обл.)
Ряд песен представляют собой, по сути, советы «вьюнцу», а чаще «вьюнице» по регламентации семейных отношений, особенно со старшим поколением:
Ты послушай, молодица,
Ты послушай-ка, вьюница,
Что мы будем говорить,
Как в чужих людях жить.
Свёкру-батюшке служи-
Рукавицы с рук суши,
А свекровушке служи-
Чаще по воду ходи,
А золовонькам служи-
Чаще горенку мети,
А деверьям-то служи-
На гуляньице сряди.
Мужу милому служи-
Чаще банюшку топи…
Завершается обряд требованием угощения:
Вьюница, молодая,
Открывай-ка сундучки,
Окликальщички пришли.
Открывай-ка сундучки,
Вынимай-ка прянички,
Дели всем по парочке.
Вьюница, молодая!
Угощением чаще всего были крашеные варёные яйца, пироги, кокурки и другая домашняя выпечка, иногда конфеты и пряники. В Поветлужье окликальщиков угощали пивом домашней варки. Получив требуемое, окликальщики переходили к следующему дому, где были молодожёны, и обряд повторялся.
В некоторых сёлах Поветлужья традиция дополнялась символическим приобщением молодой женщины – «вьюницы» к бабьему сообществу деревни: женщины- окликальщицы дарили ей простой повойник – головной убор замужней женщины из ситца или другой недорогой ткани, взамен более нарядного кокошника, который она носила в первый год замужества.
Обряд окликания молодых
село Безводное Кстовского района.
Записано в 2004 году Тихомировой Е.В. от группы старожилов села: Сидневой Глафиры Николаевны, 1926 г.р., Хализовой Людмилы Фёдоровны, 1929 г.р., Ложкиной Анны Александровны, 1934 г.р., Ремениной Валентины Александровны, 1928 г.р.
Описание обряда.
На «Пасошной» (Пасхальной – ред.) неделе в субботу и в воскресенье в Безводном привечали молодые пары, поженившиеся в этом году – окликали молодых.
В субботу вечером ходили по домам молодожёнов и пели:
Молодица – вьюница,
Подай кокурку.
Не подашь кокурку,
Тебя молоду
На стыд наведу:
В короб посажу,
В город отвезу,
Пироги раскидаю,
Заслонки расшибу!
Молодая должна была подать окликальщикам кокурки – сдобные лепёшечки (из пресного теста, выдавливаются при помощи стакана). Кроме этого обрядового печенья угощали «у кого чево есть» - печеньем, конфетами. Если невеста не подавала,то пели «безобразны песни», смысл которых состоял, по-видимому, в угрозе главному – плодородной силе молодожёнов:
По шестам лазала,
… казала!
Или:
Вьюн молодой,
Хрен золотой!
На следующий день, в воскресенье «не кликали, а ходили раздавали кокурки»: молодая ходила сама по родственникам, к тем «кто гулял на свадьбе», и раздавала кокурки.
Расшифровка Тихомировой Е.В.
материал размещен 4.05.2006