- Уродилась Коляда накануне Рождества -
Дайте «коровку» - масляну головку!…
…Ватага деревенских ребят, подпрыгивая с мороза под окошками, щедро желают хозяевам «из полузерна пирог» и всех немыслимых благ, только бы скорей добрая хозяйка вынесла этого самого сдобного пирога и … что там у неё есть в печи?.. Чай, уж знала, что придут – с Рождества конец поста, а для колядовщиков неписаное правило – обход всех деревенских дворов. Ты уж если не поёшь, так хоть нарядись как-нибудь навыворот – это, мол, не я заклинаю на добро и зерно, принимая добровольные жертвы…
-Не подашь пирога, уведём корову за рога!
Ну, хоть не целую корову, так вместо неё бы рогатую «коровку», «козульку» либо «каракульку», или уж «баранку» из ржаного либо пшеничного теста!
- Христа ради «коляды»!… Подайте «таусенку»!
…Не от себя мы, от высших сил, которые в эти святые дни с большей благосклонностью смотрят на людей… Ну, вот, наконец, летят в мешок горячие «пышки, лепёшки да свиные ножки»!..
Весь крестьянский мир
Что это за Коляда? Она «уродилась», «пришла»… Похожа ли она на человека? Ещё сто лет назад в некоторых деревнях Княгининского района Нижегородской области встречались «фигурки, свойственные лишь воображению деревенских баб –колёдки»… Это и праздник такой, когда ходят в Святые зимние вечера до самого Крещения, с песнями-«колядками» и за «колядками», это ещё и печенье.
Вот как рассказывают об этом Прасковья Степановна Дувахина из Вачского района:
«Делали пресное тесто, и делали тут всякими рисунками. Что кто придумат. Человечков выделывают или же вот – цветочки какие-нибудь рассучут. И когда приходили «Каледу» петь, им подавали:
Каледа, каракуля!
Где была?
Коней пасла!
А где кони?
За воротами.
А где ворота?
Водой снесло.
А где вода?
Быки выпили.
А где быки?
В тростник ушли.
А где тростник?
Девки вырубили.
А где девки?
За мужья ушли.
А где мужья?
Сена косят!
А на что сена?
Коров кормить.
А на что коров?
Молоко доить!
А зачем молоко?
Детей малых поить!».
Не мала, не велика песня, а в ней – весь крестьянский мир в благополучии да согласии: множится скот, девки выходят замуж, родятся дети… И сами колядовщики, и праздник (с напоминанием об угощении) – в центре этого мироздания, и бесконечно движение внутри этого заколдованного круга…
Кто и зачем ходил?
К детям в особенные дни календаря – отношение особое. Именно они начинают традиционный обход домов, представляя божественные силы «инишного мира» - мира природы и умерших предков, который, по вере древних, был близок, как никогда и готов к взаимодействию и помощи в эти «святые и страшные» дни и вечера. Если древние праздновали нарождение нового солнца, поворот его с зимы на лето, то крещёный мир празднует Рождество Спасителя, «света от света».
И всё-таки про «рождение нового Солнца» 22 декабря с последующим солнцестоянием напоминают те самые «дары», что дают хозяйки детям, как когда-то пастухи и мудрые цари - младенцу Иисусу Христу.
Обрядовое печение в Нижегородской области чаще всего представляет собой древний символ Солнца (или «солнечных кудерочков»): «таусенки» и «колядки» - это колечки, «бараночки» или круглые пироги, лепёшки. Или вот ещё «кокурки» - могут походить на птичку-курочку в гнезде и на солнышко – колечко.
И пироги и свиные ножки!
Чего только не печётся и к следующему событию зимних Святок – Новогодию! (сейчас это называется старый новый год). У русских в этот день по церковному календарю - Василий Великий, с древних времён он считается покровителем свиноводства. Это ему жертвуют «свиные ножки», чтобы «свинки поросились». А у нижегородской мордвы так же чествуют Тауньсяя или Таунь-озаиса – как бога свиней. Вот откуда появилось загадочное название «таусень»!
…Таусень, таусень!
Вы несите - не трясите,
Вы давайте-не ломайте!
Какой кусок, такой летом колосок!
Рассказывает уроженка Починковского района, с. Учуев Майдан, Лазарева Анна Ивановна (1932 г. р.):
«Это четырнадцатого января, тринадцатого – перед Новым годом, Старым Новым годом. Это «таусеньки». Пекли пироги – мама печёт самый большой пирог, как можно испечи большой, сдобнай-сдобнай! В «кельи» несём – у кого лучше!.. «Таусеньки» петь ходили. И подавали им. По дворам ходили. Женщины постарше с детьми – после войны. Наденут на себя чего-нибудь такое-то: кто мужское оденет… и пойдут плясать!»
И вот еще несколько подсказок, которые мы привезли для вас из экспедиций по Нижегородской области.
«Печенье «кокурки» пекут на Новый год: «бараночки», «восьмёрочки», «восьмёрки с палочкой» (связывают узлом). Сантиметров по пять. Тесто делают так: мука, дрожжи, песочек, вода и масло постное, соль». Записано от Лисиной Антонины Ивановны (1938 г.р.) в с. Епифаново Вачского р-на.
«Кокуры» с творогом сами пекли. Круглые – ватрушки. А маленькие «кокурочки» в магазине покупали…»
«Кокурка» - это бараночка. Тесто пресное, варят сначала в кипятке. По целому противню, бывало, наделаю на Новый год!» Записано от Рябовой Надежды Михайловны (1923 г.р.) в пос. Старцево Городецкого р-на.
Традиционное печение «кокурка» - иногда просто «курка» - это одновременно и солярный знак (круг, кольцо), и сущность «глашатая Солнца» - петуха или курицы. Изображение в традиционной культуре может замещать живого человека, животного или птицу, так же, как и его имя.
Магические песенки и печёные фигурки, как вы уже догадались, служат благопожеланием всему миру, каждой семье, и мы говорим вам:
С Новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем, с хорошим урожаем!
Лада Калинина, фольклорист, педагог
ДДТ Нижегородского р-на
ДК им. Маслякова
Опубл.: "Вы и Ваш ребенок" (декабрь 2005 г.).
Материал размещен 07.02.2006 г.