museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий (27.44 Kb)

Елена Тихомирова
Описание святочных гаданий
1.     Спрашивать имя жениха;
2.     «Валенок кидать»;
3.     «Нитки жгли»;
4.     «Тень от пепла»;
5.     «Грызли колодец»;
6.     «Курицев ловили»;
7.     «В дугу лезть»;
8.С зеркалами.
Описание гаданий.
    1. «Судьбу спрашивать» («кричать под окном»). 
Спрашивали имя будущего жениха у первого встречного (нередко на перекрёстке дорог), или под окнами домов.
Навашинский р-он с.Горицы., зап в 1994 г. Гусаровой Т.В.
Подходишь под окно и кричишь: «Как судьбу зовут?» Там утвечают: «Иваном! (ай, там Марьей!)» Кому как скажут.
Ковернинский р-он с. Федулово, зап. в 1994 г. Грановской Н.П. от Лещёвой П., 1912 г.р.
А вот дома придут, спрашивают суженово: «Как мово суженово зовут?» Прямо вот под окна.. Там сказывают: «Вот так твово суженово зовут.» Около Крещенья завораживали на женихов.
Кулебакский р-он д. Ломовка, зап.в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т., 1920 г.р.
Кричали под окном, как жениха зовут, да как невесту. Подойдут там: «Как жениха зовут?» У нас отец: «Верфуилом! Ха-ха-ха!» -зальютца. Невесту – «Укулиной», шутливое имя…
Варианты гадания «Как узнать имя жениха»:
Первомайский р-он с. Обухово, зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В.
. Завертят, завертят, закружат тебя, завяжут ( глаза ), пойдёшь и на дорогу выйдешь. Вот завязали ей глаза платком. Кто идёт, какой мужик, ай хто, хватай ёво! Как ёво зовут, так будут мужика звать. Вон она схватила, Пашкой звали, за Пашку и вышла.      « Что ты меня схватала?!» Мы подошли, ржём: « Ой, Марфа, Пашкой будешь первого жениха звать!» И правда Пашкой. А тут уж она за другова вышла. У другова-то тоже дочь родила, в Горькай уехала, он её бросил…                                                                                                    
Княгининский р-он с. Соловьёво,зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Максимовой Ю.И. 1916 г.р.
Описание.
 Гадала каждая девка у себя дома на утро после Нового года (скорее всего 14 января). Смотрела из окна: кто из деревенских мужчин  первым понесёт выбрасывать мусор. Как его имя, так и  жениха будут звать.
             2. «Валенок кидать».
Валенок кидали прямо с ноги или рукой  на улице. Смотрели как упадёт сапог: в какую сторону ляжет носом, оттуда (из указанного дома, из деревни в том направлении) приедут сватать.
 Бутурлинский р-он с Княж-Павлово, зап. в 1995 г.  Гусаровой Т.В. от Турецковой П.И., 1929 г.р.
Валенки кидали через вороты. Куда упадёт носом – там и жених.
Ковернинский р-он с. Федулово, зап. в 1994 г. Грановской Н.П.
1.зап. от Махотиной П.С.:
На раздорожье сапог кидают. Прямо с ноги вот ево и кидают. Куда он носом ляжет, там и суженой живёт. Жених, не суженой, по вашему.
2. зап. от Лещёвой П., 1912 г.р.:
…Так это на Новый год ворожатца (о - ударная). На поле-то были вороты сделаны, были верхоницы. Так вот придут к воротам-ту, снимут сапог, да через верхоницу-ту кидают.куды он носом лягот, туды и замуж выйдет, в ту сторону.
Бутурлинский р-он с.Б.Бакалды, зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Малыхановой К.А., 1918 г.р.Сапог через костёр кидали. На каку сторону глядит, какой жених…
Кулебакский р-он д. Ломовка.
Через ворота сапоги кидали. Давайте кидать. А робята знали, что я буду кидать. Спрятали < сапог >, мы на одной ноге. .. Вот с этой вота давай кидать. Лукнули (лупнули). Не руками, прям с ноги кидать. Вот подходишь к воротам, через ворота-ти лупнули. Куды носком ляжет, с этой стороны и сватать будут. Робяты укараулют, у нас их утащщат. У меня утащили, три дни тогда не приносил никто. Мне невчем итти. А я была... Я знала, что это он утащил – Колька Блохин. Я взяла, одну ногу обула в валенок, а другую – в лапти, в онучу. И иду, иду на третий день. Гляжу, идёт, сапогом мотат: “ Русалка! ( он меня русалкой звал ) Ты куды, русалка? ” “ Гулять! Ех, я тебе сейчас и дам! ”
3.     Нитки жгли.
Девушки привязывали нитки одинаковые по длине и составу – каждая свою, например, к спинке стула (в современных условиях). И одновременно поджигали снизу. Чья нитка прогорит быстрее, та девушка первой замуж выйдет, остальные – по очереди.
Кстовский р-он с. Безводное зап. в 2005 г.  Тихомировой Е.В.  от Князевой Н.Р., 1946 г.р.
К дощечке привешивали. Нитки ровные. Спички зажигам одновременно все. Ага скажут: «Ты раньше!» Ну, давайте все – раз. У кого какая быстренько сгорит, ну вроде говорят, ты выйдешь замуж.
Бутурлинский р-он с. Большие Бакалды зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Малыхановой К.А.,        1918 г.р.
Повесим вот нитки, их приклеим тут к матице и зажигам все в раз. У кого преже сгорит, тот преже замуж выйдет.
 
1.     Тень от пепла.
Гадающий сминал в шарик бумагу, клал на противень и поджигал. Показывающееся изображение – тень на стене- трактовалось как будущее гадающего.
Кулебакский р-он д.Ломовка зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т., 1920 г.р.
С Тоней, с дочкой мы гадали: “ Мам, давай на самом деле погадаем.” “ Давай, я тебе сейчас погадаю ”. Подходим... Точно вышло. Вот подошли – вышел трактор. Пепел-от, тень от пепла. Я и говорю: “ Он у тебя будет тракторист. Да, да, да, мол, у тебя верно будет тракторист. Ты гляди, мол, трактор. ” Она: “ Ой, мам, иначе правда ведь трактор, погляди! “ Ну живёт моя Антонина по Божьей милости. Присватался на самом деле тракторист. Говно(?) свиное(?).
Это надо бумагу смять так вот, смять её ковном(?), и зажигать. Вот как уж он прогорит, пепел-то на противине-ти, вот на стене-ти и гляди. Как уж там оттенок- от будет: могила или кто-ли...
2.     «Грызли колодец».
Гадающая девушка должна зубами отгрызть от колодца пять палочек. Дома она складывала из них «колодец»: 4 – на «венец», 1 – «журавль». И клала под подушку – «под голова». Будущий жених должен был присниться – «придти воды напиться».
Гадали нередко на вечорке все вместе.
Навашинский р-он с. Горицы зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Сочневой Е.С., 1921 г.р.
 
  Молча бежишь к колодцу. А зимой-то ведь всё замёрзло... А зубами-ти грызёшь. Отгрызёшь пять палочек, сложешь как колодец. А это <5-ю- Т.Е.>- вместо крюк. И под голова, ложишься спать, под голова кладёшь. Придёт жених, жениха выгадывали. Кто придёт...
    Сидели в кельи, не в клубе, сидели у одной тут в кельи,  напротив меня живёт. Там и парни, и девки ночёвали, и на пече, и на полатьях, и на кроватях, везде! И вот один был чудак (смеётся). Легли. Лёжим, не спим. Всё равно ведь, спим што ли? Смеёмся! А он: “Тпру-у! Ну, давайте, давай я воды задену!” Смех! Кому приснитца, а кому не приснитца...
 
Кулебакский р-он д. Ломовка зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т.. 1920 г.р.
...У Нюрки у Ганиной в кельи. Давайти ищи (ещё) гадать: Нюрка Панаева, Нюрка Холодкова, Нюрка Тукшикова, Нюрка Романова и я в том числе, Колька Захаркин покойнай. Ну, давайти гадать. Сходили. Нагрызли лучинков от колодцев, мороженой, да, да. Нагрызли, уделали колодцы. Себе на руки эта, зомок положили для колодца, а на руки повесили ключ. А на мне нечиста сила едит (?). Я ведь сроду не гадала. Я только ведь на кольцах как погадала, я гадала с девчонками, я всё это проделываю.
Нюрка Панаева лёгла на пече, руку свесила, и у ней это – ключ на руке. А самовар стоял у них, плечико ( ? ), вот так эвота. Ой, Верка ж Палюкина покойна, была ещё. Я дли1 неё лежала. Я встаю и говорю: «Смотри, не скажи, что это я встала. Если скажешь, я тебя оболью холодной водой.» «Не скажу.» Ну, улёглась моя Верка, спит. Я – к Нюрке к Панаевой подкрадилась, потихоньку – потихоньку. А у ней рука-то  как раз свиснула. Она тут спит, спит на пече. Я как за ключ-от дёрну со всей силы! Она как заорала: «Девки! Девки! Встаньте скорее, скорее мой колодец расшовыряйте! Верно меня цот, цот2 меня дёрнул!» А «цот» скорее на коленках, на коленках, к Верке Полюкиной лёгла и лёжу. Ну, все встали, ни у кого уж, не сгадали никто, чо  я всех подняла. Ну, и я лёжу. «Райк, скажи ты?» «Нет, нет, честно слово, не я». И к другой: «Нет, нет, она лёжала» «Ой,  это верно – верно меня враг, это верно – верно меня враг!» А после уж я призналась, что это я. «Больше гадать с тобой не будем.» И уж если когда гадать, меня и не брали: «Не берите, она не даст!»
Вариант гадания с «колодцем в головах»:
Бутурлинский р-он с.Б.Якшень зап.в 1995г.  Гусаровой Т.В. от Фалитновой В.В.,1923г.р.
…На новом месте легли на полу. Это наканнуне Нового года, на 13-е число (января – Т.Е.). Всё из маленьких поленцев, накололи поменьше палочек, сделали колодец под головами. И легли спать. Плохо было спать-то (смеются). И жених, кто в колодец придёт по воду, за тово замуж и выйдешь. Но не у одной и не приснилось. Я не знаю…или уж к утру-то мы замучились на дровах-то спать.  
6.«Курицев ловили».
Гадали девки – каким будет будущий муж. Приходили в курятник, «где курицы на нашести». В темноте каждая ловила по курице. Затем приходили в избу и пускали куриц, предварительно расставив на полу миски с разным содержимым: пшеном, углём, хлебом, водой и др. Каждый гадающий следил за своей курицей –к какой миске она подойдёт и что клюнет. Взависимости от этого трактовали свою судьбу (значение в разных сёлах могли варьироваться.) Устойчивые значения: воду попьёт – пьяницей будет, пшено клюнет –богатый, соль – к слезам, зеркало – любоваться собой будет.
В некоторых вариантах этого гадания курицу «очёркивают» (запускают в очерченное мелом пространство); используют заговоры.
Бутурлинский р-он с. Б.Бакалды зап в 1995 г. Грановской Н.П. от Малыхановой К.А., 1918 г.р.
 
 У нас под Новый год гадали, курицев ловили. Поймают курицев, а кто петуха. Петуха поймаешь – значит замуж не выйдешь.
А курице наставишь пшёна, углей,  хлеба там, разной водички, жёлеза, ещё там...
Если воду будет пить -  пьяница, пшено будет клевать -  будет мельник какой...
И вот это вот, всё эти причуды...У каждого своя курица. И чего она будет пить, она < т.е. девушка – Т.Е. > замечает. Если в железо постукат – значит кладовщик ( колдовщик - ?) какой-нибудь.
-         А как же ? Ведь видно же, что это петух!
-         Дк, в темноте ловют, на  нашести! Кто кого схватит.
 Интересно было, конешно.
 
Б.-Мурашкинский р-он с. Ивановское зап. в 1995 г. Грановской Н.П. от Голубевой А.Д.
Круг начертим ( ч – мягкое ), и тут поставим воду, соль, зеркало, зёрно, ещё там.
-         Каждый свою курицу тащит ?
-         Нет. Одна курица.
-         А! « Заказывали », как говорится, вот мне, на меня.
-         Да. Куда подойдёт эта курица. Зерно – богатство...
 
Ковернинский р-он с. Федулово зап. в 1994 г. Грановской Н.П. и Майоровой А. от Лещёвой П. !912 г.р.
 
 Бывало, у меня покойница-мама, была молодинькя, она замуж видно-вот, вышла молода. После вот, её подруги и сказывали.
Приносили курицу в избу, в избе-то её очеркивали, курицу-ту. И она видно вынула вот серёжку из уха, серёжка-то золота была, и клала в блюдечко <ч - мягкое>. И тут и свечку видно засвечали, да уж я и забыла чево приговаривают. И курицу-то вот очеркивают на западне, ... на западне. И вот её очеркнули, курицу-ту, и она только как-то первый раз клюнула в блюдечко-то, в блюдечке-то вода, серёжка-то в воде была…
 
Кстовский р-он с.Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от Хализовой Л.Ф., 1929 г.р.
 
А мы гадали с Лизуркай. И курицев тащили.
У меня модна курица  была. Петуха – Лиза принесла. Ну, клёвал пшеницу здорова! Мама мне сказала: «Ну, богатай. И вино будет пить.» Точна!
У каждого - своя курица. Во двор лазили, ловили (куриц) в темноте. Круг сделали (начертили), насыпали (пшеницы в блюдечко, м.б. ещё что-то), и зерькала у нас была. Всё в избе.
Если схватишь петуха – князь какой-нибудь будет жених ( в отличии от курицы).
Если за круг выйдет курица – замуж не выйдешь, останешься стара дева (смеются).
... И вино пил, и моднай такой был, лично.
 
Кулебакский р-он д.Ломовка зап. в 1994 г. Гусаровой Т.В. от Угаровой Р.Т., 1920 г.р.
Ну вот, как хочешь, вся сушая правда – на курах.
Девчонки сидели в кельи у Нюры-то у Галиной. Моя курица подошла, поглядела в зерькыла, клюнула в вино и подалась.. . Расчёску клали... жаних-то... Подалась и ушла под кровать, засела и больше не  вышла. Так и получилось, такой жених : выпить любит, прифорситца любит. Но не бойкай, молчаливый. Вот так всю жизнь. Подошла курица , пшено клюнула, в зерькыла-то поглядела, винца маленько клюнула, и под кровать. Вот так всю жизнь под кроватью-то и просидел.
Перед курицей клали:
Гребень, зеркало, расчёску, вино, пшёна,золы, воды наливали.
Золу клюнет – бедный жених,
Пшёно клюнет – богатый.
7.«В дугу лезть»
Дугу «от лошади» ставили в комнате. Девки по очереди с завязанными глазами пытались найти дугу и пролезть в неё. «В дугу пролезешь – замуж выйдешь скорей».
Кстовский р-он с.Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от старожилов села.
 
В дугу лезли. Поставили дугу, от лошади дуга. Надя-то у меня в дугу-то о-о-о пролезла            (о сестре – Т.Е.)!  А мы с Лизуркай – мимо да мимо, мимо да мимо! Глаза завязаны. В доме. В дугу пролезешь – замуж выйдешь скорей. А она скорей меня вышла замуж-от. Перва! А я осталась ище! Вот она надела хомут-от! Ну, ничово, ничово! Хомут скорей наденёт (выйдет замуж –Т.Е.).
 
8.     «С зерькалам»
 
 Пожалуй, самое известное по всей России,  «хрестоматийное » гадание «на жениха». Оно считается наиболее сложным и страшным из гаданий, не каждая девка отважится гадать с зеркалами. Точное методичное объяснение «процедуры» гадания редко удаётся записать от носителей культуры. Чаще о гадании , тем более настолько сложном и таинственном, как гадание с зеркалами, рассказывают сразу несколько человек –очевидцев или /и участников, наперебой, эмоционально описывая свои ощущения, предчувствия, подробности обстановки, сбываемость гадания  и т.п., при этом не объясняя самой структуры гадательного  действа. К тому же, локальная традиция каждого села содержит свои «нюансы», это касается используемых предметов в гадании, наличии заговора и др.
Попытка восстановления структуры гадания по опросу информантов из нескольких сёл нашей области даёт следующее:
Одна или несколько (обычно не более 2х-3х) девок  в избе собираются гадать, в ночь на Крещенье или на Рождество (есть указания и на точное время гадания). Для гадания необходимы два небольших зеркала, стакан с водой, кольцо гадающей, (волос гадающей по одному из вариантов). Зеркала ставят вертикально друг напротив друга так, чтобы образовался длинный коридор из отражений, между зеркалами ставят стакан с водой и опущенным в воду кольцом. Необходимо было смотреть в отражённый в зеркалах стакан с водой, прямо в кольцо,  пока не покажется образ «судьбы»: лицо или фигура будущего жениха, или даже местность, обстановка, семья будущей замужней жизни. Как только «покажется» суженый, смотреть в зеркала необходимо было прекратить. При участии в гадании нескольких человек, увидевшая своё будущее девка забирала своё кольцо из стакана, садилась следующая, опуская своё кольцо и т.д. Смотреть за изображением могли все учасники гадания. Есть упоминания о том, что в начале процесса гадания присутствующая пожилая женщина произносила  заговор, она же руководила всем процессом. А также есть сведения, что перед гаданием из комнаты могли выносить иконы.
 
Бутурлинский р-он с. Большие Бакалды  зап. в 1995 г. Грановской Н.П, от Малыхановой К.А,, 1918 г.р.
 
...На зерькыла гадали.
Два зерькала на стол, и потом – маненько, стакан воды, тонкай стакан с водой свежей, и пускаешь туды кольцо.. В это зерькало глядишь, в зерькили видишь зерькало,  в этим зерькали стакан и там кольцо. И в это кольцо тебе будет твой суженый... Мне вот правильно получилось.
-         Правда? Показался?
-         Да. Точно вот. Не наш был. Новопольный, из Малых Бакалд. И вот вышел, в шинели пришёл и в шлёме. Стоял там, я его видела. Вот так пришёл он меня сватать, и я сразу: “ Здрасте! ”. Вот его самого увидала в зерькало. Вот судьба. Не видала его сроду, не знала.
-         Как это он вас нашёл ?
-         А у него тут брат жил неродной, своднай. Вот он сказал ёму...
Интересно. Всяко гадали...
 
 
 
Кстовский р-он с.Безводное зап. в 2005 г. Тихомировой Е.В. от Хализовой Л.Ф., 1929 г.р.
 
               …С зерькалам.
Мы гадали. С подругай, с Лизуркай – к тёте Оксане (Ксане) Булыгиной. Обязательно не в урошно время – в шесть, девять, вот эти время.
-         А что такое  «не в урошно»?
-         Не знай чово. Это нечётны. Чётны, там – 8, 10. Это чётны. Но тогда вроде как нечётны. Но мы стары-ти вот как говорили, что...  
(Афанасьева Л.И, 1924 г.р. дополняет):
-         Боялись как бы вроде.
-         Боялись этих часов, 6 и 9?
-         Ну, конешно.
-         А 8 и 10 – нормально?
-         Ну, да.а эти часы, они вообще каки-то... И вот мы тогда зимой... Это гадают когда? На Рождество, али на Крещенье? На Крещенье.
Сиднева Г.Н. : «Раз в крещенский вечерок девушки гадали.»
-         И вот мы пошли с ей. Она у нас кольцо опустила (кольцы свое, она – её, моё...) Кольцо, берёт волос.
Ну, вот садимся. Она говорит: «Ну, садитесь.» Одна. Перва Лизурка села. Тётя Булыгина-то сзади стоит и говорит: «Вот гляди туда в кольцо-то». Ты веришь, нет? На самом деле. Вышла семья (показалось в кольце). И близко-близко вот она вышла, вся семья, и дом. «Ну, видели?» - она говорит. «Видели.» «Всё. Больше глядеть не будем.» Потом я села. Села, сижу. Гляжу. Эх, бугор мой показался! Где мой-от тут жил, с бабушкой-то, да? (все поддакивают: «Да, да, в бугре, в бугре.») Вот так стоит, вот так загнуты рукава, я его сроду не знала, что это за Валька Хализов. И стоит вот так (руки в боки показывает). Да далё-ёка! А тётя-то Булыгина-та говорит: «Во-он где, говорит, к тебя судьба-то. Да ты долго ещё не выйдешь!» (смеются).
-         А! Далеко видно было, да?
-         Да конешно. У подруги-та, у ней прям вот близко. Она и вышла раньше. А я конешно нет, не скоро. Может через год, а может и раньше, я не знаю. Я вышла 24-х. Это уж поздно, конешно, куды!
-         Тётя Люда, как с этим кольцом гадать? Вот мы пришли в дом в 6 или в 9 часов.
-         А потом зеркола ставят. Сюда и сюда (напротив друг друга).
Сиднева Г.Н., 1926 г.р.:
-         А иконы не выносили?
-         Тётя не выносила ничово!
-         А много ли народу гадали?
-         Штой-то! Мы две пошли, да и всё! Ну самим захотелось, всё говорят.
-         А больше-то можно?
-         Я не знаю, не могу сказать. Лид (к Афанасьевой Л.И.), всё-таки чо-нибудь, да говорят (во время гадания заговор). Я-то не знаю ничово. А она, наверно (тётка), всё равно, чо-нибудь, да знала. Какой она заговор, да всё-тки знала.
-         Вот пришли в дом, сели за стол.
-         Вот два зерькала. Вот посередине – стакан. Стакан с водой. Вот мой волос (кладут в стакан), а потом уж другой (если другая гадает). И вот ставют зерькола, и свечки по–моему ставили. По обе стороны. Ни при свете (гадали), закрыто было. И в зерькала смотреть.
-         А кольцо-то где?
-         Кольцо в стакане.
-         А что сказать-то надо?
-         Я ничо не говорила. Я не знаю.
-         Вы смотрели в зеркало или в кольцо?
-         В зерькала.
-         И ничего не говорили.
-         Я тебе ещё раз говорю. Это может та бабушка знала что сказать, котора с нами сидела. Она уже не молода была. Я вот так сидела на стуле, а она сзади меня. Она говорит: «Вот смотрите.» И она чево-нибудь знала. Я вот до сих пор этого не могу сказать. И она говорит, например, хоть мне или ей: «Ну, смотри, давай.» Сидишь, смотришь. И сразу (показалось). Вот я тебе и говорю. А я сзади. И у подруги-то я сама глядела. Вот не сижу, а сзади. Та сидит вот подруга. А я – сзади. , не сижу, а сзади. Я-то сама глядела. Так прямо – вот! Вот – вся семья. За Вальку-то... она вышла. У их семья-то вон какая, да? Она и скоро вышла замуж.
-         И она видела семью и вы?
-         Видели! Всё видели! Представь себе. Я вот тоже. Как у меня бугор-от показался, как он стоял, и думаю: «Ба!» А тётя-то  и говорит мне: «Во-он твой-то стоит!» Но я не имела представления, что за такой. Ну, не имела. Я с им не гуляла даже! Я и не знала что там Кирдим есть( по-видимому, деревенское прозвище – Т.Е,). (смеётся).
 
Опубликовано 12 января 2007 г.
 


1 Дли – возле.
2 Цот – чёрт.

(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Тихомирова Е.В.
  • Размер: 27.44 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100