museum/nn/aetnolog/rite/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Календарные праздники и ритуалы

 Календарные праздники и ритуалы
Размер шрифта: распечатать




А.А. Коринфский. Крещенские сказания (12.95 Kb)

 
Шумят веселые Святки - от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на святорусском просторе привольном потешаются, вещими гадания­ми честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, пле­щут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках - то свои поверья, что ни час - новый сказ, корнями живучими прирос­ший к сердцу народному. Гуляет - «святошничает» любящая весе­лие матушка-Русь; положено дедами, прадедами заповедано гулять-веселиться широкой русской душе по святочному обычаю. И словно воскресает на эти дни, сбрасывает с тысячелетних плеч саван веко­вого забвения старина стародавняя. День Крещения Господня (Бого­явление) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ста­вит, до широкой-разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается.
Канун Крещенья, как и рождественский, слывет сочельником и тоже - день постный, по уставу Православной церкви; но одновре­менно это - главный день святочных гаданий. Проводит его русский народ не только в посте да молитве, но и в сыновнем общении с не­умирающими пережитками язычески-суеверного былого-минувше­го. Верный христианскому преданию, держит он строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни, несет домой из храма Божьего освещенную богоявленскую воду и считает ее целебною от всяких болестей; памятуя вековые обычаи предков, отдает он - обок с этим - щедрую дань и своему суеверию.

Вечер под Крещенье, подавая весть о близящемся конце Святок, заставляет красных девушек вспоминать обо всех знакомых деревен­скому люду гаданьях. Звончей-голосистее поются на беседах и песни святочные - подблюдные. Затейливей сами-собой становятся и свя­точные игры обрядовые. А старикам со старухами, которым уже много лет назад надоскучило и петь-играть, и рядиться-святошничать, - своя забота об эту пору. Первее всего - ставят они мелом на всех дверях, на всех оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от посещения бесовского. Ходит-гуляет в этот вечер не­чистая сила, всяким оборотнем прикидывается, в избу попасть норо­вит на пагубу святошничающему народу православному. И одна за­щита против нее, - гласит народное слово, - святой крест Господень, перед которым распадается во прах все могущество лукавого. Не на­чертай в крещенский сочельник креста у себя на дверях, позабудь об этом строго соблюдаемом на Руси, - не только в деревенской глу­ши, но и в больших городах, - обычае: быть худу, жди беды! - по уверению строгих блюстителей прадедовских преданий.
Лютует под Крещенье - больше всей другой нечисти пододонной - Огненный Змей. И наособицу против него-то и ограждается теперь русский мужик-простота. Полетит чудище над деревней, где ни глянет - повсюду кресты белеются, и останется ему только рас­сыпаться огненным дождем над снегами глубокими, одевающими Мать-Сыру-Землю. Тульское поверье в общих чертах выдвигает из мглы забытого в городах суеверия облик этого детища народного воображения. «Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво Огненный Змей. Все знают, зачем он и куда летает», - начинает красноречивый сказатель свою речь о нем. «Огненный Змей - не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если Огненный Змей полюбит девицу, то ее зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спус­тится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, - говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем де­вичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях, растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она су­шит себя».

Кро­ме начертаний креста, советуют знающие всю подноготную ведуны деревенские насыпать на печную загнетку собранного в крещенский вечер снегу. Последний и вообще занимает почетное место в народ­ных крещенских поверьях и обычаях. Собирают его старики в кре­щенский сочельник за околицею, в поле, - приносят домой, сыплют в колодец. Это делается для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы. По деревенскому поверью, у тех, кто не позабудет этого сделать, хоть все лето не будь капли до­ждя, а колодец будет полным-полнехонек. Берегут натаявшую из крещенского снега воду и в кувшинах - на случай болезни: эта вода,
-  гласит народное слово, - исцеляет онемение в ногах, головокруже­ние и судороги. Старухи думают, кроме того, что, если спрыснуть снеговою крещенскою водою холстину, то это так выбелит ее, как не сделают ни солнце, ни зола. Советуют подбавлять крещенского снегу и в корм лошадям, - чтобы не так зябки были; дают и курам, чтобы занашивались пораньше. Умываются снеговой водою поут­ру в день Крещения красные девушки, - чтобы без белила белыми быть, без румяна - румяными. Примечают по крещенскому снегу и о погоде, и об урожае. «Снегу под Крещенье надует - хлеба прибу­дет!» - ведет речь народная мудрость. «Много снегу - немало и хле­ба!» - приговаривает она. «Привалит снегу вплоть к заборам -пло­хое лето! Есть промежек - урожайное!», «На каком амбаре плотнее снег - целее в том и батюшка-хлеб!»
По старинной примете сельскохозяйственного опыта, если вече­ром под Крещенье ярким светом блестит на небе звездная россыпь алмазная, - хорошо в этом году овцы будут ягниться: «Ярки крещен­ские звезды породят белые ярки («ярка» - овечка)!» Если заметет на Крещенье метель, - будет снегом снежить чуть не до самой Святой. «Коли в Крещенье собаки много лают, - будет вдоволь всякого зве­ря и дичи!», - замечают охотники. Коли на воду (на иордань) пойдут в туман, хлеба будет невпроед много!» - говорят приметливые погодоведы. «Снег хлопьями - к урожаю, ясно - к недороду!», «Коли про­рубь на иордани полна воды - разлив велик будет!», «В крещенский полдень синие облака - к урожайному году!», «На крещенье день те­плый - хлеб будет темный!».
Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром: зи­ма собирается об эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Свят­ках, - чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто - «для здоровья». Последнее, однако, далеко-та­ки не всегда оправдывается на деле.

 «Крещенье-Богоявленье», - говорит народ и повторяет преда­ние, идущее от дней старины глубокой, связанное с этими словами. По народной молве, исстари веков совершается в этот день чудо-чуд­ное, диво-дивное: отверзаются над иорданью небеса и сходит с них в воду Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только - самым благочестивым людям. Но, если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания. Есть поверье, что, если поста­вить под образами чашу с водою да «с верою» посмотреть на нее, то вода, сама собою, всколыхнется в крещенский полдень: осенит и освятит ее крещающийся Сын Божий. Слывет Крещенье во многих местах и за праздник - «Водокрещи». «От Оспожинок - до Водокрещей!», - держат иногда ряду. «От Водокрещей - до Евдокей живет семь недель с половиной». Красное словцо народное, встречая кре­щенскую стужу, оговаривает ее словами: «Трещи не трещи, а минут и Водокрещи (т. е. тепло-то все-таки возьмет свою силу)!» Не забы­вает народ, что,  если пошел январь-месяц, то и за перезимье пере­валивает уже время-то, а  перезимье, по его крылатому слову, о весне весть подает.

С праздником Крещения Господня связано в народной Руси не­мало поверий, относящихся к судьбе человека. Так, например, если кто-нибудь крещен в этот отверзающий небеса над землею день, - то, по слову народной мудрости, быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если устроится в этот день рукобитье свадебное: в мире да в согласии пройдет жизнь новобрачной четы. В некоторых местностях выходят вечером в Крещенье девушки окликать суженых. Если попадется на­встречу им молодой парень - быть добру, старик - надо ждать худа. Да и не перечесть всех поверий, обступающих изукрашенным часто­колом обычаев великий праздник Божий. Живуче яркое слово-пре­дание богатыря-пахаря, не вымирают и простодушные поверья его.
Еще в конце первой половины XVII столетия писал царь Алек­сей Михайлович в своей грамоте государевой шуйскому воеводе во­обще о святочных, а о крещенских наособицу, пирах-игрищах: «... ведомо нам учинилося, что на Москве, наперед сего в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в Земляном городе, и за городом, и по переул­кам, и в черных, и в ямских слободах по улицам и по переулкам, в навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а в навечери Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве ж чи­нится безчинство: многие люди поют бесовския сквернословныя пес­ни... да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища, сборища бесовския ... игрецы-скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведи ходят, и дару Божию хлебу поругаются, всяко животно скотское, и зверино, и птичье пекут. И мы указали о том учинить на Москве и в городех, и в уездех заказ крепкой, чтобы ны­не и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворех в навечери Рождества Христова и Богоявленья  Калед и Плуг и Усеней не кликали и песней бесовских не пели... А которые люди ныне и впредь учнут Каледу и Плуги, и Усени кликать, и петь скверныя песни, и тем людям за такия супротивныя неистовства быти от нас в великой опа­ле и в жестоком наказанье. И велено тот наш указ сказывать всяким людям всем вслух, и бирючем велено кликати по многие дни»... С той поры минули долгие годы, исчезло из памяти народной понятие о «супротивных закону христианскому» Каледе, Плуге и Усени; но ставшие мертвым звуком имена их по-прежнему слышатся в песнях любящего веселие, сердцем приверженного к стародавней старине народа. Эти имена, когда-то вызывавшие недовольство церковных
Властей, видевших в них пережиток язычества, в настоящее время

только придают цветистость песенному слову.
День Богоявления ознаменовывался в старой Москве празднич­ным царским выходом, не имевшим себе подобного по торжественно­сти. Со всей Руси был к этому дню съезд бояр и всякого чина имени­тых людей в Белокаменную; и был этот съезд ради царского лицезрения, из охоты полюбоваться редким великолепием торжества.
Чин крещенского освящения воды совершался патриархом на Москва-реке. Собиралось вокруг «Иордани» до четырехсот тысяч народа. Царь-государь шествовал в большом наряде царском снача­ла в Успенский собор, а оттуда - на освящение воды, среди стоявше­го стеной ратного строя стрельцов, поддерживаемый стольниками из ближних людей, оберегаемый «от утеснения нижних чинов» стрелец­кими полковниками в бархатных и объяринных ферезеях и турских кафтанах. Гости, приказные, иных чинов люди и многое множество народа окружали шествие венценосного богомольца. Самое действо освящения воды совершалось, за малыми исключениями, так же, как и в наши дни. Но главным отличием являлась обступавшая его кар­тина - с патриархом и царем во главе. Возвращался крестный ход по прежнему чину. Царь-государь, отслушав в Успенском соборе отпу­скную молитву, шел в свои палаты царские. А на Москве - «по ули­цам, по переулкам и во дворех» - начиналось последнее празднова­ние Святок. Люди почтенные принимались за пиры-беседы, молодежь - за песни-игры утешные, а гуляки, памятующие предпоч­тительно перед всем иным присловье «Чару пити - здраву быти!» - за любимое Русью «веселие».
 
Опубл.: Коринфский А.А. Народная Русь. М.,1901.
 
 
 
 
размещено 17.01.2011

(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Коринфский А.А.
  • Размер: 12.95 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Коринфский А.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье)
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский "Спожинки"
А.А Коринфский. Спас – Преображение
Коринфский А.А. Крещенскмие сказания
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2
Светлана Мартоян. Святочные рассказы
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области
Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области
Е.Тихомирова. Описание святочных гаданий
Как колядовали бабушки
Святки: Эти светлые и страшные вечера
Колядование в Нижегородской области.
Т. Иноземцева. Пасха в моем доме
М. Русинова. Жаворонки, Кресты, обычаи Великого поста в селе Романовка Лукояновского района Нижегородской области
Е. Мартемьянова. Святки и Новый год в селе Салдаманов – Майдан Лукояновского района Нижегородской области
Жнивные обряды
Фролова О. Пасхальные традиции и обычаи в моей семье. Подготовка текста Тихомировой Е.В.
Е.В. Тихомирова. Пасха в моей семье. Опрос в среде городской молодёжи – 2014
Троица в Сокольском районе Нижегородской области (в записях 1998 г.)
Пасхальные обычаи Сокольского района Нижегородской области (Пасха и Вьюнишник)
Обычаи Великого Поста в Сокольском районе Нижегородской области (Средокрестие. Жаворонки. Вербное воскресенье)
Кулачные бои на Масленицу в Сокольском районе Нижегородской области
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею»
Е.В. Тихомирова. Кузьминки – по осени поминки
Е.В.Тихомирова. Скоро будет Троица, земля травой покроется!
Е.В. Тихомирова. Жаворонки, прилетите!
Е.В. Тихомирова. «На Масленицу молодых масловали…» Масленичные обряды чествования молодожёнов
Т. Гусарова. Весенние хороводы. Село Выездное Арзамасского района
Т.В. Гусарова. Теплый Егорий весну начинает …
М. Курпачева. Пасха в деревне Поселихино
Т. Гусарова. «Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда...»
Т.Гусарова. Зимний мясоед
А.А. Коринфский. Крещенские сказания
С.В. Максимов. Васильев вечер на святках (из «Очерков народного быта». СПб., 1903)
Праздник Покрова в краеведческой литературе ХХ века
А.И. Борисовский. Иванов день в селе Новом Ликееве Нижегородского уезда
Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
Троица на Волге
Ольга Гальцева. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области
Обрядово-праздничная культура Вадского района Нижегородской области (в записях 1984 года)
Л.В. Чуланова. Незабываемое
Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области
Д. Трофимова. Престольный праздник в селе Владимирском
Т.В. Гусарова. Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе
Т.В. Гусарова. Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)
С.П. Красильникова. Праздники моего детства
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой)
Т.В.Гусарова. Календарные праздники в Ветлужском районе Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века)
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.)
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи
Праздник Купалы
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района
Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.)
Т.В. Гусарова. Похоронно-поминальный обряд с. Черное Шахунского района Нижегородской области
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Весенний обряд чествования молодожёнов
Т.В. Гусарова, Н.Н. Храмова. Пасхальные игры и развлечения
Е.В. Тихомирова. Масленичный обряд «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области
Гусарова Т. В. Средокрестье. Обряд четвертой недели Великого поста.
Н.Н. Храмова. Масленица в Нижегородской области
Т.В. Гусарова. Нижегородские посиделки
Е.В. Тихомирова. Что подавали колядовщикам?
Посиделочные игры
Карта распространения святочных поздравительных песен на территории Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100