Опубл.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. Л., 1967. «Ни одно сочинение, написанное в XX веке, не имело более значительного и быстрого успеха, чем Военный реквием Бриттена; единодушное мнение провозгласило его самым зрелым и красноречивым проявлением таланта этого композитора»
Опубл.: Л., 1984. "При всех бесчисленных препятствиях и трудностях, которые, не щадя сил, должна была преодолевать Советская Республика, глава ее — В.И. Ленин — неустанно призывал народ овладевать культурой и знаниями, ибо видел в этом путь к утверждению и упрочнению завоеваний революции"
Опубл.: Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. Т.1. Н.Новгород, 1999. "Среди композиторов первой половины XX в. Шимановский является одной из наиболее сложных и одновременно странных фигур. Было бы преувеличением назвать его в ряду самых ярких явлений современной музыкальной культуры, какими стало творчество Шенберга, Бартока, Стравинского. Но музыкальный облик века включает в себя творчество Шимановского, внесшего в искусство интонацию не столь громкую и смелую, но очень пронзительную и самобытную"
Опубл.: Кунин И. Н.Я. Мясковский. М., 1981. "Формируется полный жизни и противоречий советский музыкальный быт 20-х годов. Еще непосредственно ощутима преемственная связь с русской дореволюционной музыкой, но отчетливо проступают и черты новой эпохи. Для передовых музыкантов той поры характерны ярая ненависть к рутине и застою, стремление скорее, возможно скорее вывести искусство за пределы узкого круга знатоков и любителей"
Опубл.: Русская музыка и XX в. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX в. М., 1997. "советская музыка в своих массовых проявлениях представляла собой совершенно особый тип искусства с «родовыми пятнами» тоталитарной культуры, столь же бесспорно, как и то, что русское зарубежное искусство не имело к ней ни малейшего отношения"
Опубл.: Октябрь и музыка. М., 1977. "Перечислю просто, как нам рисуются главнейшие задачи самого искусства как общественного явления с точки зрения нашего государственного культурного строительства. Именно это дает основную целевую установку для нашего художественного образования"
Предлагаем вашему вниманию три знаменитые публикации газеты «Правда» 1930-40-х годов, являющиеся яркими документами эпохи сталинизма и отражающие два важнейших этапа «травли» композиторов-«формалистов» во главе с Д. Шостаковичем.
Опубл.: Русская музыка и ХХ век. М., 1997. "К кон. 60-х гг. советская музыка, главным образом благодаря авангардному крылу, преодолела свою изоляцию от общеевропейских процессов художественной эволюции. Отныне главные стилистические события разыгрываются почти синхронно в музыке отечественной и зарубежной"
Опубл.: Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998.
Глава 11. 1935 — 1937. «Сумбур вместо музыки». — Официальное осуждение Шостаковича. — Большой террор. — Четвертая симфония.
Глава 18. 1946 — 1943. Борьба с «космополитами» и «формалистами». — Совещание в ЦК ВКП(б). — Постановление «Об опере "Великая дружба " В. Мурадели». — I съезд Союза композиторов: «суд» над Шостаковичем.
Публикуется в авторской редакции. "Сопоставление этих фигур, столь же равновеликих, сколь не похожих друг на друга, давно уже прибрело статус традиции. Поскольку в данном направлении накоплен определенный опыт, представляется небезынтересным обобщить эти рефлексии, при этом попытавшись заново взглянуть на «двойной портрет»"