Опубл.: Музыкальная академия. 1998. № 3 - 4. "Ее судьба... сложилась несчастливо. Между тем, она, быть может, в гораздо большей степени, чем Двадцать седьмая, должна рассматриваться как духовное завещание композитора"
Тема настоящего очерка — размышление о трех виолончельных композициях Мясковского (две из них — Концерт и Вторая соната удостоены Государственных премий). Представляется важным их оценка в общей стилистической эволюции мастера, выявление связей с музыкальным «словарем» эпохи и виолончельным творчеством композиторов последующих поколений.
Опубл.: Кунин И. Н.Я. Мясковский. М., 1981. "Формируется полный жизни и противоречий советский музыкальный быт 20-х годов. Еще непосредственно ощутима преемственная связь с русской дореволюционной музыкой, но отчетливо проступают и черты новой эпохи. Для передовых музыкантов той поры характерны ярая ненависть к рутине и застою, стремление скорее, возможно скорее вывести искусство за пределы узкого круга знатоков и любителей"
Опубл.: Мясковский Н.Я. Статьи, письма воспоминания. Т. 2. М., 1975.
"Биография моя особого интереса не представляет, и если я пишу эти заметки, то только для того, чтобы показать, как в условиях и среде, далеко, в сущности, чуждых искусству, сперва инстинктивно, а затем сознательно высвобождалось мое музыкальное призвание"