[11]
В Нижнем Новгороде всегда любили музыку, и эти культурные традиции можно проследить издавна. Не стремясь дать полную картину музыкальной жизни города в конце XIX — начале XX века (об этом уже существует изданная литература[1]), напомним, что представляла из себя культурная жизнь Нижнего в период пребывания в нем Скрябина.
В газетах того времени «Волгарь» и «Нижегородский листок» на первых страницах почти всегда анонсировались концерты крупных музыкантов, театральные, оперные и драматические постановки, причем задолго, примерно за месяц (часто по нескольку раз), крупным планом. Постоянно существовала газетная полоса «Театр и музыка», в которой рецензировались очередные концерты и спектакли. Критика была, в основном, профессиональной, большей частью доброжелательной. Материалы, почерпнутые, главным образом, из указанных изданий, и стали основой настоящей публикации.
Жизнь Нижнего Новгорода исторически была связана с крупными музыкантами. Здесь родился, жил и выступал как дирижер, пианист и композитор М. А. Балакирев. Здесь много лет жил А. Д. Улыбышев — автор знаменитой «Новой биографии Моцарта» в двух томах на французском языке, переведенной на многие европейские языки. Здесь гастролировали различные оперные труппы, приезжали такие замечательные певцы, как И. Тартаков, Н. Фигнер, Л. Собинов. Здесь начинал свою артистическую деятельность Ф. Шаляпин.
[12]
Заметно оживилась музыкальная жизнь Нижнего Новгорода в 1873 году в связи с открытием в городе отделения Русского музыкального общества (четвертого по счету в России) во главе с
B. Ю. Виллуаном. Уже через пять лет состоялся первый выпуск. Среди окончивших классы РМО в разные годы были: композитор
C. М. Ляпунов — впоследствии профессор Петербургской консерватории, скрипач Д. Крейн, ставший концертмейстером оркестра Большого театра, его брат А. Крейн — композитор, автор балета «Лауренсия», пианисты И. Добровейн и В. Исакович, позже ставшая женой Скрябина.
Привлечению артистических сил способствовало открытие в 1896 году Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Последовали частые гастроли выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Сюда приезжали с концертами Николай и Антон Рубинштейны, И. Гофман, С. Рахманинов, М. Ба-ринова, клавесинистка В. Ландовская, скрипачи Л. Ауэр, П. Сара-сате, Б. Губерман. В 1896 году впервые в Нижний приехал большой симфонический оркестр под управлением В. Главача, в 1904 году — оркестр Московской консерватории во главе с В. Сафоновым, в 1910 году — симфонический оркестр Большого театра под руководством С. Кусевицкого.
Но вернемся в 1897 год. Именно тогда, 27 августа Александр Николаевич Скрябин женился на Вере Ивановне Исакович, дочери известного в Нижнем Новгороде присяжного поверенного Ивана Христофоровича Исаковича. Венчание проходило в церкви святой Варвары великомученицы на улице Варварской (эта церковь была снесена в советское время, теперь на ее месте — Нижегородский общественно-культурный центр). Дом Исаковича находился рядом с церковью — на улице Дворянской (ныне Октябрьской), 32. По свидетельству современников, из церкви был положен ковер, по которому молодые прошли в дом отца, где их встречали шампанским.
После свадьбы Александр Николаевич и Вера Ивановна едут в Крым, затем в Москву. Сохранились их поздравительные открытки с праздниками святой Пасхи и Рождества Христова, адресованные Василию Юльевичу Виллуану[2].
В 1898 году отмечался 25-летний юбилей РМО. 14 ноября состоялся большой концерт, в котором участвовала Вера Ивановна. Она исполнила «Маргариту за прялкой» Шуберта-Л иста, два этюда и мазурку Скрябина. Газета «Нижегородский листок» сообщи-
[13]
ла об этом событии следующее: «Юбилейное симфоническое собрание местного отделения Императорского Русского музыкального общества вчера прошло с огромным успехом и сопровождалось рядом оваций В. Ю. Виллуану. Ему был поднесен серебряный лавровый венок от учащихся в классах, серебряный подстаканник и записная книжка от оркестра, серебряный портсигар от вдовы первого председателя отделения РМО А. А. Шульца, лира из зелени от воспитанников Александровского института, от дирекции епархиального училища корзина цветов. Пианистке Скрябиной В. И. поднесено два букета цветов»[3].
Кандидат философских наук Наталья Юрьевна Сергутина сообщила некоторые факты о пребывании А. Н. Скрябина летом 1900 года в Нижнем Новгороде. Она, в свою очередь, получила их от своей свекрови Аделаиды Вячеславовны Мерцаловой (соученицы композитора А. А. Касьянова у пианиста В. М. Цареградского). Вячеслав Валерьевич Левашов (отец Мерцаловой), уездный предводитель дворянства, много лет снимал у Исаковича дом. Сам Иван Христофорович и молодые Скрябины жили во флигеле.
В этот приезд в Нижний Новгород композитор не участвовал в концертах, занимался дома, много играл, сочинял. Из открытых окон часто лились звуки музыки Скрябина[4].
Следующее появление композитора в Нижнем — в 1902 году. 22-го ноября в Дворянском собрании (ныне ДК имени Свердлова) состоялось очередное собрание Русского музыкального общества, в котором «пианист и композитор, профессор Императорской Московской консерватории А. Н. Скрябин исполнил ряд собственных сочинений: Концертное аллегро, Сонату-фантазию, Полонез, Ноктюрн для одной левой руки, десять прелюдий, три этюда, четыре мазурки и экспромт». В рецензии на концерт говорилось, что произведения молодого композитора русской публике мало знакомы, между тем за границей музыкальный мир им заинтересовался, и в Лейпциге его сочинения выходят уже третьим изданием.
Далее следовал довольно подробный анализ: «Основная мелодия везде ясно слышна и сопровождается в басовом аккомпанементе, звучит полными аккордами. Если бы не следить за игрой Скрябина, то можно было бы думать, что играет не одна левая рука, а обе. Исполнение ноктюрна вызвало особенно шумное
[14]
одобрение публики... Ноктюрн этот представляет несомненно интерес для учащихся пианистов.
Allegro di concerto op. 18, b-moll содержит в себе грандиозную эффектную музыку. Мазурки ор. 25 №№ 1, 4, 8 и ор. 3 № 4 — мелодичны, изящны. Исполненные в конце вечера десять прелюдий по мелодии разнообразны. Нечего и говорить, что исполнение автором (обладающим превосходной техникой) своих произведений было полно музыкальных красот, тонких нюансов, чистоты и изящества. Сила удара довольно внушительная. Сочинения Скрябина по характеру своему напоминают шопеновскую музыку, особенно это заметно в мазурках. Судить же вообще о достоинствах сочинений А. Н. Скрябина по одному концерту едва ли возможно, так как тех качеств, какие нужны для того, чтобы производить впечатление на слушателей, в произведениях Скрябина как будто бы не вполне достаточно, или можно думать так, что публика не легко воспринимает его мелодию. Во всяком случае, музыка Скрябина своеобразна, оригинальна и задушевна, в ней есть что-то такое мечтательно-грустное, слышится экспрессия и страсть. Русская музыкальная публика должна поближе познакомиться с произведениями отечественного, бесспорно талантливого композитора»[5].
На одном из концертов, который состоялся в зале Коммерческого клуба (бывшее здание ТЮЗа на улице Грузинской), Вера Ивановна Скрябина исполнила целый ряд его сочинений. В одной из газет рецензент писал: «Скрябин является одним из пионеров новой музыки, которую можно охарактеризировать как музыку необычную в гармоническом отношении с чрезвычайно ярко выраженной индивидуальностью в темах и их развитиях, в соединении с превосходной техникой, тем особым искусством писать пассажи специального фортепианного характера и умением использовать всевозможные эффекты, доступные инструменту. Это богатство и необычность гармонического соединения и отношений — создает произведения очень яркие, благодарные для исполнения, а потому и чрезвычайно интересные для слушателя.
В публике музыка Скрябина за ее необыкновенную сложность и оригинальность иногда зовется «музыкой будущего», что отчасти справедливо, ибо путь, по которому идет музыкальное искусство в своем дальнейшем развитии, несомненно должен направиться именно в сторону усложнения и обновления гармонии, по этому пути и идет Скрябин.
[15]
Из произведений композитора, исполненных в концерте, наиболее серьезными и глубокими по содержанию являются обе сонаты — f-moll, Fis-dur (из первой особенно интересны Sostenuto, Presto, Funebre чрезвычайно безнадежного мрачного характера. Во второй прекрасное по своей легкости и прозрачности Prestissimo)[6].
Очень интересными оказались этюды, одни — по своей эффектности, другие — по содержанию. Например, Des-dur (последний) и gis-moll. Менее оригинален полонез. Наконец, в последнем отделении — поэтическая поэма ор. 32 и очень изящный вальс ор. 38 представляют очень благодарные вещи для всякого пианиста.
В. И. Скрябина, концертантка, бывшая ученица здешнего отделения РМО, а впоследствии Московской консерватории, профессором которой она состоит в настоящее время, передает произведения А. Скрябина с большой тщательностью и рельефностью, благодаря прекрасной технике, силе удара, мягкости туше, там где это нужно. Особенно удаются пианистке технические вещи (этюд Des-dur и пьесы бравурного характера). Превосходно исполнены также вальсы и Prestissimo последней сонаты. В. И. Скрябина имела успех у собравшейся публики и исполнила на бис пять номеров своей программы.
В заключение не можем не выразить сожаление, что она играет только исключительно А. Скрябина. Это вредит и самой пианистке, не давая ей возможность выказать разнообразие своего таланта в произведениях различных авторов, и отнимает у исполняемых произведений их яркий индивидуальный характер, который на фоне произведений других авторов выделился бы значительно больше»[7].
И, наконец, последний приезд Скрябина в Нижний. Газета «Волгарь» широко афишировала в 1910 году концерты симфонического оркестра С. Кусевицкого, который совершал большую поездку по Волге; в качестве солистов в гастролях приняли участие А. Н. Скрябин, тогда уже знаменитый композитор и пианист, «властитель дум» (как писала газета)[8], и скрипач А. Я. Могилевский.
Поездку концертанты начали с Рыбинска, 30 апреля они выступали в зале Дворянского собрания в Костроме. Концерты проходили в переполненных залах и сопровождались большим успехом. В Нижнем Новгороде выступление состоялось 2 мая в зале Коммерческого клуба. Рецензенты писали, что это был не-
[16]
обыкновенный концерт. Артистический успех был колоссальным, шумные овации были устроены С. Кусевицкому и А. Н. Скрябину, исполнявшему с оркестром свой фортепианный концерт. Аплодировали дружно и заставили композитора сыграть на бис свои произведения. Публика была в восторге и разошлась по домам очарованная. Так написал рецензент.
Перелистывая пожелтевшие страницы, порой невольно сдерживаешь улыбку — из-за наивности суждений, непривычности (для нынешних дней) слога, подчас излишней категоричности высказываний тогдашних критиков. Но обращаешь внимание и на другое: оперативность публикаций, отклик на любое мало-мальски значительное музыкальное событие, а нередко — и на прозорливость авторов. И, конечно, на «воздух времени», запечатленный на газетных полосах.
Так или иначе, нижегородские эпизоды оказались важной частью жизненной и творческой биографии Скрябина. Без них наше представление о великом русском музыканте было бы неполным.
Опубл.: Нижегородский скрябинский альманах. Н. Новгород, 1995. С. 11 - 16.
[1] См.: Коллар В. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода — города Горького. Горький, 1976; Беляков Б., Блинова В., Бордюг Н. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. Горький, 1980.
[2] Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). Фонд 2447, опись 1, дело 13.
[3] Газета «Нижегородский листок», № 314 от 15 ноября 1898 г.
[4] Из устных бесед Н. Ю. Сергутиной с автором данных заметок.
[5] Газета «Волгарь», № 322 от 24 ноября 1902 г. Рецензия подписана В. Т.
[6] Очевидно, речь идет о Первой и Четвертой сонатах.
[7] Газета «Нижегородский листок», № 251 от 20 октября 1906 г. Рецензия подписана В. Б.
[8] Газета «Волгарь», № 116 от 28 апреля 1910 г.; № 119 от 1 мая 1910 г.; № 120 от 2 мая 1910 г.