ОТ РЕДАКЦИИ
В уходящем году список нижегородских периодических изданий пополнился журналом «Провинциальная Россия», выходящим под «шапкой» Нижегородского отделения Института российской истории РАН и Научно-исследовательского предприятия «Этнос». Главным редактором журнала является Сергей Владимирович Петряев. Он выходит на частные средства. Первый номер выпущен при благотворительной поддержке Михаила Юрьевича Кузнецова (Москва). Знакомим наших читателей с содержанием нового издания и одним из первых отзывов, данным доктором культурологии В.А. Гуркиным (Ульяновск).
Рецензия
на научно-популярный общероссийский историко-энциклопедический журнал «Провинциальная Россия», выпуск 1, 2015 г.
(Нижегородское отделение Института Российской истории РАН)
Что значит провинция для центра? Что значит столица для провинции? Эти вопросы широко обсуждались в русской литературе, а в результате появились бессмертные образы российской провинциальной жизни. Для большинства авторов провинция оказывалась либо «сонным» царством (как заметил о Симбирске Гончаров – «я здесь познал поэзию лени»), либо «темным» царством (Островский, Салтыков-Щедрин), либо царством «глупости» (Языков, Гоголь, Салтыков-Щедрин). Однако если отвлечься от пристрастно-оценочной характеристики провинции и провинциальности, то открываются иные точки зрения, при этом становится ясно, что на самом деле провинция многолика и в каждой местности есть своя самобытная культура. А потому если и говорить о понимании провинции вообще, то это может быть скрыто в тени самого названия «провинция», в ее исходном значении, т.е. отношение центра как к «завоеванной территории».
Подобный подход к пониманию провинции близок к тому, как понималась российская провинция в русской публицистике конца XIX века. В частности, это «Очерки русской жизни» известного публициста Н.В. Шелгунова, печатавшиеся в 1886 – 1890 годах в «Русской мысли». На его взгляд отличительной чертой провинции является ее «зависимость, которая… кладет на провинцию клеймо известной приниженности, сознание несамостоятельности, второстепенного положения, отнимающее у провинции всякую смелость, уверенность в себе, авторитетность... Провинция – это то, чем управляют и что управляется, не имея голоса; не провинция то, что управляет, что говорит исключительно монологами и знает, как направить человека...».
В связи с этим, напомню слова видного общественного деятеля и краеведа нижегородского края А. Гациского: «Нельзя отрицать, что центры всегда и везде жили более или менее заимствованной жизнью… не сами создавали свою силу, а при помощи того материала и тех рабочих сил, как в физическом, так и в духовном смысле, которые к ним приливали большей частью извне, из «глуши», из «Саратова» и Вавилон, и Ниневия, и Афины, и Рим – все эти города-чудовища питались соками своих провинций, и когда эти соки иссякли, иссякла и жизнь самих чудовищ… Поэтому лишь при известном равновесии между центрами и провинцией возможна жизнь и тех, и других, развитие или упадок последних неизбежно должны отражаться самым роковым образом на первых».
Известно немало свидетельств из истории культуры, когда именно в провинции, вдали от столичной суеты творятся открытия в науке, рождаются шедевры искусства, воспитывается талантливая молодежь. Так, например, известный ученый, проживший большую часть своей жизни в различных городах российской провинции и имевший возможности сравнивать духовную атмосферу в науке в столицах и в провинции – А.А. Любищев писал по этому поводу: «Оглянитесь вокруг себя… не правильнее ли будет сказать, что именно в крупных городах идет сейчас жесточайшая конкуренция, и в этой борьбе одерживают верх приспособленнейшие к этой борьбе, но отнюдь не лучшие в научном отношении. Последнее мое пребывание в Москве и в Ленинграде оставило во мне самое тягостное впечатление, настолько несравнима атмосфера Москвы и Ленинграда с атмосферой Фрунзе и Ульяновска».
Г. Аксенов в своей книге о Вернадском приводит замечательное место из дневников ученого, где он спрашивает себя о том, стал бы он заниматься наукой, если бы вдруг оказался на необитаемом острове и плоды его работы не стали бы известны никому: «Я думал и думаю, что мысль и ее выражение не пропадают, даже если никто никогда не узнает о происходившем духовном творении на этом уединенном острове. Теперь, стариком, я думаю, что никогда нельзя знать непреодолимости преграды – уединенного острова во времени». Многочисленные очаги провинциальной культуры являются такими островками, на которых в течение XVIII, XIX и XX века работали многие талантливые ученые, писатели и художники, о судьбе которых мы начинаем узнавать спустя десятилетия.
Можно только приветствовать появление нового научно-популярного журнала, посвященного истории провинциальной культуры. Где же ему взяться как не в провинции? В этом отношении нижегородцы, как и в прошлые века, возглавляют прорыв в современной общественной российской жизни. Следует отметить, что, несмотря на заявленный научно-популярный характер этого журнала, уровень большинства статей находится на высоком научном уровне, а также тот факт, что в числе авторов не только нижегородские ученые и краеведы, но и представители Екатеринбурга, Перми, Рыбинска, Москвы и Санкт-Петербурга. Достойно уважения и восхищения превосходное полиграфическое исполнение журнала, с прекрасными полноцветными иллюстрациями.
Я уверен, что только через возрождение провинции возможно и возрождение всей страны. Можно лишь восхищаться подобным культурным прорывом в глухоте и сонности современной культуры и пожелать долгой и успешной жизни в наше непростое время этому замечательному коллективу подвижников.
В.А. Гуркин,
доктор культурологии,
профессор кафедры истории и культуры
Ульяновского ГТУ