Есть в нашем городе одно очень интересное местечко – между диагностическим центром и кинотеатром "Спутник" по улице Горького, с другой стороны ограниченное Гранитным переулком.
Этот участок сохранил градостроительные границы 1833 года и даже границы городских усадеб того времени, сохранились в хорошем состоянии деревянные дома, украшенные прекрасной резьбой. Тринадцать домов – объекты высокой историко-архитектурной ценности, еще четыре относятся к фоновой застройке.
Здесь жил средний класс нижегородцев: средней руки купечество, мещане, интеллигенция, невысокого ранга чиновники и военные.
Место это совершенно уникальное.
Можно видеть, как строили наши предки, берегли, украшали свои дома. Ставили на полудомок – каменный цокольный этаж, чтобы дерево не гнило. В нижних этажах располагали лавочки и мастерские по рукоделию. Наверху, у чиновников и отставных военных, давали домашние обеды. Дом почитался как живое существо, с собственным лицом. ("Наличники" – значит "на лице".) Можно увидеть, как они жили.
Дом родителей известных революционерок – сестер Невзоровых – стал музеем нижегородской интеллигенции. В этом музее и работает заслуженный работник культуры РФ Татьяна Николаевна Казанская, которая рассказала мне о "деревянном анклаве" – так она называет слободку, сравнивая с государством во враждебном окружении. Потому что власти планируют смести с лица земли все эти произведения исконно русского деревянного зодчества.
В центре деревянной слободки стоит современное кирпичное здание, резко диссонируя с окружением. Оно построено на месте сгоревшего дома. Еще один дом начали разрушать этой весной.
Краеведы, историки, общественность, даже Нижегородское общество защиты прав человека сражаются за сохранение деревянной слободки. НИП "Этнос" провело обследование квартала и подготовило обоснование выделения участка в границах улиц Горького, Решетниковской, переулка Гранитного в качестве историко-культурной заповедной территории. Техническое состояние зданий признано хорошим. Вот некоторые выводы.
Здание бывшего Сергеевского начального училища (переулок Гранитный, 5) – уникальный образец школьной деревянной постройки начала ХХ века, неразрывно связанный с историей развития образования на Нижегородской земле.
Дом № 127 по улице Горького представляет историко-архитектурный интерес, в нем интерьерный музей нижегородской интеллигенции – городская квартира семьи нижегородцев-разночинцев среднего достатка.
Седьмой и девятый дома по переулку Гранитному вместе составляют едва ли не единственный для Нижнего пример городской жилой усадьбы, имеют архитектурную ценность
[1].
Дома 129а и 137а по улице Горького – уцелевшие до сего дня (а это само по себе редкость) усадебные флигеля, составляющие к началу ХХ века характерный глубинный фон для уличной застройки. Это тоже ценные объекты историко-архитектурной среды, с характерным для Нижнего того времени декором.
Квартал расположен в непосредственной близости от Петропавловской (Всехсвятской) церкви – памятника архитектуры XVIII века. Утрата исторической застройки весьма негативно скажется на восприятии храма, оторвет его от естественного архитектурно-исторического контекста.
Градостроительные решения должны приниматься на основе режима исторической территории "Старый Нижний Новгород", в которую входит квартал. Необходимо согласование с Министерством культуры РФ. Но дома ломают без всяких согласований.
Сотрудники Музея нижегородской интеллигенции собрали около тысячи подписей в защиту деревянной слободки. Среди подписавшихся преподаватели вузов города, студенты и аспиранты, сотрудники школ и лицеев, представители СМИ и Нижегородской епархии, научные сотрудники, музейные работники, художники и писатели. Иногородние гости прониклись симпатией к уникальной слободке: есть подписи жителей Новосибирска, Москвы, Кемерова, Архангельска, Кирова, Ахметьевска, Дзержинска, Бора, Сарова, Кстова. И даже иностранцы озабочены судьбой русского исторического и архитектурного памятника: письмо в защиту слободки подписали два немца – господа Эссен и Оффенбах и г-н Тоекава из Японии.
Привожу текст обращения, его можно считать открытым письмом всем, кто может повлиять на решение вопроса.
“К Вам обращается общественная организация “Общество старых нижегородцев”, объединяющая старожилов Нижнего Новгорода – ветеранов педагогического труда, ученых, врачей, артистов, краеведов и т. д. Общество существует более 45 лет, насчитывает в настоящее время около двухсот человек, регулярно проводит общие собрания с докладами о жизни выдающихся нижегородцев, встречами с замечательными людьми, пропагандирует краеведческие знания, ведет культурно-просветительскую работу. С 1964 года Общество издает рукописный журнал “Памятные записки”, который по существу является живой летописью нашего края. Все 30 томов журнала находятся в библиотеке музея М. Горького.
Члены Общества решительно выступают за сохранение последнего островка деревянных зданий XIX века на улице Горького, в одном из которых располагается Музей нижегородской интеллигенции.
Весь комплекс домов находится под угрозой сноса. Деревянные дома хранят ауру жизни и быта нижегородцев XIX – начала XX века – это памятники нижегородской старины и нашей истории. Это уникальные образцы городского деревянного зодчества, к тому же прекрасно сохранившиеся. Здесь жили замечательные люди, сведения о них хранятся в наших архивах.
Квартал относится к исторической территории “Старый Нижний Новгород”, градостроительные решения по закону не могут приниматься без согласования с Министерством культуры РФ. Но дома ломают без всяких согласований.
Сейчас в Нижнем возрождается Иоанно-Предтеченский храм на Ивановском съезде, где прозвучало воззвание Минина и откуда ушло нижегородское ополчение. Восстанавливается исторический облик Започаинья. Но для привлечения туристов, в том числе иностранных, этого слишком мало. Для них в диковинку именно деревянные русские дома, украшенные прекрасной резьбой, в них живет душа русского народа. Деревянную слободку на улице Горького необходимо сохранить. Мы и так слишком много утратили безвозвратно.
Помогите нижегородцам сохранить для последующих поколений возможность знать свою историю, свои корни и сохранить благодарную память о добрых и бескорыстных делах наших далеких предков".
Татьяна Николаевна Казанская предлагает создать в деревянной слободке центр иностранного туризма. Ведь турист отправляется в свое путешествие за экзотикой! Шикарным отелем иностранца не удивишь. Значение иностранного туризма для бюджета у нас понимают, иначе не стали бы вкладывать такие деньги в Започаинье. Программа очень нужная! Но одной Ильинской слободы для целого города все-таки маловато. И там каменные дома. А Россия испокон веку славилась деревянным зодчеством. Деревянная слободка могла бы дополнить и расширить программу посещения иностранных гостей.
Есть у нас на Щелоковском хуторе музей деревянного зодчества, но там рассказывается о деревенском старообрядческом быте россиян. Городские дома – это совсем другое и не менее интересное историческое явление. Можно создать здесь гостиничный комплекс в русском стиле, с размещением туристов в деревянных домах. Русская печка с лежанкой, светильники "под керосиновые лампы". Никаких саун – русская банька! На верхних этажах – жилые помещения, на первых можно лавочки открыть, мастерские – те же кружева продавать, вышивку. Несколько домов использовать под трактир, цирюльню, аптеку, чайную, постоянно действующие. Народ и местный пойдет.
В трактире обязательно – русская кухня. Кулебяки, расстегаи, меды сыченые (настоянные на ягодах). Глиняная посуда, деревянные ложки. Одежда служащих и обстановка в стиле XIX века.
Татьяна Николаевна рассказывала, что в Суздале есть такие дома и в них селят иностранцев. Берут с них 500 долларов за день.
Казанская спортсмен-конник в прошлом – предлагает вместо самостийных ржавых гаражей поставить в Гранитном переулке конный двор. Русская тройка, зимой саночки. Не только иностранцы любят экзотику, в каковую превратились сейчас лошади. Можно обслуживать свадьбы, юбилеи.
Дворики засадить черемухой, липой, рябиной, сиренью, жасмином. Они цветут все в разное время, можно превратить дворы в цветущие сады на все лето. А по периметру организовать живую изгородь, скажем, из боярышника, имеющего острые и крепкие шипы.
Многие города и даже страны живут за счет иностранного туризма. Почему люди едут в Прагу, Вену, Толедо, Венецию, Таллин? Потому что эти города имеют свое лицо, только им присущие особенности. Маленькая Елабуга, в которой всех достопримечательностей – могила и музей Марины Цветаевой, получает от туризма колоссальный доход. И мы можем!
В деревянном зодчестве живет сама душа русского народа. Исследователи считают, что именно потому Россия так отличается от Запада: у нас строили дома из теплого дерева, у них из холодного камня. Чтобы наши дети могли уважать свою страну, нам надо ценить искусство предков.
Светлана Геллертова
По материалам статей "А может, не будем сливаться с фоном? ", ""Деревянный анклав" не сдается". См.: Город и горожане. 2005. 6 сентября (№ 34), 11 октября (№ 39). Публикуется с сокращениями.
Фото: П. Чеченков.
[1] Следовало бы добавить, что эти дома представляют значительный интерес для истории нижегородской архитектуры т.к. составляют пример городской жилой усадьбы, где два больших деревянных дома, выходящие на улицу, выполнены на хорошем профессиональном уровне в едином характере архитектуры (и в этом их ценность). Кроме того, ценным объектом историко-архитектурной среды является д. № 3 по пер. Гранитному. К такого же рода объектам относился переставший существовать в последнее время д. № 1 (прим. ред.)