glossary/anthropology/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Глоссарий  /  Антропология

 Антропология
Размер шрифта: распечатать




Большая энциклопедия: в 62 т. М., 2006 (8.5 Kb)

Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — знание), наука о человеке, межотраслевая дисциплина на грани естественного и общественного разделов науки, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида, формирование человеческих рас, нормальные вариации морфологических особенностей и функций организма человека внутри этих рас, в т. ч. в связи с особенностями окружающей людей среды. С 19 в. — времени обособления антропологии как самостоятельной науки, ее основными разделами являются: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Современные разделы и составные части антропологии — анатомическая, физиологическая, биохимическая антропология. Выделяют также медицинскую, прикладную, возрастную антропологию. Отдельный раздел возрастной антропологии — педагогическая антропология — посвящен особенностям роста и развития детей и подростков, имеет тесную связь с генетикой человека. С середины 19 в. в определении содержания и места антропологии среди наук наметились две основные тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов французских просветителей 18 в., трактовала антропологию как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия — физическую (анатомо-морфологическую) организацию человека, его материальную и духовную культуру, психологию, язык и т.д. В таком, расширительном, толковании антропология понимается в США и большинстве стран Западной Европы. Вторая тенденция ограничивала антропологию рамками изучения лишь физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве. Предметом антропологии в России в том виде, как она сложилась еще в СССР, является изучение физического развития и конституции человека, ростовых процессов, а также его индивидуальной, возрастной, половой изменчивости во времени, измеряемой глобальными масштабами (эволюционная история, процесс антропогенеза) и в пространстве (внутривидовая дифференциация человека — проблемы расоведения); т. о., антропология состоит из трех основных разделов — морфология человека, учение об антропогенезе и расоведение, или этническая антропология. Методы антропологии — антропометрия в широком смысле слова (в т. ч. и антропоскопия) и вариационно-статистические приемы обработки материала (биометрия). В 50–80-е 20 в. в антропологии получили широкое распространение методы, заимствованные из физиологии, биохимии, генетики (в т. ч. и популяционной), иммунологии и др. наук, позволяющие изучать изменчивость не только морфологических структур (что было характерно для ранних этапов развития антропологии), но и функциональных, биохимических, иммунологических и др. особенностей человека. Основоположниками антропологии в России были А. Богданов и Д. Анучин. Крупный вклад в развитие антропологии внесли В. Бунак, Я. Рогинский, Т. Дебец, М. Гремяцкий. Среди зарубежных исследователей большое влияние на развитие антропологии, особенно ее методов, в 19 в. оказали работы П. Брока, а в кон. 19 — нач. 20 в. Р. Мартина.

 

Антропология культуры дисциплина, изучающая закономерности формирования человеческой культуры в отличие от физической антропологии как науки об изменчивости физического типа человека. Антропология культуры исследует духовные феномены и применяет в основном описательные методики. Ее предмет — образ человека в различных культурах и исторических эпохах, культурная эволюция человека в истории. Антропология культуры включает в себя историческую, религиозную, психологическую и возрастную антропологию. Антропология культуры, в узком смысле, — научные исследования, цель которых — изучение общих проблем культур, развития человечества, привлекающие для этого данные большого числа научных дисциплин. В последнем из названных значений антропология культуры стремится раскрыть типичные возможности поведения человека. Несмотря на то, что представители этого направления мысли подчеркивали строго эмпирический и исторический характер своих исследований, их научный метод продолжал оставаться, по сути, абстрактным, т. е. не охватывал множества тех факторов, которые в отдельности могли определять человеческую деятельность, а в конце концов влекли за собой конкретные исторические результаты. Антропологию культуры интересовал и интересует «человек», «абстрактное» существо которого она стремится раскрыть с помощью его культурной окружающей среды. Этот способ берет начало в 19 в. и связан с теорией образа В. Дильтея, с учением, которое в 20 в. было подхвачено и развито Э. Гуссерлем. В соответствии с этим учением каждая культура обладала определенным, лишь ей присущим характером, которым были проникнуты все ее отдельные элементы. Стимулами для формирования этого направления мысли послужили также социология Вебера, учение о символах Э. Кассирера и научное исследование поведения, которым занимались К. Лоренц и др. В своих основных чертах антропология культуры сходна с бихевиоризмом, который особенно распространен в США. Она также исходит из логической посылки о том, что поведение человека складывается под воздействием культур, окружающей среды, в которой вырастает ребенок. Но в то время как бихевиоризм на этом и остановился, видя свои задачи в выявлении свойств, характеризующих каждую отдельную культуру, антропология культуры сделала шаг вперед и поставила вопрос о характерных чертах этой культуры вообще. Исходя из этого исследование поведения стало исходным моментом, потому что якобы позволяло отличить животное наследие человека от признаков, определяющих культуру. В конечном счете культуру интерпретировали как преувеличение тех способов поведения, которые характеризовали период первобытного человека. Таким образом, переход от животного к человеку казался плавным, а культура означала лишь возвышение (сверхвыразительность) животного поведения. Аналогичным абстрактным образом ставился вопрос о происхождении и смысле ритуала, игры, подарка, экзогамии и т. д. Иногда приходили к интересной интерпретации, однако, как правило, интерпретации были неисторическими, а потому — абстрактными. Характерной чертой антропологии культуры всегда оставался культурный релятивизм, рассматривавший каждую культуру как результат случайно принятых решений носителей этой культуры, у которых всегда был выбор между многими возможностями. Но, делая свой выбор, люди, по мнению сторонников антропологии культуры, закрывают перед собой все остальные возможные способы поведения. Поэтому культура рассматривалась не только как достижение, но одновременно и как «опустошение».

 

Антропология театральная, наука, ставящая своей целью изучение человека в ситуации театрального представления, одно из направлений антропологии философской. Антропология театральная взаимодействует как с другими отраслями антропологии (медицинской, социологической, культурной), так и с театроведческой наукой. Выделилась из антропологии во второй половине 20 в. Наиболее последовательные разработки проводил Э. Барба. Связь с другими отраслями антропологии обусловлена тем, что поведение актера определяется в основном через технику тела. Последняя зависит от биологических (анатомических) возможностей, норм поведения, сложившихся в социуме, и культур, традиций (например система жестов). Актер опирается на повседневный опыт и концентрирует его в своем поведении. Однако антропология театральная не сводится лишь к изучению внешнего проявления эмоций, значительную роль играет психология актера, его личность. Антропология театральная претендует на роль фундамента театроведческих знаний. Ставя своей целью как можно более многостороннее изучение человека, антропология театральная противостоит тем подходам к изучению театра и актера, которым присущи идеологизированность или функционализм. В исследованиях значительная роль отводится ритуальным аспектам театра и театральности в повседневной жизни. Среди перспективных моделей исследования — разыгрывание представлений в реальной жизни так, чтобы окружающие не догадывались, что они зрители или даже участники, и сохраняли максимальную естественность поведения. Из реализованных на практике моделей наибольший интерес представляет такая форма, как коллективный хэппенинг.

 

Большая энциклопедия: в 62 т. –– М., 2006. –– Т. 3. –– С. 252–253.

 


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 19.10.2012
  • Ключевые слова: антропология, наука о человеке
  • Размер: 8.5 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Энциклопедический лексикон. Т. 1–17. СПб.: тип. А. Плюшара, 1835
Справочный энциклопедический словарь / издание К. Крайя. СПб., 1847.
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1862
Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1862
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон). СПб., 1863. Т. 1.
Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. СПб., 1878
Энциклопедический словарь /издатели: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 1890
Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900
Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. М., 1910
Большая советская энциклопедия. М., 1926
Малая советская энциклопедия. М., 1930
Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1933
Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1950
Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958
Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М., 1970
Большая Российская энциклопедия. М., 2005
Большая энциклопедия: в 62 т. М., 2006

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100