Антропология — наука о человеке. Объем и сущность антропологии в разные времена понимались различно. Кант в своей «Антропологии в прагматическом освещении» (1798) понимает ее как психологию вместе с педагогикой. В этом смысле термин антропология употреблялся еще в первой половине 19 века. Однако уже Блуменбах в книге «О прирожденной изменчивости человеческого рода» (1775) рассматривает человека совершенно так, как любое другое животное, и тем кладет основание т. н. физической, или соматической антропологии, которая с конца 19 в. стала называться вообще антропологией. Ее основоположниками кроме Блуменбаха были: Катрфаж, Брока, Топинар, Гексли, Дарвин, Вирхов, Геккель и др. Это течение заняло в 19-20 вв. господствующее положение. Его основные цели Р. Мартин определяет так: «Антропология изучает физическое развитие человека во времени и пространстве». Антропология стремится выяснить происхождение человека, его положение в ряду других живых существ, изучает его сравнительно с ними, гл. обр. с приматами, т. е. обезьянами и полуобезьянами, исследует ископаемые остатки человека и его ближайших родственников из мира животных (палеоантропология), изучает физические особенности разных представителей населения земного шара (расовая антропология), вопросы об их взаимоотношении, родстве и происхождении. Исследует законы и устанавливает нормы роста и физического развития мужчин и женщин в разные периоды их жизни. Методика антропологии заключается преимущественно в измерениях, в посемейных обследованиях и в применении статистической и лабораторной разработки.
С 60-х гг. 19 в. на антропологии отразилась революция, которую переживало естествознание в буржуазных странах в связи с открытиями Дарвина, Ляйеля и других основателей эволюционного учения. В это время антропология, занявшая резко антиклерикальную позицию, давала материал для подкрепления эволюционной теории в ее применении к человеку. Нарастание националистических установок в исторической науке и вспомогательных дисциплинах — археологии, лингвистике и др. — выдвинуло перед антропологией проблему праиндоевропейца (арийские теории). Стремясь к ее разрешению, антропологи проделали большую работу по изучению современных и ископаемых человеческих рас и усовершенствовали методику измерения, особенно черепного материала (краниология и краниометрия). Целая полоса развития антропологии характеризуется резким преобладанием краниологических исследований. Однако быстрое развитие колониальной торговли, вывоз капиталов в колонии и др. явления восходящей поры империализма заставили антропологию изменить свои установки и обратиться к более внимательному изучению колониальных и полуколониальных народов. Колоссально возросший материал не вмещался в прежние схемы, и новый период развития антропологии характеризуется утратой тематической и методической ясности эпохи Брока.
Современный кризис естествознания находит отражение и в антропологии. Ее крупнейшие представители не были последовательными материалистами и в учении об эволюции человека ограничились одной биологической стороной, упустив из поля зрения роль труда в процессе этой эволюции. Эта основная методологическая ошибка — неизбежное последствие ограниченности буржуазной науки — привела западноевропейскую антропологию в тупик, из которого она не в состоянии найти выхода. Несмотря на блестящие открытия в области палеоантропологии, несмотря на многочисленные находки ископаемых предков и предшественников человека, разъяснение хотя бы антропогенеза остается задачей, разрешения которой буржуазная антропология в ближайшем будущем не предвидит. Здесь сталкиваются многочисленные противоречащие друг другу теории. Рост фактического материала в других областях антропологии открыл перед ней широкие возможности практического применения, гл. обр. к разрешению вопросов медицинского и санитарного характера. Ее методы и материал способствуют разрешению проблемы определения и учета конституций, вопросов педологии, военной гигиены, определения кровяных групп (для переливания крови), эндогенных предрасположений к заболеваниям, учета физического развития и т. д.
С другой стороны, реакционные построения в области западноевропейской и американской медицины (расово-гигиенического направления, Ленц) обращаются к антропологическому материалу для подтверждения своих выводов. В капиталистических странах антропология используется для построения антиматериалистических схем антропогенеза, для оправдания колониальной эксплуатации, расового шовинизма и т. д., особенно теперь, в период резкого кризиса буржуазного мира.
В России антропология в общем развивалась так же, как и на Западе. Но в конце 19 и начале 20 вв. устарелые бюрократические рамки царского режима задерживали это развитие, и полную свободу для своей деятельности антропология приобрела лишь со времени Октябрьской революции. Ее успехи стали весьма значительными, и количественный рост исследований таков, что она в послереволюционный период накопила больший материал, чем за весь предшествующий период своего развития. Однако до самых последних лет она находилась в идеологической зависимости от западноевропейских построений. Лишь с 1930 начался процесс сознательного отмежевания советской антропологии от установок буржуазной науки и наметились пути включения антропологических исследований в работу социалистического строительства.
Литература: Популярная — Анучин Д., Происхождение человека, М.-Л., 1925; Вальдгард С, Как труд создал человека, М.-Л., 1928; Гремяцкий М., Произошел ли человек от обезьяны, М.-Л., 1930; его же, Первые люди на земле, М., 1925; его же, Происхождение человека, М., 1924. Специальная — Топинар, Антропология, СПБ, 1879; Деникер И., Человеческие расы, СПБ, 1902; Обермайер Г., Человек в его прошлом и настоящем, т. I — Доисторический человек, СПБ, 1913-14; Осборн Г., Человек древнего каменного века, Л., 1924; Лехе (В.), Человек, его происхождение и эволюционное развитие, М., 1913; «Русский Антропологический журнал», М., с: 1900.
Малая советская энциклопедия / гл. ред. Н. Л. Мещеряков. – 2-е изд. – М., 1933. – Т. 1. АА – Болгары. – Стб. 436–438.