Археологический дискуссионный клуб продолжает дискуссии по острым проблемам сохранения археологического наследия в нашей стране.
Вторым «острым углом» нашего круглого стола выбрана тема «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия». Модератор дискуссии – Андрей Леонидович Кряжевских, археолог, начальник отдела археологии КОГАУК "НПЦ по охране ОКН Кировской области. Его публикацией «Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия и опыт взаимодействия с правоохранительными органами (на примере Кировской области)» мы и открываем вторую дискуссию.
В течение месяца с даты публикации статьи в ЭПИ «Открытый текст» все желающие принять участие в дискуссии могут по электронной почте присылать на адрес «Археологического дискуссионного клуба» archeo-club@yandex.ru свои материалы.
Объем материала не ограничен. Текст оформляется с межстрочным интервалом 1,5, шрифтом - “Times New Roman”- кегль 12, абзацный отступ 1 см. Нумерация страниц не проставляется. Использование стилей или автоматических режимов не допускается. В верхнем правом углу указываются фамилия, имя, отчество (полностью), профессия, место и должность работы, город, контактный эл.адрес.
Через месяц после публикации проблемной статьи под грифом «Обсуждение проблемы» начнется публикация материалов участников дискуссии.после завершения публикации материалов дискуссии Совет «Археологического дискуссионного клуба» под руководством модератора дискуссии проанализирует собранные во время обсуждения материалы, подведет итоги дискуссии и сформулирует конкретные предложения по решению проблемы. Итогом этой работы станет резолюция, которая будет опубликована в ЭПИ «Открытый текст» в рубрике «Круглый стол с острыми углами - 2015» в заключительном разделе дискуссии «Итоги».
Председатель Совета «Археологического дискуссионного клуба» Т.В. Гусева
А.Л. Кряжевских (г. Киров)
Борьба с нарушениями законодательства в области охраны археологического наследия и опыт взаимодействия с правоохранительными органами (на примере Кировской области)
В настоящее время очень остро стоит проблема сохранения археологического наследия нашей страны. В результате действия ряда объективных и субъективных факторов каждый год исчезают десятки археологических памятников. И если с природными факторами, к которым можно отнести береговую абразию, водную и ветряную эрозию и др., бороться достаточно проблематично, то противодействовать негативному воздействию антропогенного фактора на объекты археологического наследия можно и даже нужно.
Одной из самых актуальных проблем в отношении охраны археологического наследия России является проблема незаконных археологических исследований. Так называемые «черные копатели» в поисках изделий из металла, и в первую очередь монет, при помощи металлоискателей обследуют места расположения старых деревень, ярмарок, монастырей и других объектов, зачастую при этом серьезно повреждая культурный слой известных и неизвестных науке археологических объектов. Обнаруженные ими находки пополняют их личные коллекции или продаются другим коллекционерам, в результате чего археология навсегда лишается важной информации об особенностях материальной и духовной культуры разграбленных памятников. В последние годы этой проблеме на законодательном уровне стало уделяться довольно пристальное внимание, результатом чего стало внесение изменений в целый ряд нормативных актов. В частности, 23 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", который ужесточал наказание за проведение археологических работ без специального разрешения (Открытого листа), а также конкретизировал используемую в нормативных актах терминологию, относящуюся к археологическим исследованиям. Все это упростило привлечение к ответственности лиц, проводящих незаконные археологические работы, следствием чего стала активизация борьбы с этим явлением.
На территории Кировской области и до, и после принятия указанных поправок проводилась целенаправленная работа по противодействию деятельности «черных копателей». В 2013 г. между Управлением МВД по Кировской области и департаментом культуры области (сейчас – министерство культуры Кировской области) было заключено соглашение о сотрудничестве в отношении противодействия нарушениям законодательства об охране культурного наследия. По этому соглашению взаимодействие со стороны УМВД строится на уровне заместителя начальника Управления уголовного розыска УМВД. Сотрудничество включает в себя том числе и противодействие незаконным археологическим исследованиям. В частности, регулярно проводятся выезды сотрудников департамента культуры, археологов Научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия Кировской области (далее – НПЦ) и сотрудников УМВД в места, наиболее часто посещаемые людьми с металлодетекторами. Такие места обычно определяются по соответствующим форумам. Чаще всего такие выезды организуются археологами НПЦ во время экспедиций, при этом посещаются места расположения археологических памятников с привлечением местного участкового. Обычно такие рейды приносят лишь новые находки грабительских вкопов на археологических памятниках и бывших местах расположения деревень, так как достаточно сложно определить, где в данный конкретный момент будут проводиться незаконные работы. Тем не менее некоторые результаты уже есть. Так, в мае 2013 г. на территории Орловского района Кировской области был задержан гражданин, производивший поиск артефактов с использованием металлоискателя. Он был задержан сотрудником УМВД, после чего из г. Орлова был вызван участковый и составлен протокол по ст. 7.15 КоАП «Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения». В ходе досмотра у задержанного были изъяты различные металлические предметы, в том числе монеты XIX и XX вв. В этом выезде также принимала участие съемочная группа одного из кировских каналов, которая сняла сюжет по итогам задержания (http://www.youtube.com/watch?t=2&v=6z_0KAgkVpA). Эта история получила достаточно большой резонанс в кладоискательской среде, особенно на форумах. Однако в ходе рассмотрения дела в мировом суде его материалы несколько раз отправлялись на доследование по надуманным предлогам, в результате чего срок давности деяния истек. В итоге мировой суд признал, что нарушение закона имело место, однако по истечению срока давности никакого наказания назначено не было. Вероятно, затягивание сроков рассмотрения дела можно объяснить небольшой судебной практикой по ст. 7.15 КоАП и активностью самих «черных копателей», выдвинувших из своей среды представителя интересов задержанного, вследствие чего мировой судья мог решить не назначать наказание по делу. Однако определенный положительный момент в этом деле все-таки был, так как после него «черные копатели» стали вести себя менее нагло, а местные СМИ перестали выпускать сюжеты и статьи, позиционирующие металлопоиск как безобидное романтическое хобби.
Тесно связана с проблемой незаконных археологических работ продажа археологических артефактов, чаще всего в сети Интернет. До недавнего времени в Кировской области различные ценные находки практически открыто продавались на различных Интернет-аукционах и форумах. Ситуация изменилась после возбуждения в 2013 г. административного производства по ст. 14.2 КоАП "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" по факту продажи через один из сайтов бронзового гребня, предположительно найденного с использованием металлоискателя. По этому делу было вынесено решение мирового суда о присуждении штрафа лицу, продававшему гребень, однако Верховный суд РФ отменил этот приговор по причине несоблюдения некоторых процессуальных моментов. Однако и такой исход имел определенный положительный эффект, так как после него открытая продажа археологических предметов на местных кировских сайтах и форумах существенно сократилась.
Еще одной важной проблемой является повреждение и уничтожение археологических памятников в результате хозяйственной деятельности человека. В Кировской области в последнее время ведется активное жилищное строительство, которое зачастую проводится вблизи объектов археологического наследия. В этой связи достаточно показательным является следующий пример. В 2011 г. во время строительства жилого дома в Слободском районе на территории, прилегающей к одному из наиболее известных археологических памятников Кировской области – Никульчинскому городищу (объект культурного наследия федерального значения, V в. до н. э. – IX в. н. э.; XII-XIX вв.), была засыпана часть рва и траншеей прорезан вал городища. Все это происходило рядом с информационной надписью, говорящей о недопустимости проведения строительных работ на объекте. В ходе выезда археологов НПЦ с сотрудниками департамента культуры и привлечением сотрудника УМВД и участкового был составлен протокол по ст. 7.14 КоАП «Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия». По итогам рассмотрения этого протокола было назначено наказание в виде штрафа. Однако этот случай – скорее исключение из правил, чаще всего привлечь нарушителей к ответственности не удается. Достаточно типичным здесь является следующий случай. В 2014 г. во время проведения археологической разведки в Слободском районе археологами НПЦ был выявлен факт уничтожения культурного слоя объекта культурного наследия федерального значения «Стоянка «Монастырек-I», VII-III тыс. до н.э.» в результате деятельности карьера. После проведения проверки состояния объекта сотрудниками департамента культуры было направлено заявление в УМВД о возбуждении уголовного дела по статье 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия …». Однако в возбуждении дела было отказано под предлогом того, что собственник земельного участка, на котором находился памятник, не знал о его наличии, в свидетельстве о праве собственности на участок обременение не было внесено.
22 октября 2014 г. был принят федеральный закон № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который кроме всего прочего ввел обязательное проведение историко-культурной экспертизы земельного участка в случае проведения на нем любых земляных и строительных работ. В 2015 г. эта норма, по сути, проходила первую апробацию, процесс адаптации к ней и у застройщиков, и у археологов проходил достаточно сложно. На территории Кировской области контролю за соблюдением введенной процедуры лишь со второго полугодия 2015 г. стало уделяться повышенное внимание, следствием чего стала приостановка строительных работ на трех объектах в г. Кирове и возбуждение административного производства по ст. 7.14 КоАП «Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия». Осмотр объектов и составление протоколов производились также в рамках сотрудничества министерства культуры Кировской области и УМВД. В настоящее время материалы по этим делам находятся на рассмотрении мировых судов. Однако следует констатировать, что контроль за введенными новациями по сути пока ограничивается территорией областного центра и некоторых городов области. Полностью охватить территорию региона таким контролем не позволяет ограниченность ресурсов министерства культуры Кировской области и НПЦ.
В целом в качестве возможных путей решения проблем в отношении нарушения законодательства в области охраны культурного наследия можно предложить следующие меры:
Активизация взаимодействия с правоохранительными органами и наработка судебной практики по ст. 7.13, 7.14, 7.15, 14.2 КоАП; ст. 243 УК.
Проведение регулярных проверок состояния объектов археологического наследия, в том числе с привлечением сотрудников полиции.
Активизация работы по разработке границ и зон охраны памятников археологии, включению выявленных объектов в реестр.
Взаимодействие в области охраны культурного наследия с органами местного самоуправления и местными активистами.
Проведение более активного информирования населения и хозяйствующих субъектов об особенностях законодательства об охране объектов культурного наследия и об их изменениях.
Публикуется впервые