Гусева Т.В. (Нижний Новгород)
Можно, нужно, но бесполезно до тех пор, пока…
Несмотря на кажущуюся вялость обсуждения темы, поднятой А.Л. Кряжевским, за Круглым столом сложился яркий и многосторонний коллективный взгляд на проблему. И главное, как мне кажется, обсуждение высветило глубинные причины такого явления, как грабительские раскопки и его процветание в наши дни.
Действительно, само по себе оно не ново. Оно сопровождает почти всю историю человечества. Не зря считается особой удачей для археологов во всем мире найти не разграбленные богатые (именно богатые) захоронения.
Грабительские раскопки были и в советское время. Но! Тогда это делали тайно, не афишируя, не бравируя этим. Объясняется это просто. К подобным действиям общество относилось негативно. Я вспоминаю 70-е годы прошлого века, когда я начала копать древний Городец. Сейчас в нем по частному сектору, а он расположен на территории городища, ходят предприимчивые люди и просят за бутылку водки пустить их с металлоискателем в свой сад-огород. Бизнес! И ничего иного.
Тогда такого и в помине не было. Да, люди находили у себя на огородах различные предметы, кто-то нес их в музей, кто-то оставлял у себя. Ну, наверное, были и такие, кто пытался найденное сбыть за деньги. О них мы не знаем. Это делалось в тихую. И антикварные лавки, и скупщики это тоже не выставляли на показ, ну, как если бы это было краденое. Были и местные коллекционеры, которые «промышляли подъемку» на волжском бечевнике под детинцем (и, кстати, очень успешно). Мы с ними пытались бороться, но бесполезно. При этом, поскольку я была знакома с каждым из них, с уверенностью могу сказать, что наживы из своей археологической страсти они не извлекали. Вот такой своеобразный кодекс чести искателя, что ли. Власть. А что власть? От регулярного появления археологов в городе, конечно, она была не в восторге, т.к. именно ей приходилось решать вопросы нашего размещения (в городе палатки не поставишь),частично питания, да и я докучала проблемами охраны. Тем не менее, меня до сих пор не покидает чувство удовлетворения, оставшееся от совместной работы по сохранению археологического наследия древнего Городца (именно работы, творческой работы, а не создания ее видимости) и с местной властью, и местным отделением общества охраны памятников, и с населением, включая школьников, из которых летом создавалась действенная археологическая инспекция, катаясь на велосипедах по городу молниеносно устанавливающая факты даже еще не земляных работ, а приготовления к ним. Было задорно, азартно, интересно. Главное, ре-зуль-та-тив-но! За короткий срок (я сама в это сначала не могла поверить) удалось приучить к «археологическому» порядку, по сути, весь город.
При этом, когда мне не хватало опыта или знаний, я могла записаться на прием в Минкульт в Москву (!!!), приехать в соответствующее подразделение и получить профессиональную (!!!), грамотную (!!!) поддержку, инструкцию, методическую помощь. Именно там, в Минкульте, меня учили тому, что потом получит наименование «охранной археологии». Вот читаю я все написанное сейчас и думаю: А не сон ли это был?
У муниципалитетов сегодня нет ни прав, ни обязанностей по осуществлению охраны объектов археологического наследия, в региональном органе охраны, расположенном в областном центре, нет информации о том, что происходит на местах, да, похоже, и желания ее иметь тоже. Так спокойнее.
Ну, про нынешний Минкульт я вообще ничего не скажу. Каждый, кто пытался выяснить там хоть что-то, знает результат. Тема для Жванецкого или Задорнова. Общественные организации утратили свою полезную (sic!) активность. Населению тоже не до проблем археологии. Одни выживают, другие наживают. Когда уж думать, а тем более участвовать в процессе сохранения стратегического запаса исторической информации страны под названием «археологическое наследие»!
Вот и получается, несмотря на громкие формулировки законов и подзаконных актов о том, что археологические объекты – это государственная собственность и охраняется она государством в интересах общества, по сути получается, что сегодня они ничьи. Чем и пользуются «черные» копатели. У власти нет не только профессионально подготовленного штата чиновников для выполнения задачи сохранения, у нее отсутствует стратегия этого вида деятельности. Ну, и население вслед за этим, инертно в своем большинстве.
При этом, мы видим, какие рычаги управления и возможности есть у власти, когда она решает поставленные перед собой задачи. Далеко не надо ходить за примерами. Как классно и быстро (и главное, профессионально) Пальмиру разминировали! Посмотрите на экипировку, оснащенность, слаженность действий наших военных на территории Сирии. Конечно, сохранение археологических памятников, и борьба с «черными копателями» в том числе – это не борьба с терроризмом. Совершенно верно. Вот и я про тоже. Когда забота об археологическом наследии действительно станет делом государственной важности, у власти найдутся и силы, и средства, и способы. И «грабительский» разгул поутихнет. К «черным копателям» вернется если не чувство стыда, то потерянное нынче чувство страха. Страха наказания за фактическую кражу того, что принадлежит всему обществу. Вот только надо, чтобы и общество вспомнило, что это его прошлое и оно ему нужно.
Ну, а пока… Чиновники и профессиональные археологии будут периодически собираться (вместе или порознь), тешить себя обсуждением, рассуждением, осуждением проблемы, а «черные археологи» жить и действовать по принципу: «А Васька слушает, да ест».
Публикуется впервые