history/arkheography/metod/sovsled/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Археография  /  Издание исторических источников  / 
   Издание судебно-следственных документов советского периода. Методическое пособие. М.: [Росархив, ВНИИДАД], 1998.

 Издание судебно-следственных документов советского периода. Методическое пособие. М.: [Росархив, ВНИИДАД], 1998.
Размер шрифта: распечатать




Глава 1. Выявление судебно-следственных документов (32.47 Kb)

[1]
Глава 1. Выявление судебно-следственных документов
 
Выявление судебно-следственных документов можно разделить на следующие этапы: анализ литературы, изучение системы учреждений-фондообразвателей выявление документов в архиве.
1.1. Анализ литературы.
Выявление судебно-следственных документов рекомендуется начать с изучения литературы по истории политических процессов советского периода нашей истории,  поскольку изучение литературы даст возможность выявить документы, уже введенные в научный оборот, например, опубликованные в виде приложений.
Например, в работе "Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов" судебно-следственные документы включены в текст книги в виде "врезок". В приложении опубликована платформа союза марксистов-ленинцев (группа Рютина), попавшая в судебно-следственное дело в качестве доказательства обвинения.[1]
При публикации судебно-следственных документов по процессу группы Рютина археографу нужно будет только проверить правильность опубликованного документа с подлинником и указать в легенде о наличии публикации. Далее археограф должен выявить наличие опубликованных мемуаров лиц, участвовавших в политических процессах (как следователей, так и подследственных). Имевшиеся в мемуарах сведения о ходе следствия и суда будут впоследствии использованы археографами для составления предисловия и комментария. Примером подобных мемуаров является воспоминания Н.П.Анциферова "Из дум о былом". В них в главе "Шахтинское дело" научной интеллигенции" автор на основе собственного  горького опыта раскрывает методы следователей по фабрикации Академического дела.[2]
1.2.Изучение системы учреждений-фондообразователей.
Выявление судебно-следственных документов основывается на  знании  системы учреждений-фондообразователей. Особенностью выявления документов политических процессов является то, что в этом случае фондообразователями  могут являться и внесудебные учреждения,  получившие в определенный период нашей истории судебные полномочия. Поэ-
[2]
тому при выявлении документов политических процессов 1920-го и последующих лет необходимо учитывать организационную структуру не только судебных органов советского государства, но и системы внутренних дел.
После Октябрьской революции центральным учреждением, осуществляющим правопорядок в стране, стал Наркомат юстиции, созданный Вторым Всероссийским съездом Советов (25-27 октября 1917г). Его  задача заключалась  в создании системы советского правосудия и управлении ею. Она не исчерпывалась созданием системы судов. На Наркомюст возлагалась и разработка законодательства в области права.
Первый декрет  о суде был издан 24 ноября 1917г[3].  Им упразднялись окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Был оставлен только институт мировых судей.  Была создана система народных судов.
В декрете были сформулированы демократические принципы: участие в суде народных заседателей, выборность судей, гласность процесса, право обвиняемого на защиту и т.д. Однако, очень скоро эти правила были откорректированы применительно к принципам диктатуры пролетариата:  новые ( народные) суды должны были избираться трудящимися и только  из трудящихся. Выборы судей производились советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов,
В то же время для рассмотрения особых преступлений вводились революционные трибуналы. Инструкцией 19 декабря 1917г.[4] был установлен перечень преступлений, подсудных революционным трибуналам: контрреволюционная деятельность, спекуляция, саботаж, диверсионная деятельность, должностные преступления, общеуголовные преступления, имеющие особое значение. На практике трибуналам было подсудно любое преступление  в зависимости от мотивов. Эта расплывчатость формулировки привела к тому, что большинство преступлений выносилось на рассмотрение трибуналов, а народные суды рассматривали только мелкие преступления.
[3]
В середине 1918г.  был образован Ревтрибунал при ВЦИК для рассмотрения важнейших дел, изымаемых из подсудности местных трибуналов. Он состоял из председателя и шести членов, избираемых на 3 месяца советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, следственной  комиссии, коллегии  обвинителей  и коллегии защитников.  21 июня был вынесен первый смертный приговор: по делу адмирала Щастного. Вскоре тяжесть их деятельности ощутил весь народ. В октябре 1918 г. был создан Военно-революционный трибунал при Реввоенсовете. Он руководил деятельностью фронтовых, армейских и др. трибуналов. В 1920г.  были организованы Военно-промышленный и военно-железнодорожный трибуналы, руководившие деятельностью трибуналов на транспорте и в промышленности, а также временный трибунал при ВЧК. Первоначально военные, промышленные и транспортные трибуналы являлись отдельными системами.
При народных судах и при революционных  трибуналах  действовали следственные комиссии. В то время следствие производилось не единолично, как это делается сейчас, а коллегиально. Соответственно оформлялись и  следственные документы. Принцип коллегиальности, в большинстве случаев оптимальный, как более демократичный, в следственной деятельности оказался непригодным. Коллегиальность принятия решений на всех этапах следствия тормозила его процесс.
Служащие суда и следственных органов должны были иметь рабоче-крестьянское происхождение. Кандидатуры судей рекомендовались местными исполкомами Советов.
Итак, сложились параллельно: общая судебная система и  система специальных судов. При этом к началу 20-х годов система общего судопроизводства отошла на второй план и не имела должного значения. Политические дела в то время слушались в трибуналах. Надо сказать, что политическую окраску там получали и дела по мелким преступлениям, таким, как нарушение трудовой дисциплины.
В тесной связи с органами суда и следствия работали  и  органы ВЧК, созданные 7 дек. 1917г.[5] для подавления саботажа. Первоначально на ВЧК возлагался лишь розыск по  указанным  преступлениям.  Ведение следствия и представление дела в суд возлагались на следственную ко-
[4]
миссию Ревтрибунала. Но декретом СНК РCФСР 21 февр.1918г.[6] ВЧК было предоставлено  право расстрела на месте без суда и следствия. Таким образом, был создан прецедент внесудебного рассмотрения дел. Структура ВЧК  включала следующие отделы: организационный (созданный для организации борьбы с контрреволюцией), информационный и филиальные отделы (по  работе в губерниях).  К июлю был создан отдел по борьбе со спекуляцией, к августу филиальные отделы были преобразованы в единый иногородний отдел.[7]
ВЧК руководила коллегия. При органах ВЧК действовали камеры народного суда. Положением ВЧК от 14 сент. 1918г.[8] были учреждены Губернские и уездные органы ЧК, а вскоре были созданы органы ЧК на фронтах, на таможенных и пропускных пунктах. По положению 14 сент. структура уездных и губернских органов ЧК включала отделы: по борьбе с контрреволюцией, со спекуляцией, с преступлениями по должности, иногородний, железнодорожный, хозяйственный и отдел комендатуры (регистрация задержанных). Судя по отдельным сообщениям в прессе и протоколам, структура ВЧК также содержала аналогичные отделы. Однако, документ,  регламентирующий структуру ВЧК конца 18,19 годов, обнаружить не удалось.  28 сент. 1918г. при ЧК была создана контрольно-ревизионная комиссия.[9]
Декретом о создании ВЧК было определено ее место как комиссии при Совнаркоме. Им назначались ее члены. Не раз поднимался вопрос о ее подчинении Наркомату юстиции. Весной 1919г., в связи с временным ослаблением террора, права ВЧК были ограничены и ВЦИК отменил смертную казнь.[10]
Сосуществование судебных и следственных органов, чрезвычайных и обычных,  тормозило работу последних. В связи с этим, была проведена судебная реформа. Началом ее было создание объединенной системы трибуналов.  В 1921 году Ревтрибунал при ВЦИК, Военный Ревтрибунал при РВСР, Главный железнодорожный трибунал были объединены в  Верховный
[5]
трибунал РСФСР. Он состоял из  Пленума и коллегий: кассационной, судебной, военной и военно-транспортной. Местными органами Верховного трибунала были его областные отделения.[11] В  феврале 1922 г. ВЧК,  как выполнившая свои задачи, была упразднена, ее функции были переданы частично судебным органам, частично - ГПУ НКВД РСФСР.
Б ноябре 1922г. было принято Положение  о  судоустройстве в РСФСР,  отменившее деление судов на общие и чрезвычайные. Была отменена система трибуналов,  за исключением военных.  С этого  времени действовал  народный суд,  губернский суд и Верховный суд РСФСР.[12] Народные суды действовали в пределах района.  Губернские суды выполняли  помимо судебных функций и управленческие. Верховный суд также выступал в двух качествах: как надзорный орган за деятельностью судов и как кассационная инстанция для решений губернских судов. Председатель и члены суда назначались Президиумом ВЦИК. На его заседаниях должен был присутствовать Прокурор республики.  28 мая 1922г. был создан институт прокурорского надзора. ВЦИК утвердил  Положение о прокуратуре. В составе Наркомюста образовывался отдел прокуратуры. Во главе его в качестве Прокурора республики стоял нарком юстиции.
На прокуратуру  возлагался  надзор за законностью действий всех органов власти,  за органами дознания и следствия, ГПУ НКВД, поддержание обвинения на суде. Была образована коллегия адвокатов. Установлен порядок единоличного проведения следствия.
С объединением советских республик в СССР Верховный суд получил соответствующее название.  К его функциям добавился надзор за соблюдением конституционных норм.[13]
Верховный суд выполнял следующие функции:  контролировал  соответствие  Конституции  актов,  принимаемых органами государственного управления, рассмотрение и отмена приговоров низших судебных инстанций,  определение  подсудности членов СНК СССР,  ведение дел о долж-
[6]
ностных преступлениях высших должностных лиц, уголовные и гражданские дела исключительной важности, затрагивающие интересы нескольких республик.  В 1924 году в Верховном суде слушалось дело Савинкова, в 1926 - о расстреле 20 бакинских комиссаров, в 1928 - Шахтинское дело.[14]
Структура Верховного суда включала: пленарное заседание, коллегии: гражданского суда, уголовного суда, военную и военно-транспортную[15]. На пленарном заседании присутствовали 11 человек: председатель Верховного суда, его заместитель, четыре председателя верховных судов союзных республик, представитель ОГПУ, четыре председателя коллегий.  Список  заседателей Верховного суда утверждался президиумом ЦИК СССР. После ликвидации ВЧК было отменено право внесудебного решения дел. Однако, 10 ноября 1923г. было утверждено Положение о правах ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК СССР)[16] об  административных высылках, ссылках и заключении в концентрационный лагерь. Решение о применении этих мер было возложено на Особое совещание в составе трех членов коллегии ОГПУ при участии Прокурора республики.  Постановлением президиума ЦИК СССР от 3 февраля 1930 г. ОГПУ предоставлялось право передавать свои полномочия по судебному рассмотрению дел органам на местах. Приказом по ОГПУ от 2 февраля 1930 г.  начали создаваться "тройки"[17]. Таким образом, право внесудебного решения дел было предоставлено краевым и областным органам ОГПУ. Постановлениями 1927 - 1932гг. ОГПУ было предоставлено право внесудебного разбирательства с вынесением приговора вплоть до высшей меры. При этом тот факт,  что система ОГПУ по сути не относилась к судебным органам и не обладала традицией правильного судопроизводства  в  соединении с политическими требованиями момента привел к полному произволу в ведении следствия и  судебном  разбирательстве. Эти годы известны массовым применением необоснованных репрессивных мер. Структура ОГПУ включала отделы: особый (ОО), секрет-
[7]
но- политический (СПО), иностранный (ИНО), оперативный, специальный, учетно-статистический, транспортный, пожарной охраны, кадров и финансовый, а также Главное управление пограничной и внутренней охраны, Управление делами, Главное управление рабоче-крестьянской милиции, Главное управление лагерей (ГУЛАГ) и аппарат особоуполномоченного. В подчинении ОГПУ работали местные органы ГПУ - особые отделы, пограничные, транспортные органы.[18]
10 июля 1934г. был создан Наркомат внутренних дел СССР. В него вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности[19]. Вместо коллегии ОГПУ было создано Особое совещание при наркоме в составе: заместителя наркома внутренних дел, уполномоченного НК8Д по РСФСР, начальника Главного управления рабоче-крестьянской милиции, наркома внутренних дел республики, на территории которой возникло дело, прокурор Coюза, особое совещание имело право применять ссылку сроком до 5 лет, заключение в трудовой лагерь на срок до 5 лет и  высылку иностранцев.[20]
В связи с убийством Кирова ЦИК СССР 1 декабря 1934г. постановил: следствие по делам о террористических организациях и террористических актах проводить в 10-дневный срок. Обвинительное заключение предоставлять обвиняемому за день до суда. Отменено присутствие на процессе обвинения и защиты. Эти дела не подлежали кассации. Постановлением 14 сентября 1937г. эти правила были распространены на все дела о контрреволюционных организациях.[21]
После ликвидации ОГПУ и создании на его основе НКВД СССР произошли изменения и во внутренней структуре: функциональные отделы были объединены и на их основе создано Глазное управление государственной безопасности (ГУГБ). Отдел пожарной охраны был выделен в самостоятельное управление НКВД. Управление делами было преобразовано
[8]
в Административно-хозяйственное управление (АХУ) НКВД. Отдел кадров был  разделен на отдел кадров ГУГБ и сектор кадров, занимавшийся должностными лицами, не входившими в состав Главного управления. Главное управление  рабоче-крестьянской милиции было объединено с аналогичным республиканским управлением. В составе НКВД СССР был образован Отдел актов гражданского состояния. 31 мая 1935г. в составе АХУ НКВД был образован Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних. Реорганизация коснулась и других подразделений[22].
При реорганизации весь состав служащих ОГПУ вошел  в  НКВД. В 1935 году были  введены особые звания в ГУГБ - комиссар  государственной безопасности 1, 2, и 3 ранга, майор, капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант и сержант государственной безопасности.  Эти чины были выше, чем общеармейские: майор соответствовал полковнику. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 ноября 1935г. было введено звание генерального комиссара государственной безопасности - его получил Г.Г.Ягода.  9 июня 1945г. оно было заменено на звание Маршал Советского Союза.
В деятельности Верховного суда также произошли изменения: в связи с упразднением в 1934г. коллегии ОГПУ была создана специальная судебная коллегия Верховного суда. Его пленум теперь состоял из пяти коллегий:  гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной, военно-транспортной и специальных судебных присутствий (для  рассмотрения конкретных политических дел - напр., специальное присутствие под рук. -А.Я.Вышинского).  Была учреждена судебно-надзорная  коллегия (председатель  Верховного суда и два его заместителя} для рассмотрения протестов на приговоры Верховных судов[23] .
В армии  действовали  военные трибуналы.  Общее руководство ими осуществлял Верховный Суд СССР, непосредственное – его военная коллегия. В  30-х годах были созданы железнодорожные линейные суды, к подсудности которых относились преступления на железной дороге. Кроме того, этот период характерен созданием по конкретным делам специ-
[9]
альных органов для их решения.
Меры по созданию прокурорского надзора не были доведены до конца - не был определен порядок рассмотрения  прокурорского  протеста. 20 июля 1933г. была создана Прокуратура СССР[24]. Ей было поручено наблюдение за соблюдением конституционных норм, законностью действия органов внутренних дел, за следственными мероприятиями, законностью pешения судов. Однако на практике деятельность прокуратуры направлялась А.Я.Вышинским, который поддерживал массовые репрессии.
Б годы войны военным трибуналам были подсудны не только военные, но и гражданские дела, если их деятельность была связана с обороной страны. Участились случаи применения высшей  меры.
В 1941г. НКВД разделился на два наркомата: внутренних дел и государственной  безопасности. Однако вскоре они вновь объединились в Наркомат внутренних дел, который, однако, был разделен на НКВД СССР и НКГБ СССР. В марте 1953г. при общей реорганизации министерств НКВД СССР был преобразован в МВД. В начале 50-х годов было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел, восстановлен нормальный порядок судопроизводства. Сменился состав работников службы безопасности и МВД. Была создана Комиссия для расследования репрессий. В 1954г. из МВД был выделен КГБ в функции которого, помимо прочих входило предварительное расследование дел, связанных с государственной безопасностью.[25]
Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР. Он осуществлял надзор за деятельностью судов в стране. Кроме того, он был  апелляционной инстанцией по решениям всех судов страны. Высший надзор за законностью и правопорядком в стране осуществляла Прокуратура СССР. Система органов Прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР и прокуратур всех уровней - от республиканских до районных.
1.3. Выявление судебно-следственных документов в архиве
Для организации выявления судебно-следственных материалов политических процессов необходимо знать, в фондах каких учреждений хранятся эти материалы.
[10]
После выяснения учреждений, проводивших следствие и суд по тому или иному политическому процессу, необходимо определить, в каких архивах хранятся их документы. Фонды учреждений, осуществлявших следствие и суд по политическим процессам в первые годы советской власти такие как:  Верховный трибунал при ВЦИК,  Революционный трибунал при Петроградском Совете рабочих и  солдатских  депутатов, Следственная комиссия Верховного революционного трибунала при ВЦИК, Верховный суд РСФСР находятся на хранении в ГАРФ.
В марте  1995 г.  московское управление ФСБ начало передавать в ГАРФ фонд прекращенных следственных дел на реабилитированных граждан. До настоящего времени передано 68,8 тысяч ед. хранения.[26] Фонды органов государственной безопасности (ВЧК, ОГПУ, структурные подразделения НКВД и т.п.) хранятся в ведомственном архиве ФСБ,  центральном и местных.
Выявление судебно-следственных документов непосредственно в архиве следует начинать с изучения постановлений и инструкций по ведению следствия, что позволит понять процесс формирования  судебно-следственных дел. Например, в циркуляре Верховного трибунала ВЦИК № 2/ВТ от 5 января 1922 г. было указано, что в судебно-следственных делах кроме описи документов дела должен быть справочный лист, в котором содержатся анкета обвиняемого, сведения о мере пресечения и список вещественных доказательств. В циркуляре Верховного трибунал ВЦИК № 130/ВТ от 22 августа 1922 г. отмечалось, что следственное дело, поступившее  в трибунал из ГПУ после вынесения приговора должно быть в течение 48 часов возвращено в ГПУ вместе с копией  приговора. Само  судебное дело должно храниться в трибунале[27], лишь в особых случаях оно вместе со следственным делом направляется в ГПУ.  Знание подобных циркуляров поможет вести выявление судебно-следственных дел. Если в фонде ГПУ имеется только следственное дело, то судебное дело следует искать в фонде трибунала.
[11]
Главным принципом, которым должен руководствоваться археограф при  проведении выявления судебно-следственных документов, является принцип полноты выявления. От полноты выявления судебно-следственных документов зависит степень основательности публикации. Поэтому при публикации судебно-следственных документов политического процесса, по которому проходили несколько лиц, не следует ограничиваться только выявлением их судебно-следственных дел. Необходимо также выявлять следственные дела лиц, которые упоминаются в материалах выбранных к публикации следственных дел. Выявление этих дел позволит археографу лучше понять ход изучаемого следствия. Например, в следственное дело Е.Гинзбург для подтверждения ее "контрреволюционной троцкистской деятельности" включены выписки из протоколов допросов Эльвова и Ищенко и других лиц, взятые из их следственных дел.[28] Изучение следственных дел Эльвова, Ищенко позволило бы установить, правильно ли составлены выписки из протоколов их допросов и не допустил  ли  следователь  их фальсификацию.
При проведении выявления судебно-следственных документов археограф должен установить, имеют ли обвиняемые личные фонды и в каких архивах или рукописных отделах музеев и библиотек они хранятся. При наличии личных фондов их следует изучить с целью выявления  документов (письма,  воспоминания и т.п.), в которых получили отражение ход следствия и суда.  Сведения, содержащиеся в этих документах, могут быть использованы при составлении комментария и предисловия.
Создание в стране административно-командной системы  управления привело  к  сращиванию партийного и советского аппарата. К середине 20-х годов Советы были превращены в "приводные ремни": от партии к трудящемся. Коммунистическая партия встала над обществом. Политбюро ЦК превратилось фактически в высший орган власти.
Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1926 г. была создана комиссия по политическим и судебным делам, деятельность которой распространялась на всю территорию Союза. В эту комиссию местные советские и партийные органы направляли обвинительные заключения по всем тем делам,  которым они придавали общеполитическое значение
[12]
или по которым считали необходимым проведение  политических процессов. Эта комиссия докладывала Политбюро о всех делах, которые считала имеющими общеполитическое значение, для получения соответствующих директив и передачи таковых на места судебным органам. Согласно постановлению Политбюро от 10 июля 1931 г.  все приговоры по политическим процессам о высшей мере наказания, выносимые ОГПУ, утверждались ЦК ВКП(б).[29]
Политбюро РКП(б) принимало на своих заседаниях решения об организации политических процессов. Например,  на заседании Политбюро 4 мая 1923 г. было принято решение о привлечении патриарха Тихона к суду.[30]
Политбюро оказывало влияние на ведение как следствия, так и судебного разбирательства. Так, в постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 12  апреля 1823 г.[31]  указывалось "поручить Секретариату ЦК дать директиву Верховному Трибуналу вести дело Тихона со всей строгостью соответственно объему колоссальной вины,  совершенной Тихоном". В постановлении Политбюро от 14 июня 1923 г. предлагалось следствие по этому деду вести без ограничения срока, сообщить Тихону, что мера пресечения может быть изменена, если он сделает заявление о своем раскаянии в антисоветской деятельности. Только после заявления Тихона в Верховный суд РСФСР о своем раскаянии  Политбюро 14 марта 1924 г. приняло решение о прекращении дела Тихона.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости  при  подготовке  публикации судебно-следственных документов политических процессов проводить выявление партийных решений, и в первую очередь - постановлений Политбюро, ибо в этих документах можно найти ответы на вопросы,  почему было начато следствие, почему дело не было передано в суд,  почему судом был вынесен тот или иной приговор. Без этих документов невозможно написать предисловие к публикации, а также сос-
[13]
тавить комментарии.
Выявлять постановления Политбюро ЦК ВКП(б) следует в РЦХИДНИ, ЦХСД, в зависимости от времени проведения следствия и судебного разбирательства по данному делу.
Для осуществления полноты выявления при подготовке публикации судебно-следственных документов необходимо проводить выявление материалов, относящихся к политическим процессам, опубликованных в газетах. Именно газеты инспирировали всю политико-идеологическую кампанию вокруг определенного процесса. Так, в "Правде" от 10 марта 1928 г. была опубликована статья, посвященная Шахтинскому делу, в которой были  сформулированы не только основные направления пропаганды в прессе по этому вопросу, но и содержались многочисленные резолюции партактивов и собраний общественности, осуждающие преступников специалистов.[32] Эта статья положила начало соответствующей пропагандистской кампании на страницах- региональной прессы. Материалы прессы позволяют представить ту атмосферу, в которой проводились политические процессы. Именно пресса способствовала нагнетанию в обществе ощущения зловещей угрозы, нависшей над завоеваниями революции. В результате этого политические процессы получали поддержку трудящихся.


[1] Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. М.,1991.
 
[2] Анциферов Н.П. Из дум о былом. М., 1992. С.350-374.
 
[3] Кожевников М.В. История советского суда. И., 1957. С. 21
 
[4] Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 9.
 
[5] Из истории ВЧК. Сб. документов. М., 1958.C.78
 
[6] Там же. С. 79
 
[7] Там же. С. 174
 
[8] Там же. С. 192
 
[9] Там же. С. 199
 
[10] Там же. С. 250, 258
 
[11] Коржихина Т.П.  История государственных учреждений СССР. М.,1986. с. 134
 
[12] Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957, С. 133.
 
[13] Добровольская Т.Н. Верховный суд СССР. М., 1964. С. 24.
 
[14] Там же.  С. 98.
 
[15] Там же. С. 25,20
 
[16] Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.. 1993. С. 58
 
[17] Там же. С. 107
 
[18] Структура ОГПУ приводится по статье: Кокурин А.,  Петров Н." От Ягоды до Берии. НКВД: структура, функции, кадры (1934 – 1938)", "Правда 5" № 17 5-16 мая 1997.
 
[19] Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 61
 
[20] Там же. С. 62-63.
 
[21] Там же. С. 33.
 
[22] Кокурин А., Петров Н." От Ягоды до Берии . НКВД: структура, функции, кадры (1934 - 1938)". "Правда 5" № 18 16-23 мая 1997.
 
[23] Добровольская Т.Н. Верховный суд СССР. М..1964. С. 120
 
[24] Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М., 1930. С. 149
 
[25] Там же с. 249, 250
 
[26] О свободе доступа к информации и разумном балансе интересов. (Интервью В.К.Виноградова, ФСБ).// Отечественные архивы. 1997, №4, С. 31.
 
[27] Сборник циркуляров Верховного Трибунала ВЦИКа за 1921, 1922 гг. Верховного Суда РСФСР за 1923г. М.. 1924.
 
[28] Два следственных дела Евгении Гинзбург. Казань. 1994. С.39-45, 45-48.
 
[29] Сталинское Политбюро в 30-е годы. М., 1995. С.58, 60.
 
[30] Дело патриарха Тихона.//Отечественные архивы. 1993. № 6. С.61.
 
[31] Применить к попам высшую меру наказания.//Источник. 1995. №3. С.130.
 
[32] Кислицын С.А. Шахтинское дело. Ростов н/Д., 1893. С.24.
 

(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Размер: 32.47 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100