«Античный» (
antiquus) в переводе с латинского означает “древний, старинный, прошлый”. Однако, когда речь идёт об античности (античная история, литература, философия, искусство и т.д.), имеется в виду не весь древний период в жизни человечества, а только тот, который связан с государствами древней Греции и Рима
. Под античной мифологией также принято понимать мифологическую традицию греков и римлян. Среди её особенностей можно отметить следующие.
В научной литературе подчёркивается, что мифология практически не отделима от религии и является своего рода словесным выражением религиозной веры: обряды, ритуалы и другие сакральные действия, связанные с фактическим проявлением веры и почитания божеств, героев, духов и проч., составляют существенную часть религии – её культовую практику, а миф рассматривается как вербальное оформление культа, повествование, сопровождающее отправление культовой церемонии, поясняющее происхождение и суть обряда, смысла ритуальных действий. Это замечание абсолютно справедливо в отношении многих мифоритуальных систем. Например, в государствах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Финикия и др.), где религия играла колоссальную роль, регулируя поведение всех членов общества, служа оценочным критерием для любого события, мифы воспринимались как священное откровение, слова богов и были наполнены религиозно-этическим содержанием, которое строго закреплялось религиозным каноном и не могло варьироваться.
В античной же мифологии (особенно, древнегреческой) далеко не всё относится к области религии, и не всё можно назвать мифом. Существовали мифы «сами по себе», которые совершенно не были связаны с культом. Например, из мифов хорошо известны образы Урана, бога неба, и Эос, богини зари, однако почитание их в религиозной практике греков не засвидетельствовано. Вместе с тем в античную мифологическую традицию включались такие элементы, как легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы, которые правильнее расценивать скорее как художественные средства, нежели выражение непосредственной, живой веры. Те же повествования, которые относятся к разряду собственно мифов, т.е. священных рассказов о деяниях богов и героев, могли приобретать рационально-философскую трактовку и в этом значении строго отграничивались от культовой сферы. Таким образом, античная мифология не имеет строгой соотнесённости с религией.
Далее необходимо отметить, что мифология и религия греков и римлян, как составляющие совокупную античную традицию, нередко сближаются или даже отождествляются, греческие боги называются римскими именами, однако этот подход ошибочен. Греческая мифоритуальная система, действительно, оказала сильное влияние на римскую, но этот процесс начался достаточно поздно – с III в. до н.э.; широкое же проникновение греческие идеи в римское общество получили только во II в. до н.э., и даже при этих условиях не было их полного заимствования, и римская религия продолжала сохранять свои особенные черты. Кроме того, греческая религия в III-II вв. до н.э. уже несколько отличалась от своей классической формы, претерпев определённую трансформацию, связанную с распространением чужеземных (в основном, восточных) и смешанных (синкретических) культов. Таким образом, греческая и римская мифологии, хотя и имеют общие элементы, в основе своей – самостоятельные явления. Из изложенного выше также следует, что они представляют собой постоянно изменяющиеся системы, и этот фактор необходимо учитывать при их изучении.
Время существования античной мифологии как одной из основ идеологической жизни общества (исходя из имеющихся на сегодняшний день письменных текстов) весьма продолжительно: от VIII в. до н.э., которым датируются самые ранние памятники – поэмы Гомера (при этом следует учесть, что во многих мифах отразились реалии гораздо более древних времён), до IV-V вв. н.э., когда античное мировоззрение и античная мифология, как его база, были окончательно вытеснены христианством. Однако со смертью античного мира мифология греков и римлян не погибла, но продолжала существовать в Средние века, Новое время, дошла до наших дней, хотя каждый раз по-новому переосмысливалась. Таким образом, в Европе античная мифологическая традиция не прерывалась и никогда не забывалась. В этом – ещё одно её существенное отличие от мифологий других народов, например, египетской, месопотамской (шумеро-аккадской, ассиро-вавилонской), хеттской, хурритской, финикийской и др., которые были забыты вместе с исчезновением этих цивилизаций и их носителей и вновь стали достоянием человеческой культуры только после их повторного открытия в XIX-XX веках.
Рыбакова А.А.
Статья опубликована 01.02.2006.