Древнегреческая религия одной из первых из нехристианских религий вошла в сферу научных исследований, однако многие её проблемы до сих пор далеки от разрешения. В немалой степени это связано с тем, что в понимании религии древних эллинов существуют определённые устоявшиеся представления, часто односторонние, а порой просто ошибочные. Среди таких стереотипов, формирующих общее впечатление об античной культуре, по мнению С.А. Токарева, особенно выделяются рассмотрение греческой религии только со стороны мифологии и отношение к ней как к «религии красоты», основанное лишь на поэмах Гомера, лучших образцах литературных сочинений и произведениях классической греческой скульптуры и архитектуры
[1]. Возможно, именно поэтому эллинские боги и герои традиционно представляются взрослыми, находящимися в расцвете физической и духовной силы. Однако, обратившись к мифам, можно заметить, что многие легендарные персонажи имеют истории рождения, младенчества и детства, оказываясь в начале своей «биографии» божественными детьми, способными уже в столь юном возрасте совершать такие деяния и поступки, которые по своей значимости не уступают творениям взрослых богов. Подобные сюжеты широко известны в мифологии и олимпийских богов (Аполлон, Гермес, Дионис), и второстепенных божеств (Асклепий, Пан, Эрот, Адонис, Эрихтоний), и многочисленных героев Эллады (Персей, Геракл, Эдип, Тесей, Ахилл, Зет и Амфион, Эол и Беот и др.). Неожиданным оказывается тот факт, что самый главный греческий бог, повелитель мира – Зевс также известен в мифах как бог-дитя.
В классической мифологии Зевс, глава древнегреческого пантеона, представляется как сильный и могущественный бог, восседающий на небесном троне Олимпа, отец богов и людей, владыка и мироустроитель, податель законов, помощник воинов, покровитель людского сообщества и городской жизни. Немало посвящённых ему гимнов формируют именно такой образ бога, как, например, XV орфический гимн, представляющий собой обращение к Зевсу как высшему божеству, устроителю общественной жизни и основателю законов
[2].
ЗЕВСУ
О многочтимый Зевес, о Зевес не губимый вовеки,
Ты нам – свидетель, ты – наш избавитель, ты – наши молитвы!
С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились
Матерь богиня земля и гор вознесённые кручи.
5 Море и прочее всё, что под небом широким воздвиглось.
О скиптродержец Кронид, низвергатель, могучий душою,
Всепородитель, начало всего и всему завершенье!
Недр сотрясатель, ты всё насаждаешь, растишь, очищаешь,
Зевс всетворящий, хозяин перуна, и грома, и молний,
10 Мне, многовидный, внемли, подай беспорочное здравье,
Мир, что для нас – божество, и славу богатства честного!
Этимологический анализ имени Зевса показывает, что оно имеет индоевропейское происхождение и обнаруживает первоначальное значение светлого, ясного неба, дня, света
[3]. Вместе с тем, ряд эпитетов и мифологических функций Зевса, имеющих хтонический характер, говорят о том, что этот бог испытал на себе сильное воздействие со стороны других культов и является результатом смешения различных культурных и мифологических традиций
[4]. С образом этого бога неразрывно связана мифология его тайного рождения и воспитания, изображающая его новорожденным младенцем, спрятанным в пещере и находящимся под покровительством нимф и животных. Эти мифы о Зевсе-ребёнке во многом отличны от распространённого образа громовержца и владыки Олимпа, поэтому они привлекают к себе особое внимание.
Мифология рождения и детства Зевса сохранилась в большом количестве разнообразных источников, что говорит о значимости этих представлений в мифоритуальной системе греков. Все сохранившиеся источники можно поделить на две большие группы: письменные и вещественные.
Из источников первой группы важное место отводится текстам, представленным сочинениями греческих и римских писателей, поэтов, учёных. Наиболее обстоятельное изложение мифологической истории о рождении и детстве Зевса содержится в поэме “Теогония” беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII-VII в. до н.э.), в гимне Каллимаха “К Зевсу” (III в. до н.э.), в сочинениях “Мифологическая библиотека” афинского грамматика II в. до н.э. Аполлодора, “Историческая библиотека” историка I в. до н.э. Диодора Сицилийского, “Описание Эллады” писателя II в. н.э. Павсания.
Малоизвестные детали и подробности мифологии юного Зевса, многие из которых глубоко архаичны по своему происхождению, в кратких или более пространных фрагментах известны из поэм Аполлония Родосского “Аргонавтика”, Арата Солийского “Явления”, мифографических сборников Антонина Либерала “Метаморфозы”, Эратосфена “Катастерисмы”, философских трудов Афинея “Пирующие софисты”, Порфирия “Жизнь Пифагора” и многих других сочинений. Среди них следует отметить произведения римских авторов, содержащие интересные сообщения о юном Зевсе, жрецах и обрядах, связанных с культом божественного ребёнка: Цицерона “О природе богов” и “О дивинации”, Лукреция Кара “О природе вещей”, Вергилия “Георгики” и “Энеида”, Овидия “Метаморфозы” и “Фасты”, Плиния Старшего “Естественная история”. Ценным источником мифологии Зевса-младенца являются также комментаторы античной поэзии и составители схолий.
Немало сведений мифологического характера представлено в текстах греко-римских писателей-христиан (II-V вв. н.э.), которые, критикуя и обличая язычество, приводят в качестве примеров его неполноценности массу античных мифов и преданий, иногда в очень редких и древних вариантах. Среди таких христианских авторов, которые писали о юном Зевсе, можно назвать Климента Александрийского, Минуция Феликса, Аврелия Августина, Лактанция, Арнобия.
Большое значение имеют данные эпиграфики, из которых особенно следует выделить, во-первых, выполненные на глиняных табличках надписи линейного письма В, в которых читается имя Зевса-младенца, относящиеся к XV – XIII вв. до н.э., являющиеся самыми ранними упоминаниями об этом боге и дающие общее представление об истоках и ранней истории его культа, и, во-вторых, вырезанный на камне гимн, условно названный “Юному Зевсу”, обнаруженный на Крите в городе Палекастро, содержащий обращение к “сыну Кроноса, величайшему ребёнку”, который очень важен для определения божественных функций Зевса-ребёнка.
Другую группу источников составляют вещественные памятники. Среди них большое значение имеет археологический материал, дающий представление о географических центрах культа Зевса-младенца, местах расположения культовых сооружений, их внутреннем устройстве, о находках на территориях священных участков, об обрядах и ритуалах, отправлявшихся там.
Отдельно нужно выделить памятники античного художественного ремесла, изобразительные сюжеты которых связаны с кругом мифов о Зевсе-младенце. Их исследование позволяет получить представление об иконографии бога, его атрибутах, проследить их эволюцию, а также узнать те варианты мифов, которые не сохранились в письменной традиции. В работе с данным видом источников определённую сложность представляет проблема интерпретации материала, поэтому возможно его различное толкование. Кроме того, для получения более точных сведений необходимо также учитывать обстоятельства находок этих памятников.
По характеру содержащейся информации и способам её получения к изобразительным источникам тесно примыкают данные нумизматики. Их также необходимо принимать во внимание, поскольку изучение изображений, эмблем, надписей на монетах может дать представление о редких или вовсе не известных вариантах мифов, о времени, месте существования культа, его характере и степени распространённости.
Таким образом, тема Зевса-младенца в различных аспектах широко представлена в разного типа источниках, охватывающих значительный промежуток времени (с XV в. до н.э. по IV в. н.э.). Это позволяет составить более полное представление о Зевсе, исследовать его различные (не только взрослую) ипостаси, определить семантику мифологического образа Зевса-младенца, рассмотреть культ этого бога на всём протяжении его существования: происхождение, эволюция, формы и характер культа и их изменения. Данные задачи важны не только для более глубокого понимания фигуры Зевса, но и для решения общих вопросов, связанных с проблемой происхождения греческой мифоритуальной системы, её взаимодействий (влияния, заимствования) с другими, с вопросами о существовавших в древнем мире межгосударственных, этнических и культурных контактах и т.д. Далее обратимся к детальному рассмотрению мифологии юного Зевса.
Рыбакова А.А.
материал размещен 01.02.2006.
[1] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 382-383.
[2] Текст гимна приводится по изданию: Орфические гимны / Перевод О.В. Смыки // Античные гимны / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1988.
[3] Kretschmer P. Einleitung in die Geschichte der Griechischen Sprache.Göttingen, 1896. S. 78-81, 198-199; Лосев А.Ф. Зевс // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1994 (далее МНМ). Т. 1. С. 463.
[4] Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 2004. С. 79; 203, примеч. 75; 214, примеч. 3; Борухович В.Г. Зевс Минойский // Античный мир и археология (далее АМА). Вып. 4. Саратов, 1979. С. 3-11.