Интерес к историческим и традиционным музыкальным инструментам в среде ученых и музыкантов существует издавна. Особенно их внимание привлекают к себе исчезнувшие из музыкальной практики и исчезающие инструменты, а также музыкальные орудия не подвергшиеся модернизации и не оставившие наследников в академическом инструментарии, например: волынки, трумшейты, варганы, лиры – колесные и лучковые.
Западноевропейская лучковая лира характеризуется однодеревным долбленым (реже - сборным) корпусом, отсутствием грифа и верхнего порожка, параллельным или веерным расположением равномензурных струн на относительно небольшом расстоянии от верхней деки, обязательным наличием подставки и отверстием в верхней монолитной части корпуса для управления мелодической струной пальцами левой руки, продетыми в него с тыльной стороны инструмента.
История этого типа инструмента восходит к раннему Средневековью, к Эпохе викингов VII-X вв. Видимо, именно лира являлась музыкальным инструментом легендарных скальдов и была почитаема наравне с воинским оружием, имевшим помимо утилитарного значения и глубокий сакральный смысл. Один из экземпляров лиры обнаружен британскими археологами в древнескандинавском захоронении в Саттон-Ху наряду с сокровищами и регалиями королевской и военной власти.
До XII в. лира была распространена по всему бассейну Балтийского моря, Атлантическому побережью Европы, где она называлась hardingfiele или harpa, на Британских островах - cruit, crwth, lyre, в Германии - leier, Франции и на севере Италии - rotta, crotta, crotha, и являлась светским придворным и городским инструментом. В эпоху Крестовых походов лира была постепенно вытеснена из придворного и городского быта более сложными и виртуозными музыкальными инструментами средиземноморской традиции.
В XVII-перв.пол.XX вв. инструменты данного типа все еще сохранялись и были распространены в народном быту на северном и восточном побережье Балтийского моря - на юге Норвегии (hardingfiele), Швеции (talharpa) и Финляндии (jouhi kantele), северо-западе Эстонии (hiiukannel), в Карелии и Ингерманландии (jouhikko).
Самой простой в изготовлении и, вместе с тем, самой популярной моделью лучковой лиры XIX-XX вв. являлось именно йоухикко карел и ингерманландцев, использовавшееся как для исполнения танцевальных мелодий, так и в качестве инструмента, аккомпанирующего пению. Самобытность, своеобразие тембра этого инструмента, простота техники исполнения и обширный репертуар позволили ему продолжать существовать одновременно с гармониками, гитарами, балалайками, мандолинами и скрипками, пришедшими в крестьянский быт на рубеже XIX-XX вв.
В 70-80-е годы XX в. уже почти совсем угасшей традиции игры на йоухикко и изготовления этих инструментов была дана новая жизнь. Благодаря усилиям ученых-фольклористов и музыковедов из Академии Сибелиуса и Института народной музыки (Каустинен, Финляндия), а также финских энтузиастов-музыкантов и музыкальных мастеров были созданы курсы обучения игре на йоухикко, а также изготовления этих инструментов в соответствии с народной традицией. Музыкальная педагогика приобрела новую возможность приобщать подрастающее поколение к инструментальной народной музыке не только через вокальную традицию, но и через аутентичные музыкальные инструменты. Практически параллельно с изысканиями финских коллег подобную работу проводили исследователи и энтузиасты в Карельской АССР на базе Карельского отделения АН СССР, Петрозаводского Государственного Университета, Петрозаводской Консерватории, и, несколько позже – в Ленинграде-Санкт-Петербурге. Йоухикко пользовалось и продолжает пользоваться большой популярностью среди исполнителей музыки финской, карельской, ингерманландской и водской традиций, ансамблей старинной музыки. Его использовали в своем творчестве такие коллективы, как: «Värttinä», «Primo», «Hedningarna», «Tsakku» (Финляндия), «Willi Winkki» (Хельсинки-СПб), «Myllärit», «Кантеле», «Карелия», «Drolls», Фольклорный ансамбль ПГУ (Петрозаводск), «Ингерманландия», «Väce», «Бестиарий», «Kand`la» (СПб).
Устойчивых русских названий элементов формы йоухикко не существует, но для инструкции по изготовлению инструмента терминология необходима, так что воспользуемся условными (нейтральными) и общепринятыми терминами и схемой. Понятия «верх» и «низ» для большинства музыкальных инструментов условны и зависят от игровой постановки инструмента, в нашем случае «верх» - там где колки.
Для изготовления йоухикко подходит практически любая промышленная порода древесины, произрастающая в Карелии, Финляндии и Ленинградской области, но обычно предпочтение отдается ели, сосне и березе, традиционно использовавшимся для этих целей.
Корпус лучше всего делать из березы, резонансные и технологические характеристики которой весьма высоки и она, хотя и тверда, не так подвержена сколам, как сосна, и не имеет таких жестких сучков, как ель. При наличии хороших столярных навыков можно взяться и за хвойные породы древесины (сосна,ель, лиственница), но существенного влияния на качество инструмента это не окажет. В качестве заготовки может быть использован как материал непосредственно природного происхождения – сегмент ствола или крупное полено, так и продукция промышленной переработки леса – доска или брус.
Деку (крышку) изготавливают из промышленно изготовленных досок небольшой (4-7 мм) толщины, так называемой «палубы», которая чаще всего считается побочным продуктом или вообще отходами производства. Для деки очень хорошо использовать мелкослойную ель или сосну, но, если этот материал в данный момент недоступен, вполне можно применить трехслойную фанеру (желательно - казеиновую), так как это сделано у нескольких экземпляров йоухикко нач. XX в. Казеиновая фанера широко производилась в СССР до конца 30-х годов и применялась для изготовления мебели.
Самыми подходящими для изготовления колков, струнодержателя и подставки материалами являются береза или рябина, причем подойдет и материал непромышленной заготовки – сучья и ветки, так как детали эти сравнительно невелики, да и сама народная традиция пользовалась именно такими заготовками.
При постройке йоухикко Вам понадобятся следующие деревообрабатывающие инструменты: ножовка по дереву со среднего размера «поперечными» зубцами и не очень сильно разведенная, так как пилить нужно будет и поперек волокон и вдоль; полукруглая и прямая стамески среднего размера (16-20 мм); киянка; рубанок или ручной струг; сверла по дереву диаметром 4 и 8 мм; столярный нож («косячок»); при изготовлении колков и струнодержателя из сучьев или веток – небольшой тяжелый топор. Приемы использования этого скромного инструментария описаны в любом популярном пособии по ручной деревообработке и, даже если Вы ранее ни разу не держали в руках столярный инструмент, на его освоение уйдет не более пары дней.
Чтобы окончательно определиться с моделью необходимого Вам йоухикко рекомендуется внимательно ознакомиться с приводимыми здесь чертежами. Это поможет Вам взвесить свои силы и навыки, подобрать материалы с необходимыми линейными параметрами, а следование этим чертежам позволит избежать впоследствии возможных проблем с правильной настройкой инструмента.
Последовательность операций при изготовлении йоухикко представлена схемой, но, все-таки, по-видимому, нуждается в дополнительных разъясненях и рекомендациях.
Предварительным этапом является выбор заготовки и обрезка ее в соответствии с габаритными размерами будущего инструмента.
Далее следует этап, обозначенный на схеме буквой «а»: разметка лицевой части йоухикко и долбление резонаторной полости и окна в верхней лопасти. Основную часть работы удобнее производить полукруглой стамеской и лишь чистовую обработку – прямой, что поможет сэкономить время и силы. При долблении окна нет необходимости делать выемку слишком глубокой – часть ее будет спилена.
На следующем этапе («b») необходимо, вооружившись ножовкой, убрать лишний материал и вывести профиль инструмента, а также сделать нижнюю лопасть клиновидной.
Этап «с» потребует большой аккуратности и займет немало времени. На нем необходимо: просверлить отверстия для колков и струнодержателя, сделав, при помощи ножа, колковые отверстия слегка коническими (чуть-чуть шире с изнаночной стороны); заглубить борта корпуса для установки деки (габариты и глубину лучше всего размечать по уже готовой деке), чисто выстрогать весь корпус, вырезать изнанку окна. Последняя операция требует уточнения: в окончательном варианте ручка должна иметь прямоугольное сечение со слегка скругленными ребрами, сторона же окна, противоположная ручке, с изнаночной стороны значительно шире, чем с лицевой и имеет выемку для первой фаланги среднего пальца левой руки. Местоположение этой выемки Вы безошибочно определите по своей руке, продев ее в окно.
Этап «d» состоит из установки деки, проделывания резонаторного отверстия и отделки корпуса. Крепить деку принято гвоздями или приклеивать, но можно и совместить оба эти приема. Клей, наиболее доступный из подходящих для этой операции и наиболее технологичный – это клей ПВА, не требующий предварительной подготовки (варки) и не схватывающийся мгновенно. Для прижимания склеиваемых поверхностей друг к другу в нашем случае очень удобно использовать резиновый жгут, обмотав им инструмент с наложенной на него декой. Для крепления деки гвоздями более всего подходят мелкие обойные или сапожные гвозди, но от пробивания гвоздями дека может треснуть, поэтому рекомендуется заранее подготовить отверстия для гвоздей (просверлить тонким сверлом или прожечь раскаленной спицей). После того, как дека закреплена проделайте в ней ножом резонаторное отверстие.
Отделка инструмента зависит от Ваших собственных эстетических представлений, но традиционные инструменты имели преимущественно темную полупрозрачную или непрозрачную отделку (коричневую и черную). Полупрозрачная отделка требует предварительной грунтовки – масляной или лаковой. Грунтовка производится кистью. На сухую и чистую поверхность наносится слой олифы или очень жидкого лака, после чего инструмент просушивается.и покрывается неукрывистой (жидко разведенной) коричневой масляной краской (может подойти и готовая отечественная нитрокраска для кожи «Карат»). Непрозрачная отделка производится черной масляной или нитрокраской в два или более слоев.
И, наконец, последний этап – «е». По завершении отделки йоухикко необходимо «одеть». Так называемая «одежда» инструмента – это колки, струнодержатель и подставка. Колки изготавливаются в соответствии с чертежами, но учитывая при этом, что рабочая часть колка должна иметь слегка коническую форму и сам колок должен вращаться в колковом отверстии со значительным усилием, в противном случае он не будет держать настройку. Щель для закрепления струны в колке проделывается путем расщепления ножом рабочей части колка, уже вставленного в колковое отверстие, по его продольной оси. Струнодержатель крепится к корпусу при помощи дратвенного, пенькового или льняного шнура связанного в кольцо и продетого в отверстия на нижней лопасти инструмента таким образом, чтобы узел остался с изнаночной стороны. Подставка должна быть сделана из твердого дерева (напр. березы) и плотно прилегать к деке.
Струны старинных йоухикко изготавливались из конского волоса, скрученного в жгут,связывавшийся на концах узлами. Если Вам доступен этот, теперь уже редкий и экзотический материал, то Вы можете попробовать изготовить такие струны. Для первой струны понадобится пучок из 20 волос в полтора раза длиннее готовой струны. Волос размачивается в воде при температуре в 40 градусов в течение 20-30 минут, затем расчесывается, делится на две равные части, которые надлежит сложить навстречу друг другу, чтобы струна получилась ровнее по толщине, и наконец – свить его в жгут, закрепив концы двойными узлами. Операции по изготовлению второй третьей и четвертой (для талхарпы) струн аналогичны первой, различается лишь количество волоса: для второй струны требуется 40 волос, для третьей – 30, 60 или 80, для четвертой – 80.
В наши дни для йоухикко используют синтетические и металлические струны (альтовые или гитарные). Очень хорошо для этой цели подходят отечественные нейлоновые струны марки «Emuzin» для акустических гитар, соответственно – 1, 2, 1 или 4, 3 и 4.
Смычек для йоухикко можно изготовить из кленового или орехового хлыстика и пучка конского волоса, но можно использовать и готовый, фабричного производства. В исполнении на йоухикко хорошо себя зарекомендовали скрипичные смычки ½, даже с наполовину траченным волосом. Смычек должен быть хорошо наканифолен для максимального сцепления со струнами. Изредка в народной традиции канифолились и сами струны, особенно – волосяные, при помощи еловой живицы (жидкой смолы).
Настраивать инструменты нужно следующим образом:
После того, как инструмент изготовлен и настроен следует освоить постановку инструмента. Йоухикко должен упираться нижней лопастью во внутреннюю поверхность правого бедра сидящего музыканта чуть выше колена и лежать боковой частью корпуса на левом его бедре. Пальцы левой руки (кроме большого) должны быть продеты в окно верхней лопасти, а большой палец должен охватывать ручку.
Смычек следует держать за трость «как живописную кисть», просунув средний и безымянный пальцы между волосом и тростью, колодкой вверх. Укорачивание струны производится прижиманием к ней вторых фаланг пальцев левой руки. Точная постановка пальцев на струне пределяется опытным путем, так как руки, все-таки, у всех разные. Освоение гаммы на йоухикко занимает у музыкантов, играющих на струнных инструментах, никак не более трех-четырех дней.
После освоения постановки йоухикко можно перейти непосредственно к исполнению простых танцевальных мелодий, для чего, собственно, этот инструмент более всего и пригоден.
Ключевые слова: лучковая лира, смычковая лира, йоухикко, талхарпа, хийуканнель, технология изготовления музыкального инструмента.
Ранее не публиковалось