Цзо Цянь. Проблемы антропометрии и эргономики музыкального инструмента (звукового орудия) (3.52 Kb)
Исследования звуковых орудий, как феномена культуры, памятника мысли, эстетического объекта, синкретического материально-духовного культурного явления, часто обходят вниманием антропологические и философские аспекты возникновения, бытования и трансгрессии музыки и музыкального инструментария. Антропометрия звуковых орудий находит свое отражение в основном – в этнографических трудах, ориентированных на описание фольклорного субстрата традиционного изобразительного искусства и оперирует зачастую мистическими категориями. Эргономика же, в свою очередь, смещена в зону технического знания (инженерии) и дизайна, хотя и продолжает оперировать категориями антропологии и использовать антропологическую и анатомическую терминологию. При этом некоторые фундаментальные вопросы практически остаются без должного внимания или вообще вне зоны рассмотрения. Таков, например, вопрос об управляемой человеком части инструмента (грифе хордофонов, грифных отверстиях аэрофонов, клавиатурах и т.п.), называемых нами далее - для простоты и из нежелания перегружать текст усложненной терминологией - «интерфейсом», по аналогии с компьютерной техникой. Сама постановка вопроса об «интерфейсе» невероятно важна для исследования эргономики звуковых орудий в целом и музыкальных инструментов – в частности, так как вопрос этот имеет парадигмальный характер. Необходимо определиться с выбором между двумя различными подходами, то есть:
а) «интерфейс» обусловлен возможностями человеческого тела, и
б) «интерфейс» обусловлен эстетическими предпочтениями,
либо попытаться найти разумный и обоснованный компромисс между ними.
В пользу первого подхода выступают сведения о разбивке грифа аэрофонов в традиционной культуре, требования к мобильности и удобству эксплуатации музыкального инструментария, аппликатура инструментария всего мира ориентированная на количество пальцев от нуля до десяти, и, в конечном счете существование учебного академического инструментария (хордофонов) с уменьшенной мензурой.
В пользу второго же подхода говорят принцип «золотого сечения» и сам Пифагор, создавший гриф, основанный на арифметическом коэффициенте, крупногабаритные и стационарные музыкальные инструменты, в частности – орган и классическая арфа, за счет педалей и ножной басовой клавиатуры несколько подмачивающие основательность тезиса об ограниченности аппликатуры количеством пальцев, а также и электронные музыкальные инструменты с безразличным «интерфейсом» и широкое распространение унифицированной органо-фортепианной клавиатуры.
Суть проблемы, по-видимому, заключается в выборе эргономической парадигмы, то есть в том, в каком именно ключе мы будем изучать музыкальный инструмент: в ключе отношений человек- «машина» или в ключе «машина»- человек. Человек применяет к себе и своим качествам музыкальный инструмент или характеристики музыкального инструмента заставляют человека изменять (обучать) себя? Вопрос в основных чертах поставлен, но не удается пока что найти достаточно обоснованных ответов на него в классической органологии, что собственно сути проблемы не отменяет.
Цзо Цянь, СПбГУКИ
Ранее не публиковалось
(0.1 печатных листов в этом тексте)
|