Выдержки из статьи в журнале «Советская музыка» (1976. № 3. С. 81—85). Приводятся по изданию: Музыкальная психология: хрестоматия. М, 1992. "...Итак, музыкальность можно определить как качественное своеобразие художественно-психологического процесса, основное содержание которого составляет особенность реакций, — острота, глубина и длительность воздействия музыки"
Выдержки из статьи в журнале «Советская музыка» (1966. № 8. С. 37—43). Приводятся по изданию: Музыкальная психология: хрестоматия. М, 1992. "Огромный диапазон музыкоподобных явлений в природе говорит в пользу того, что и музыка человека возникла на каком-то специфическом биологическом базисе, на фундаменте особых свойств и инстинктов, широко и неравномерно рассеянных в биологическом мире"
Публикуется c сокращениями по: Homo musicus: альманах музыкальной психологии. М, 1994. С.196-206. Пер. с англ. В.П. Фомина. Литературная обработка Г.М. Цыпина.
Итак, слышать про себя то, что и как хочешь сыграть! Равняться, ориентироваться на это "слышание", опуская руку на клавиатуру рояля или играя на каком-то ином инструменте! В мудрости и глубокой внутренней обоснованности этого правила я убедился сам и хотел убедить всех, начинающих заниматься музыкой.
"Кто совершенно явственно слышит внутреннее духовно-интонационное единство в конкретном музыкальном материале произведения, тот может считать себя настоящим музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). Ибо он умеет интонационно мыслить, а не только механически повторять или случайно производить музыку. Интонационно мыслить — начит слышать жизнь в звуках, сквозь обобщенную интонацию лирического героя ощущать его душу, смотреть на мир его глазами"
Статья из сборника "Из мира искусства и науки" (Вып. 1 и 2. Одесса, 1887). "...много новых наблюдений и открытий в первой и второй частях музыкального процесса (акустической и физиологической) невольно толкают человеческий ум к синтезу, к созданию новой теории, в которой новые открытия приурочивались бы к какой-либо связной системе...И потому естественно, что является потребность создать музыкальную психологию как известную систему"
Фрагменты из очерка 1920 - 1921 гг. (изд. в 1937 г.). "...И те ученые, которые строят физические, физиологические и психологические теории музыки занимаются не теорией музыки, а просто физикой, физиологией и психологией, и они не имеют никакого права считать себя теоретиками музыки, не имеют никакого отношения к музыке как таковой..."