[7]
(...) Музыка воспроизводится только в человеке по известным законам «созвучия», и является в первый раз для слушателя только тогда, когда она возбуждает движение в его нервной системе. Но раз возбудив движение в нервных волокнах органа слуха, эти звучные волны не могут приостановить дальнейших роковых последствий: это движение передается через соединительные нервы в центральные полушария и процесс этот происходит сам собою, помимо воли слушателя. Поэтому музыку необходимо признать не как «нечто» существующее само по себе, но как музыкальное впечатление, то есть — как один общий сложный механизм, начинающийся движением звуковых волн от музыканта, проходящий нервы органа слуха и полушарий и разрешающийся известным впечатлением, настроением или представлением в слушателе.
Конечно, для изучения какого-либо сложного явления, необходимо его расчленить, и анализировать по частям. Так поступает наука и по отношению к музыке. Она выделила в ней три рода явлений:
1) Акустические: изучение тона с физической стороны, различных сочетаний тонов и происходящих от того последствий; это собственно наука о движении упругих тел, когда они издают слышные для уха звуки. Назовем эту часть музыкальной акустикой.
[8]
2) Физиологические: деятельность органов слуха и процессы, происходящие в нем от восприятия звуков и тонов. Здесь необходимо различать два отдела:
а) К одному относятся волнообразные движения воздуха во внешнее ухо до разветвлений нерва в лабиринте внутреннего уха; на этом пути производятся музыкальные тоны
по их высоте, продолжительности, с их гармоническими обертонами и т. д. Этот отдел можно назвать физиологической акустикою, ибо в происходящих явлениях начинает уже принимать участие нервный слуховой аппарат, превращающий невидимое и неслышное движение волн в материальные звуки, тоны.
б) Ко второму отделу относятся по преимуществу физиологические явления: тоны начинают как бы окрашиваться в известные цвета или характеры, тембры, и производить
ощущения приятного и неприятного, однородного, полного, сиплого, жидкого и т. п., причем обозначаются и различия между красками тонов голоса, кларнета, скрипки и т. д.
3) Психологические. Чем далее вглубь подвигается движение, произведенное извне пришедшими волнами от звучащего тела к уху слушателя, тем более оно превращается
внутри слушателя в продукты психического характера, и, достигнув нервных центров, производит раздражение, разрешающееся известными впечатлениями и настроениями,
которые, в свою очередь, в силу ассоциации идей превращаются в продукты все более высшего порядка: представления, идеи, суждение и оценку всего происходящего процесса. В
последней части музыкального процесса мы установили ниже еще несколько подразделений, а пока заметим лишь, что акустикой занимались еще в глубокой древности (Пифагор), но физиологическую часть стали разрабатывать лишь недавно: первый в Германии Иоганн Мюллер, а за сим знаменитый автор сочинения «о тональных ощущениях» Г. Гельмгольц. Сочинение его, изданное в 60-х годах нынешнего столетия, по справедливости названо им «физиологической основой» теории музыки и составило эпоху в истории музыки. Что же касается третьей части музыкального процесса — психологических продуктов — то исследование его, можно сказать, не начиналось, и должно составить новую науку — «музыкальную психологию».
[9]
Тем не менее, имея перед собой музыку как цельное явление (ряд процессов, вытекающих один из .другого), ученые музыканты прежних времен — за отсутствием научного анализа музыкальных впечатлений — прибегали к синтезу «метафизическими рассуждениями создавали множество «Эстетик музыки». В этом отношении особенно обильна германская литература, в которой наиболее подробно изложена и сведена в систему музыкальная Эстетика у Фишера в известной его многотомной всеобщей Эстетике искусств. Хотя такие метафизические работы, начатые с другого конца музыкального процесса — наиболее сложного — и не покоятся на научной почве, но в них рассеяно много отдельных остроумных заметок и наблюдений, которые пригодятся и для будущих деятелей научной «музыкальной психологии». (...) Собственно на этом пока и остановилось движений по части «Эстетики» музыки, и последующие за тем труды по теории музыки уже обращались »в сторону трудов Гельмгольца, являясь то в виде физиологии, то в виде философии музыки (например, сочинения Бокье, французского ученого), основанной на акустических и физиологических данных. Очевидно, что «Эстетики» музыки в старом духе теперь нельзя уже писать. Тем не менее много новых наблюдений и открытий в первой и второй частях музыкального процесса (акустической и физиологической) невольно толкают человеческий ум к синтезу, к созданию новой теории, в которой новые открытия приурочивались бы к какой-либо связной системе. (...) И потому естественно, что является потребность создать музыкальную психологию как известную систему.
Если в первой и второй части музыкального процесса все происходит по законам слепой необходимости, помимо участия воли и сознания человека, то этого нельзя сказать о третьей психологической части процесса. Что тон громок или слаб, высок или низок, это одинаково чувствуется и европейцем, и азиатом, и культурным, и диким человеком. Каждый из них помимо своей воли, отличает голос человека от звука флейты или трубы, ибо законы природы одинаковы повсюду, и устройство "слухового аппарата тоже одинаково У всех людей.
Но в третьей части, в области психических процессов, начинают уже проявляться тайны индивидуальных и национальных различий. И это не может быть иначе: приводятся в колебания (раздражаются) нервные центры, устройство которых, хотя и приблизительно одинаково у всех людей, но психическое содержание которых разнится не только у людей различных рас и наций, но и у людей одной и той же нации, стоящих на различной ступени цивилизации, или различающихся темпераментом, воспитанием (общим испециально-музыкальным), направлением мыслей и чувств! и т. д.
[10]
На известное музыкальное раздражение нервный центр дает реакцию, но какую? Он дает то, что имеет готового, что накопилось в нем прежде по части образов и представлений; и это сопровождается возбуждением одного из тех общих настроений, какие уже возбуждались в слушателе, хотя и бессознательно.
Являющееся настроение духа не есть новое, а уже испытайное или близко к нему подходящее, а потому есть как бы оживленная музыкой страничка прожитой психической жизни слушателя.
Другими словами, музыка дает предложение, в котором есть глагол или прилагательное, но нет подлежащего или существительного; это последнее дается лишь реакциею музыки на нервный аппарат слушателя.
Каждый человек — относительно музыкального впечатления — представляет как бы инструмент с большим запасом струн, настроенных известным образом, вследствие прожитой психической жизни. (...) Происшедшее в нервных центрах движение ощущается сначала как неопределенное настроение, которое мало помалу переходит в чувство, стремящееся в свою очередь разрешиться идеею, представлением или образом.
Вся эта внутренняя нервная работа составляет субъективную музыку или третий член «музыкального впечатления», который находится в теснейшей связи с первыми двумя членами музыкального процесса: акустическим и физиологическим и произвольно не может быть от них отделен. Только при такой постановке дела музыка может быть причисляема к «искусствам».
(...) Психический член музыкального впечатления также может быть подразделен на несколько отделов:
1) Ощущения нервов слухового аппарата, превращенные в тоны и их комбинации, как бы ощупанные, разграниченные и занумерованные, складываются в группы и резюмируются в настроения и чувства, причем им делается обзор как одному целому, состоящему из групп и частей; это, так сказать, синтаксис музыкального языка. Здесь определяется правильность или логичность как отдельных частей или групп, так и формы целого. Самая бездарная музыкальная пьеса может быть написана правильно, логично и представлять удовлетворительную форму.
[11]
2) За сим эти настроения, сложенные (суммированные) в группы, передаются в высшую инстанцию, в область фантазйй, где они превращаются, в силу ассоциации идеи, в представления и образы, но передаваясь еще далее, в то же время остаются и в первой инстанции, и в виде настроения или чувства (то есть соответствующего движения). Здесь определяется степень красоты, поэтическая сторона музыки, способность шевелить душу и доставлять слушателю эстетическое наслаждение.
3) Наконец, представления, группируясь и суммируясь в большие психические единицы, передаются и в третью инстанцию, где они сводятся на очную ставку с общими идеями и понятиями данного субъекта, и получают критическую оценку путем сравнения, как создание искусства. Это по преимуществу область критики.
После этого музыкальное впечатление укладывается в память или какое-то хранилище, уже прочувствованное, определенное и оцененное, — так что из этого своего рода шкапа субъект может точно вынимать и опять укладывать прожитый момент музыкального впечатления, то есть вспоминать ту музыку, которая ему нравилась.
Таким путем идет музыкальное впечатление, начинаясь с невидимых и неслышимых волн воздуха и постепенно преображаясь в слушателе в психические продукты, все более высшего и более сложного порядка.
Вот те общие черты, в каких представляется нам механизм музыкального впечатления.
В этой работе субъективность слушателя играет важную роль, если психологическую часть процесса мы причисляем к «музыке». (...)
И действительно, отбросив психологическую часть, мы должны были бы выбросить из истории музыки различные стили и школы, классицизм и романтизм, направления и стремления художников тона, связь музыки с эпохою и культурою данного народа, и почти все то, что дает музыке право претендовать на значение искусства и на известную роль в цивилизации человечества. (...)
Мы разобрали механизм музыкального процесса так, как он представляется нам из практики и в своей собственной последовательности. Но мы не приводим здесь научных Доказательств в пользу такого объяснения, как потому, что это не входит в план настоящей статьи, так и потому, что при всей неразработанности «музыкальной психологии», многое в ней еще и не может быть научно доказано. (...)
Одесса, 1 января 1887 г.
Опубликовано: Из мира искусства и науки. Вып. 1 и 2. Одесса, 1887. С.3-25
Здесь приводится по изданию: Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1992.