D. Bogdanovic (1996) Counterpoint for quitar. Аncona: Berben. Introduction p. 5-9.
Душан Богданович - американский композитор, гитарист и педагог. Родился в Болгарии в 1955 г. Его произведения представляют синтез классической музыки, джаза и этнических мотивов, отражая эклектику современной реальности. Наиболее ярко свою позицию к вопросу становлению музыканта - исполнителя Богданович высказывает в своей работе «Контрапункт для гитары. Импровизация в стиле Ренессанса и обучение мотивной разработке», изданной в 1996 г. на английском и итальянском языках. По форме представляет собой развёрнутое вступление с пояснениями проблемы и три практических раздела с нотными примерами и упражнениями.
Работа является обобщением лекций и курсов, которые Богданович читал в течение нескольких лет (Женевская консерватория, Швейцария; Академия Паоло Кимери, Италия; в Университете Лос – Анжелес, Южная Калифорния и в консерватории Сан - Франциско, США) Как пишет сам автор: «Главная цель работы - объединение творческих процессов, которые стали чрезвычайно усовершенствованными и сфокусированными в своих лучших проявлениях, но, в то же время очень разделенными и не сообщающимися в худшем из возможных вариантов. Рассматривая мою попытку как возвращение к изобретению колеса, я предлагаю взглянуть на неё как на переориентацию от узконаправленной специализации (где часто исполнители, композиторы и импровизаторы становятся чуть ли не карикатурами своих определений) к более уравновешенным положениям, в которых каждый музыкант (художник, человек) получит способность совершенствовать уникальное соединение множества слоев человеческого творчества. Кроме того, эта книга еще и высокотехнологична, она должна быть рассмотрена с одной стороны как некий «толчок» или вдохновение к созданию более цельного, гармоничного артиста, с другой стороны, как приглашение вновь открыть формы музыки XVI века и Ренессанса, в контексте всесторонней структуры понимания и непосредственного творческого потенциала»
Далее автор обращается к процессу и значению разделения музыкального искусства на узкие направления: «Изначально синкретичные формы музыкального выражения сочетали в себе импровизацию, исполнение и сочинение вместе. Этот тип выражения полагается прежде всего на исполнителя-импровизатора, чьё творчество в большой степени определено социальным контекстом - ритуалами и обычаями. На психологическом уровне акцентируется скорее коллектив, чем индивидуальность, самовыражение находится на ином уровне энергетической интенсивности, чем конкретные эмоции, которые снова указывают на коллективное сознание (в юнговском определении - коллективное бессознательное) против эго-идентичности. Композиция, рассмотренная в данном контексте, проявляется в различных типах преимущественно устно передаваемых архетипических форм (таких как «раги» в индийской классической музыке), которые представляют коллективное состояние и индивидуальное выражение. Импровизация и исполнение, которые тесно взаимосвязаны с композицией, полагаются, путем микроструктурных связей, на спонтанное взаимодействие и имеют в своей основе сложную ритмику и мелодическую систему паттернов (образцов мелодических оборотов, структур)».
Богданович обращается к теории Дж. Пьяджета «Психология интеллекта», согласно которой более старые перцепционные и сенсорно-двигательные слои вовлекают прежде всего необратимые процессы, тогда как операционное мышление, вовлекает прежде всего обратимые процессы.
По мнению автора, хотя в своей конечной форме, все три аспекта музыкального творчества считаются необратимыми во времени, композиция, один из процессов которые позволяют «заморозить время», таким образом предоставляется возможность точно определить ноты по вертикали и горизонтали. Импровизационные выступления в первую очередь необратимы (следовательно, полагаются на глубокие филогенетические слои) в своём уникальном случае, но они одновременно базируются на постоянной формуле паттернов и обучающем процессе, который постоянно повторяется.
В западной музыкальной традиции он находит похожее сосуществование старых и новых слоёв, необратимых (открытых) и обратимых (закрытых) систем, коллективных и индивидуальных психологических структур, начиная с доренессансного периода, музыкального языка Ренессанса и Барокко, до периода Классицизма. Говорит о том, что начиная с Ренессанса, когда происходил процесс совершенствования и кодирования мажоро-минорной системы, усложнение музыкальных структур, обновление исполнения, стало необходимым высокоспециализированное поколение артистов. Таким образом, раскол произошел на почти всех уровнях: психологическом (от коллективного бессознательного к изолированной идентификации его), социальный (от группы к отдельным специалистам), эстетический (от архетипа к высоко индивидуализированным символическим формам, кульминацией которых представлена «стилем одного человека) Следующая фрагментация помещает индивидуальность в рискованную позицию изоляции извне, и дальнейшему разделению изнутри.
Как пишет Богданович: «…мы наблюдаем крайности этого процесса: гипертрофированное развитие одного уровня за счет других кажется скорее правилом, чем исключением; поклонение людскому эго (которое возможно пустило крепкие корни в музыке вместе с понятием виртуоза – исполнителя с одной стороны, и гения- с другой) и его проявлениям (которые становятся музейными экспонатами, легко поддающимися манипулированию со стороны музыкальной индустрии огромных размеров), против жизни и непосредственного творческого потенциала; несоответствие между эстетикой изолированной артистической элитой и массами (базирующимися на низшем общем знаменателе)»
Некоторые решения, по мнению автора, могут быть найдены в возрождении западной музыкальной традиции через более сбалансированное взаимодействие различных филогенетических наследственных уровней; использование обратимого и необратимого процессов; гибкого понятия самодостаточности, открытости и взаимодействия; и одновременно гибкого понятия профессионального широкого диапазона знаний и навыков, позволяющих в полной мере заниматься творчеством и спонтанной импровизацией. Также, по словам Богдановича: «Вторая (и большая) часть решения, мне кажется, выглядит как различные взаимодействия, прежде всего между современным джазом, классической и этнической музыкой, которые часто показывают интеграцию уровней различной степени сложности и содержат множество общих стилистических идиом. Это существует в контексте всех направлений, поэтому я написал эту книгу, в качестве вклада в развитие новых педагогических приемов, имеющих своей главной целью появление открытого и цельного человека, «короля перекрестков, где случаются события» - по цитате К. Леви – Стросса - а не фрагментированной, хорошо функционирующей, «машины для представлений»
Подготовка и перевод В. Лимоновой
Реферат публикуется впервые