[135]
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. В истолковании этой категории можно выделить ряд направлений: понимание ее как единого и неизменного свойства (Г. Ревеш, С. Надель); подход к ней как к совокупности ряда частных способностей (Ю. Майнуоринг, К. Ламп, Н. Кей, Г. Кёниг, К. Сишор). Многие авторы искали признаки музыкальности в различных умениях, сформировавшихся на основе одной или нескольких способностей. Так, А. Файст акцентировал «чувство интервалов», К. Штумпф и М. Майер — дар анализировать созвучия и т. п.
Все исследователи недостаточно учитывали фактор целостной личности, игнорируя главное: потребность в восприятии музыки и процесс переживания. Между тем именно это формирует важнейший комплекс психической активности — избирательное отношение индивида к художественным явлениям. Оно, с одной стороны, неотделимо от личности, с другой — составляет, на наш взгляд, существо рассматриваемого свойства. (...)
[136]
Ранние проявления музыкальности. Биографии выдающихся исполнителей и композиторов показывают, что она может обнаружиться очень рано, иногда в возрасте, когда ребенок еще не владеет речью. Наиболее часто среди будущих профессионалов она наблюдалась в двух-трехлетнем возрасте и обращала внимание «самопроизвольной» реакцией ребенка на звуковое воздействие (активные движения под музыку либо застывшая сосредоточенная поза). (…) Противоположную группу фактов составляют истории вундеркиндов, чье блестящее раннее развитие к периоду отрочества приостанавливается, а порой и деградирует. (...)
Врожденна ли музыкальность? Ответы на этот вопрос, как у психологов, так и у музыкантов-профессионалов самые противоположные. Несмотря на разные исходные посылки, виднейшие зарубежные специалисты Г. Ревеш и К. Сишор отвечают на него положительно. (...)
Подобный фаталистический подход глубоко бесперспективен. Но и отрицать роль врожденных факторов в структуре музыкальности было бы неверным: и исследовательский, и педагогический опыт противоречат такому утверждению.
[137]
Уровень музыкальности в каждый данный момент выступает производным от врожденных особенностей индивидума и труда, затраченного на развитие этих особенностей. Следует подчеркнуть, что при всей устойчивости, данная психическая категория динамична и может изменяться в зависимости от характера деятельности, отношения к ней индивида и многообразия условий, в которых она протекает. Педагогические усилия приводят к ее заметному развитию. В сформированном виде она действительно становится характерным признаком одаренной личности: способность эмоционально откликаться на художественные впечатления — устойчивый показатель такой индивидуальности. Врожденная же предрасположенность составляет только потенциальную возможность, которая при определенных условиях может остаться и нереализованной. (...)
Генезис музыкальности. Формирование одаренности. В одной из своих работ Асафьев подметил важную психологическую черту слуха Глинки, который «...не нежится в пассивном восторге, а сам действенно реагирует на раздражения, переводя впечатления на язык интонаций...»
Подчеркнем, что активное действование в противовес разнеженной пассивности характерно для большинства музыкальных детей. Причем эта потребность бывает настолько сильна, что меняет естественные формы поведения. Ради удовольствия послушать музыку ребенок может пожертвовать игрой — даже выполнить серию жестких дисциплинарных требований. Такие дети много поют, а если в доме есть музыкальный инструмент — подбирают по слуху; иногда возникает потребность в сочинении музыки.
Несомненно, что только достаточная эмоциональная компенсация помогает маленьким пианистам, скрипачам и виолончелистам выносить значителньую физическую и нервную нагрузку. Отметим и настойчивость, с которой музыкально одаренные дети преодолевают препятствия, мешающие занятиям. (...)
Однако хорошие исполнительские навыки и уменье, общая артистическая культура — все это может облегчить вычленение музыкальности, но не может ее заменить. Высшая оценка выражается в признании, что данный пианист, скрипач, дирижер и т. д. не только хороший исполнитель, но и хороший (глубокий, тонкий, интересный) музыкант. Этим
[138]
подчеркивается значение музыкальности как специфической способности глубоко переживать музыку, чувствовать и понимать ее содержательную сторону и передавть ее в интерпретации. В некоторых случаях эта черта вуалирует или компенсирует ограниченные профессиональные возможности исполнителя.
Диагностика и прогнозы развития музыкальности. Эта проблема возникает с первых шагов обучения будущего артиста. Дело осложняется тем, что обычно педагог плохо знает раннее детство воспитанника и лишен возможности проанализировать его «детские реакции» на искусство.
Часто выявлению музыкальности препятствует застенчивость либо чрезмерная бойкость ребенка. Резко меняет привычные формы реакций волнение: некоторых оно воодушевляет, других — угнетает. Непродуманное замечание или неосторожный упрех в хвастовстве также, может надолго затормозить порывы художественного чувства. Все же можно полагать, что основными показателями музыкальности следует считать: 1) раннее проявление музыкальной впечатлительности, 2) наличие устойчивой потребности в художественных впечатлениях, 3) различнее формы активной деятельности — пение, подбор по слуху, импровизация, 4) достаточно выраженный характер музыкальных предпочтений, 5) естественная, не привитая взрослыми, экспрессия и нюансировка в исполнении, 6) соотношение между результатом и затраченным трудом. (...)
В психологии и педагогике было немало попыток оценить музыкальные способности путем экспериментального исследования. Им нельзя отказать в значимости, но они, пожалуй, не оставили большого следа и не влияют на процедуру отбора учеников. В практике до сих пор исходят из эмпирического опыта и субъективного впечатления экзаменующих. Тесты приемных экзаменов в музыкальные школы, по сути, выявляют лишь отдельные компоненты одаренности: чувство ритма, остроту слуха; они характеризуют скорее уровень отдельных умений и навыков, игнорируя личность в целом и особенности ее формирования. Это существенно затрудняет и прогноз развития испытуемого. (...)
Личность и музыкальная деятельность. Личность представляет собою диалектическое единство потенциала (понимаемого как совокупность биологического и социального в человеке) и процессов, реализующих приспособительные и преобразующие формы связи ее с окружающим миром. Музыкальность, как одна из сторон личности, выступает потенциалом, а музыкальная деятельность — процессом:
[139]
музыкальность детерминирует количественно-качественные особенности деятельности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его.
Взаимовлияние разных сторон потенциала выявляется на примере связи музыкальности с качествами личности. Они тесно переплетаются и в значительной степени зависят от особенностей характера. (...)
С другой стороны, иной раз характер становится существенной опорой и словно бы выражением музыкальной одаренности, как это было у Бетховена, который титаническим усилием воли преодолел недуг и выразил в своих произведениях величие непокоренного духа.
Наконец, черты музыкальной деятельности Мусоргского были абсолютно неадекватны повседневному проявлению его характера.
Указанные стороны проявления личности, разумеется, не исчерпывают многообразия и сложности связей творческой индивидуальности с музыкальной деятельностью.. Но проблема эта пока мало исследована и требует дальнейших специальных разработок.
Заключительные замечания. Итак, музыкальность можно определить как качественное своеобразие художественно-психологического процесса, основное содержание которого
составляет особенность реакций, — острота, глубина и длительность воздействия музыки. Эта особенность в конечном счете формирует устойчивое положительное отношение артиста к объекту. При этом музыкальность выступает и как доминирующее свойство личности, существенно влияющее на ее поведение, интересы, склонности и все стороны психической деятельности. Количественный показатель рассматриваемой способности выражается в ее продуктивности — многообразии форм чувственного и логического переживания музыки, эмоционально-эстетического и интеллектуальногого достижения ее содержания. (...)
Структуру музыкальности можно представить как своеобразный динамический синтез отдельных способностей, характерологических особенностей и свойств личности. Только специфическим сплавом этой одаренности с фантазией, работоспособностью, волевыми качествами, общей культурой и многими другими факторами обеспечивается исключительный уровень великих художников. (...)
Опубл.: Советская музыка. 1976. № 3. С. 81—85.
Здесь приводится по изданию: Музыкальная психология: хрестоматия. М, 1992.
Материал размещен 23.12.2005