ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музыки  /  Музыкальные эпохи  /  XVIII в.

 XVIII в.
Размер шрифта: распечатать




А. Петропавловский. ГИТАРА В КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ. (фрагмент из книги)/ ПОЯВЛЕНИЕ ГИТАРЫ В РОССИИ (15.38 Kb)

А. Петропавловский. ГИТАРА В КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ.

(фрагмент из книги)

 

ПОЯВЛЕНИЕ ГИТАРЫ В РОССИИ

 

[51]

 

Появление гитары в России относится приблизительно к середине XVIII века. В первой работе по истории музыки в России, опубликованной в 1770 году, ее автор, «профессор элоквенции и поэзии» Академии наук в Петербурге Яков Штелин, говоря о музыке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, отмечал: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара…благодаря разным итальянцам появилась в Москве…»[1] [1:2]. Это явное указание на то, что в России первоначально появилась привозная, «итальянская» пятиструнная гитара[2].

 

Во второй половине XVIII века в России уже встречаются испанские шестиструнные гитары с жильными струнами и «английские» семиструнные гитары с металлическими струнами, об этом свидетельствует собрание гитар в музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве.

 

С конца XVIII века в России получила распространение семиструнная гитара терцового Соль-мажорного строя, «изобретателем» которой длительное время считался А. О. Сихра[3].

 

Ещё одна версия появления гитары в России заключается в том, что она была завезена из Польши (строй семиструнной гитары в начальный период своего распространения назывался «польским»). По мнению И. Рехина [3], в 80-e годы XVIII века в западных городах Российской империи (Варшаве, Вильно), по-видимому, уже можно было встретить гитаристов, играющих на семиструнной гитаре.

 

[52]

 

Таким образом, появление и распространение гитары в России на начальном этапе (вероятно, через Польшу или Италию, а, возможно, из обеих стран одновременно) связано с усилением влияния европейской музыкальной культуры[4].

 

С середины XVIII века в России постепенно увеличивается городское население. Его представители – чиновники, служащие, ремесленники, связь которых с сельской культурной средой ещё оставалась очень тесной, так как многие горожане были выходцами из близлежащих деревень. Художественные вкусы этой социальной группы отражались в русских песнях и романсах лирического содержания, несложных инструментальных наигрышах. Семиструнная гитара оказалась инструментом, который наилучшим образом соответствовал потребностям городского населения в домашнем музицировании. Преимущественной сферой её применения стал аккомпанемент, – в первую очередь благодаря возможности быстрого освоения элементарного аккордового сопровождения[5]. Этим во многом объясняется достаточно быстрое распространение семиструнной гитары в бытовом музицировании[6].

 

Гитара в этот период постепенно приобрела значение народного инструмента,  став для горожан естественным связующим звеном с народной песенной традицией. Так как в глубине народной культуры долго сохраняются ценности, уже потерявшие актуальность для стремительно развивающейся городской цивилизации, ибо у неё иной темп обновлений,  то одним из посредников между этими двумя сферами стала семиструнная гитара. Она обеспечивала взаимообогащение, синтез ценностей и художественного опыта, одновременно поддерживая свою духовную независимость и самобытность. В целом нельзя не согласиться с Б. Вольманом в том, что «распространение семиструнной гитары было

 

[53]

 

подготовлено всем ходом развития русской городской музыкальной культуры» [4: 5].

 

Действительно, семиструнная гитара отвечала всем качествам «народного инструмента»; это был портативный, транспортабельный инструмент, как пишет М. И. Имханицкий, «…элементарный для воспроизведения простейшей метрической сетки, проявляющейся, прежде всего в равномерной пульсации метра с помощью разнооктавного чередования баса с аккордом. Именно она (пульсация – А. П.) в особой степени тонизирует, стимулирует мускульные ощущения… необходимые в передаче популярной бытовой музыки» [6:7].

 

Тесная связь семиструнной гитары с народной песней и бытовым романсом определила её использование и в качестве сольного инструмента. Наиболее распространённой формой сольного музицирования были свободные импровизации (т. н. «пробы»), вариации и фантазии на темы народных песен.

Таким образом, к концу XVIII века роль семиструнной гитары  в развитии отечественной музыкальной культуры заметно возрастает[7].

 

В отличие от семиструнной, шестиструнная гитара в начальный период своего распространения звучала в основном в аристократических кругах – на различных музыкальных вечерах, в том числе и при императорском дворе; она сопровождала пение французских романсов и итальянских канцонетт, часто применялась в ансамблях с другими инструментами.

 

 Первыми распространителями шестиструнной гитары в отечественной культуре были итальянские музыканты при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио[8]. В конце XVIII века в России было издано несколько ансамблевых сочинений К. Каннобио, среди которых «Полонез для гитары и скрипки для праздника дня рождения г. Ошаниной» (1799) и «Шесть сонат с аккомпанементом скрипки с сурдиной» ор. 2 (1797).

Француз Жан-Батист Генглез, начиная с 1796 года, на протяжении нескольких лет издавал  в Петербурге «Journal darts Italiens, Fransais et Russe avec accompagnement de guitarre par J. B. Hainglaise».

 

[54]

 

В основном в журнале публиковались вокальные произведения с сопровождением гитары[9] или дуэты для двух гитар, представляющие собой переложения популярных песен и оперных арий итальянских и французских композиторов (Д. Паизиелло, Н. Далейрака, И. Плейеля и других). Журнал Генглеза, по выражению Б. Вольмана, – «…настоящая энциклопедия бытовой музыки высших и отчасти средних кругов русского общества» [8: 9] своего времени, отражающая репертуар, который исполнялся в домашней обстановке.

 

В другом журнале, схожем по содержанию и внешнему виду с журналом Генглеза, издававшемся в Москве  «учителем музыки и композитором» А. Ф. Милле, печатались итальянские арии и романсы, обработки русских песен и романсы О. А. Козловского, арии великосветских любителей (графа Бутурлина, княгини Долгорукой)[10]. По составу ансамблей журнал Милле более разнообразен: в нём представлены дуэты для гитары и голоса (Air la Zingarella), гитары и скрипки (Air de Russe), трио для голоса и двух гитар (Duo de Salieri), трио для двух голосов и гитары (Air de Russe avec Variations e Adagio).

 

Издание специальных журналов свидетельствовало о возрастании  к концу XVIII века интереса  к гитаре в российской аристократической среде[11].

В то время не было явного разделения гитаристов на «семиструнников» и «шестиструнников», не было полемики, – какой строй лучше, – которая развернулась со второй половины XIX века[12]. Основоположники гитарного искусства в России – И. Гельд, А. Сихра – владели как семиструнной, так и шестиструнной гитарой. Так, И. Гельд создал «Школы игры…» для обоих инструментов.

[55]

 

В основном на гитаре музицировали любители, часто музыкально одарённые, но не стремящиеся сделать игру на гитаре своей профессией. Увлекались гитарой и музыканты-профессионалы, но гитара не стала их специальностью. Среди них – известные русские композиторы второй половины XVIII – начала XIX веков И. Е.  Хандошкин, Г. А. Рачинский и другие.

Итак, в России к началу XIX века параллельно бытовало две разновидности гитары: шестиструнная и семиструнная. Обе они выполняли  одни и те же функции (в первую очередь – аккомпанирующие и ансамблевые), но в разных слоях общества, обслуживая потребность в домашнем, бытовом музицировании. Постепенно проявилось различие в репертуаре: его основу для семиструнной гитары составила народная песня и романс, а для шестиструнной – произведения западноевропейских композиторов.    

Таким образом, на первоначальном этапе мы видим:

- параллельное бытование двух разновидностей гитар, олицетворяющих собой два различных художественных мира;

- одинаковую сферу их применения (домашнее музицирование), предполагавшую в первую очередь совместное исполнение – аккомпанемент и различные ансамбли небольшого состава (в основном – дуэты).

Опубл.:Петропавловский А. Гитара в камерном ансамбле Нижний Новгород: "Поволжье" 2007, 51-55 стр.


[1] В XVIII веке в Россию приезжало немало итальянских артистов. Среди них были крупные композиторы, певцы, инструменталисты. Итальянские музыканты выступали преимущественно при императорском дворе и в придворных собраниях.

[2] Возможно, с приездом в Петербург итальянской оперы в 1735 году кто-то из артистов привёз с собой гитару, но, по высказыванию Штелина, она «…не имела большого успеха».

[3] Действительный изобретатель неизвестен. Одно из первых произведений для семиструнной гитары – Соната для гитары с аккомпанементом скрипки И. Каменского («Sonate pour la guitarre avec accompagnement d¢un villan oblige…») – издана в1799 году в Москве, в то время как переезд А. Сихры в Москву датируется 1801 годом. Отметим также ансамблевый характер этого сочинения.

[4] В этом процессе важную роль играла относительно большая по численности группа европейцев, поселившихся в России ещё во время царствования Петра I.

[5] Установившийся строй семиструнной гитары - G -dur (d-h-g-d- H-G-D) давал возможность простыми комбинациями пальцев левой руки подготавливать аккорды  C-dur, c-moll, A-dur, g-moll, G-dur, G7, D-dur, d- moll, а правой рукой произвольно защипывать нужные струны [115].

[6] Кроме лёгкости в освоении несложного аккомпанемента, семиструнная гитара благодаря своим конструктивным особенностям (винтовое крепление грифа – в отличие от шестиструнной гитары, у которой гриф приклеивался  к корпусу) была более практичной в использовании, позволяя избегать сложного ремонта, а также лёгкой в настройке. К тому же, более слабое натяжение первой струны (настраиваемой на тон ниже, чем на шестиструнной гитаре) позволяло значительно продлить срок её службы.

[7] Подробнее об этом будет говориться в следующем параграфе данной главы.

[8] К. Каннобио  в 1797 году обучал игре на гитаре трёх дочерей Павла I.

[9] Предположительно это была пятиструнная гитара – прямая предшественница гитары шестиструнной.

[10] Приводим выдержки из объявления в  «Московских ведомостях» (1796, № 99): «А. Ф. Милле, Учитель Музыки и Композитор, обучающий…играть на Испанской гитаре, объявляет, что привёз с собой наилучшие Испанские гитары (…) Сверх того он имеет честь объявить, что поскольку музыка для сего инструмента здесь весьма редка, то он раздаёт Журнал итальянских арий с аккомпанементом собственного сочинения…» [64: 1135-1136]. 

[11] Подчеркнём, что именно аристократическая среда (до появления музыкальных образовательных учреждений) являлась той почвой, на которой культивировалось камерное музицирование. Гитарные журналы того времени, содержащие в основном ансамблевые сочинения, были адресованы, как пишет М. Яблоков, «богатым любителям... и имели ограниченный, но вместе с тем постоянный круг читателей» [64: 1136].

[12] Полемика основывалась в основном на моментах большего или меньшего удобства, трудности или лёгкости исполнения на разных видах инструмента.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1.  Штелин Я. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. Вып. 1. М., 1935.
  2. Ширялин А. Поэма о гитаре. М.: Музыка, 1994.
  3. Рехин И. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2004 №1 (148).
  4. Вольман Б. Гитара. М.: Музыка, 1982.
  5. Бирмак А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.
  6. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.
  7. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1962.
  8. Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. М.: Музгиз, 1957.
  9. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века. Л.: Советский композитор, 1986.

 

 

 

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 10.07.2018
  • Автор: А. Петропавловский
  • Ключевые слова: Петропавловский, семиструнная гитара, шестиструнная гитара, гитара в России, Сихра, Сарти, Каннобио.
  • Размер: 15.38 Kb
  • постоянный адрес:
  • © А. Петропавловский
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Борис КУШНЕР. В защиту Антонио Сальери. Часть 1: Сальери и Бомарше. Опера и революция
Борис КУШНЕР. В защиту Антонио Сальери. Часть 2: Ученики Сальери. Закат мастера. Моцарт и романтизация гения
А. Петропавловский. ГИТАРА В КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ. (фрагмент из книги)/ ПОЯВЛЕНИЕ ГИТАРЫ В РОССИИ
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма
Гельд Игнатий (из кн.: М.С.Яблоков "Классическая гитара в России и СССР". Екатеринбург, 1992)
Марина Рыцарева. Исторические предпосылки возникновения российского хорового концерта
Татьяна ЛИВАНОВА. Перголези
В. НОСИНА. Проявление музыкально-риторических принципов в клавирных сонатах К.Ф.Э.Баха
Валентина КОНЕН Опера и предсимфоническая инструментальная музыка (глава из книги «Театр и симфония»)
Л. КУТДУСОВА О взаимодействии интонационных формул и риторических фигур в тематизме клавирных сонат Ф.Э. Баха
М. РЫЦАРЕВА Концертный стиль 1760-1770-х годов в творчестве М. Березовского и Б. Галуппи
Софья КОРСУНСКАЯ О музыкальной деятельности короля Пруссии Фридриха II Великого
Франсуа КУПЕРЕН Искусство игры на клавесине (1716, 1717) (фрагменты)
Евгения ЧИГАРЕВА «Миф у Моцарта. Миф о Моцарте»
Т.Н. ЛИВАНОВА Бах и Гендель (Проблемы стиля)

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100