А. Петропавловский. ГИТАРА В КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ.
(фрагмент из книги)
ПОЯВЛЕНИЕ ГИТАРЫ В РОССИИ
[51]
Появление гитары в России относится приблизительно к середине XVIII века. В первой работе по истории музыки в России, опубликованной в 1770 году, ее автор, «профессор элоквенции и поэзии» Академии наук в Петербурге Яков Штелин, говоря о музыке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, отмечал: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара…благодаря разным итальянцам появилась в Москве…»[1] [1:2]. Это явное указание на то, что в России первоначально появилась привозная, «итальянская» пятиструнная гитара[2].
Во второй половине XVIII века в России уже встречаются испанские шестиструнные гитары с жильными струнами и «английские» семиструнные гитары с металлическими струнами, об этом свидетельствует собрание гитар в музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве.
С конца XVIII века в России получила распространение семиструнная гитара терцового Соль-мажорного строя, «изобретателем» которой длительное время считался А. О. Сихра[3].
Ещё одна версия появления гитары в России заключается в том, что она была завезена из Польши (строй семиструнной гитары в начальный период своего распространения назывался «польским»). По мнению И. Рехина [3], в 80-e годы XVIII века в западных городах Российской империи (Варшаве, Вильно), по-видимому, уже можно было встретить гитаристов, играющих на семиструнной гитаре.
[52]
Таким образом, появление и распространение гитары в России на начальном этапе (вероятно, через Польшу или Италию, а, возможно, из обеих стран одновременно) связано с усилением влияния европейской музыкальной культуры[4].
С середины XVIII века в России постепенно увеличивается городское население. Его представители – чиновники, служащие, ремесленники, связь которых с сельской культурной средой ещё оставалась очень тесной, так как многие горожане были выходцами из близлежащих деревень. Художественные вкусы этой социальной группы отражались в русских песнях и романсах лирического содержания, несложных инструментальных наигрышах. Семиструнная гитара оказалась инструментом, который наилучшим образом соответствовал потребностям городского населения в домашнем музицировании. Преимущественной сферой её применения стал аккомпанемент, – в первую очередь благодаря возможности быстрого освоения элементарного аккордового сопровождения[5]. Этим во многом объясняется достаточно быстрое распространение семиструнной гитары в бытовом музицировании[6].
Гитара в этот период постепенно приобрела значение народного инструмента, став для горожан естественным связующим звеном с народной песенной традицией. Так как в глубине народной культуры долго сохраняются ценности, уже потерявшие актуальность для стремительно развивающейся городской цивилизации, ибо у неё иной темп обновлений, то одним из посредников между этими двумя сферами стала семиструнная гитара. Она обеспечивала взаимообогащение, синтез ценностей и художественного опыта, одновременно поддерживая свою духовную независимость и самобытность. В целом нельзя не согласиться с Б. Вольманом в том, что «распространение семиструнной гитары было
[53]
подготовлено всем ходом развития русской городской музыкальной культуры» [4: 5].
Действительно, семиструнная гитара отвечала всем качествам «народного инструмента»; это был портативный, транспортабельный инструмент, как пишет М. И. Имханицкий, «…элементарный для воспроизведения простейшей метрической сетки, проявляющейся, прежде всего в равномерной пульсации метра с помощью разнооктавного чередования баса с аккордом. Именно она (пульсация – А. П.) в особой степени тонизирует, стимулирует мускульные ощущения… необходимые в передаче популярной бытовой музыки» [6:7].
Тесная связь семиструнной гитары с народной песней и бытовым романсом определила её использование и в качестве сольного инструмента. Наиболее распространённой формой сольного музицирования были свободные импровизации (т. н. «пробы»), вариации и фантазии на темы народных песен.
Таким образом, к концу XVIII века роль семиструнной гитары в развитии отечественной музыкальной культуры заметно возрастает[7].
В отличие от семиструнной, шестиструнная гитара в начальный период своего распространения звучала в основном в аристократических кругах – на различных музыкальных вечерах, в том числе и при императорском дворе; она сопровождала пение французских романсов и итальянских канцонетт, часто применялась в ансамблях с другими инструментами.
Первыми распространителями шестиструнной гитары в отечественной культуре были итальянские музыканты при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио[8]. В конце XVIII века в России было издано несколько ансамблевых сочинений К. Каннобио, среди которых «Полонез для гитары и скрипки для праздника дня рождения г. Ошаниной» (1799) и «Шесть сонат с аккомпанементом скрипки с сурдиной» ор. 2 (1797).
Француз Жан-Батист Генглез, начиная с 1796 года, на протяжении нескольких лет издавал в Петербурге «Journal darts Italiens, Fransais et Russe avec accompagnement de guitarre par J. B. Hainglaise».
[54]
В основном в журнале публиковались вокальные произведения с сопровождением гитары[9] или дуэты для двух гитар, представляющие собой переложения популярных песен и оперных арий итальянских и французских композиторов (Д. Паизиелло, Н. Далейрака, И. Плейеля и других). Журнал Генглеза, по выражению Б. Вольмана, – «…настоящая энциклопедия бытовой музыки высших и отчасти средних кругов русского общества» [8: 9] своего времени, отражающая репертуар, который исполнялся в домашней обстановке.
В другом журнале, схожем по содержанию и внешнему виду с журналом Генглеза, издававшемся в Москве «учителем музыки и композитором» А. Ф. Милле, печатались итальянские арии и романсы, обработки русских песен и романсы О. А. Козловского, арии великосветских любителей (графа Бутурлина, княгини Долгорукой)[10]. По составу ансамблей журнал Милле более разнообразен: в нём представлены дуэты для гитары и голоса (Air la Zingarella), гитары и скрипки (Air de Russe), трио для голоса и двух гитар (Duo de Salieri), трио для двух голосов и гитары (Air de Russe avec Variations e Adagio).
Издание специальных журналов свидетельствовало о возрастании к концу XVIII века интереса к гитаре в российской аристократической среде[11].
В то время не было явного разделения гитаристов на «семиструнников» и «шестиструнников», не было полемики, – какой строй лучше, – которая развернулась со второй половины XIX века[12]. Основоположники гитарного искусства в России – И. Гельд, А. Сихра – владели как семиструнной, так и шестиструнной гитарой. Так, И. Гельд создал «Школы игры…» для обоих инструментов.
[55]
В основном на гитаре музицировали любители, часто музыкально одарённые, но не стремящиеся сделать игру на гитаре своей профессией. Увлекались гитарой и музыканты-профессионалы, но гитара не стала их специальностью. Среди них – известные русские композиторы второй половины XVIII – начала XIX веков И. Е. Хандошкин, Г. А. Рачинский и другие.
Итак, в России к началу XIX века параллельно бытовало две разновидности гитары: шестиструнная и семиструнная. Обе они выполняли одни и те же функции (в первую очередь – аккомпанирующие и ансамблевые), но в разных слоях общества, обслуживая потребность в домашнем, бытовом музицировании. Постепенно проявилось различие в репертуаре: его основу для семиструнной гитары составила народная песня и романс, а для шестиструнной – произведения западноевропейских композиторов.
Таким образом, на первоначальном этапе мы видим:
- параллельное бытование двух разновидностей гитар, олицетворяющих собой два различных художественных мира;
- одинаковую сферу их применения (домашнее музицирование), предполагавшую в первую очередь совместное исполнение – аккомпанемент и различные ансамбли небольшого состава (в основном – дуэты).
Опубл.:Петропавловский А. Гитара в камерном ансамбле Нижний Новгород: "Поволжье" 2007, 51-55 стр.
[1] В XVIII веке в Россию приезжало немало итальянских артистов. Среди них были крупные композиторы, певцы, инструменталисты. Итальянские музыканты выступали преимущественно при императорском дворе и в придворных собраниях.
[2] Возможно, с приездом в Петербург итальянской оперы в 1735 году кто-то из артистов привёз с собой гитару, но, по высказыванию Штелина, она «…не имела большого успеха».
[3] Действительный изобретатель неизвестен. Одно из первых произведений для семиструнной гитары – Соната для гитары с аккомпанементом скрипки И. Каменского («Sonate pour la guitarre avec accompagnement d¢un villan oblige…») – издана в1799 году в Москве, в то время как переезд А. Сихры в Москву датируется 1801 годом. Отметим также ансамблевый характер этого сочинения.
[4] В этом процессе важную роль играла относительно большая по численности группа европейцев, поселившихся в России ещё во время царствования Петра I.
[5] Установившийся строй семиструнной гитары - G -dur (d-h-g-d- H-G-D) давал возможность простыми комбинациями пальцев левой руки подготавливать аккорды C-dur, c-moll, A-dur, g-moll, G-dur, G7, D-dur, d- moll, а правой рукой произвольно защипывать нужные струны [115].
[6] Кроме лёгкости в освоении несложного аккомпанемента, семиструнная гитара благодаря своим конструктивным особенностям (винтовое крепление грифа – в отличие от шестиструнной гитары, у которой гриф приклеивался к корпусу) была более практичной в использовании, позволяя избегать сложного ремонта, а также лёгкой в настройке. К тому же, более слабое натяжение первой струны (настраиваемой на тон ниже, чем на шестиструнной гитаре) позволяло значительно продлить срок её службы.
[7] Подробнее об этом будет говориться в следующем параграфе данной главы.
[8] К. Каннобио в 1797 году обучал игре на гитаре трёх дочерей Павла I.
[9] Предположительно это была пятиструнная гитара – прямая предшественница гитары шестиструнной.
[10] Приводим выдержки из объявления в «Московских ведомостях» (1796, № 99): «А. Ф. Милле, Учитель Музыки и Композитор, обучающий…играть на Испанской гитаре, объявляет, что привёз с собой наилучшие Испанские гитары (…) Сверх того он имеет честь объявить, что поскольку музыка для сего инструмента здесь весьма редка, то он раздаёт Журнал итальянских арий с аккомпанементом собственного сочинения…» [64: 1135-1136].
[11] Подчеркнём, что именно аристократическая среда (до появления музыкальных образовательных учреждений) являлась той почвой, на которой культивировалось камерное музицирование. Гитарные журналы того времени, содержащие в основном ансамблевые сочинения, были адресованы, как пишет М. Яблоков, «богатым любителям... и имели ограниченный, но вместе с тем постоянный круг читателей» [64: 1136].
[12] Полемика основывалась в основном на моментах большего или меньшего удобства, трудности или лёгкости исполнения на разных видах инструмента.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Штелин Я. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. Вып. 1. М., 1935.
-
Ширялин А. Поэма о гитаре. М.: Музыка, 1994.
-
Рехин И. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2004 №1 (148).
-
Вольман Б. Гитара. М.: Музыка, 1982.
-
Бирмак А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.
-
Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.
-
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1962.
-
Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. М.: Музгиз, 1957.
-
Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века. Л.: Советский композитор, 1986.