Опубл.: Русская музыка и XX век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. М., 1997.
Опубл.: Русская музыка и XX век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. М., 1997.
Опубл.: Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998.
Глава 19. 1948 — 1949. На распутье: Еврейские песни. —
Поездка в Америку на Конгресс деятелей науки и культуры. — «Песнь о лесах» и дальнейшие компромиссы с властью.
Опубл.: Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману. М. — СПб., 1993. "Это случилось 28 января 1936 года, как бы к двухлетнему юбилею прославленного на все лады спектакля... Я взял телефонную трубку и попросил прочесть мне текст «Сумбура вместо музыки». Я слушал его с ужасом. Мне казалось, что в мои уши льют отраву. Статья была без подписи... никто, кроме Сталина, не мог поднять руку на знаменитую оперу и разгромить ее. Так оно и было..."
Опубл.: Асафьев Б. О музыке ХХ века. Л., 1982. "По глубине интуиции и эмоциональной направленности мастерства Восьмая симфония долго будет потрясать и изучаться, поражая пластами мощных мятущихся звучаний оркестра, где проявляет себя достигнутая современной музыкой ораторская убедительность. Но вряд ли меньший трепет вызывают те гениальные догадки о человеческих сердцах, какие слышатся в самых тишайших, почти молчаливых страницах Восьмой симфонии, когда Шостакович словно сам слушает тишину..."
Опубл.: Шагинян М. Собрание сочинений в 9 т. Т. 9. Работы о музыке. М., 1975. "Перебирая в памяти все, что дал нашему народу Шостакович, с изумлением видишь почти злободневность; почти документальность, почти летопись эпохи, с постоянным обращением композитора к истоку нового мира, к революции 1905 года, к плану создания симфонии 1917 года, к постоянному накоплению черновиков с набросками образа, о котором он годами думал, образа Ленина"
Опубл.: Музыкальная академия. 2008. № 4. "Тема спорта возникла на горизонте художественного творчества и стала активно разрабатываться компози¬торами лишь в начале XX века.
Спортивные образы ворвались в музыку как часть урбанистической звуковой панорамы, насыщенной гу¬лом аэропланов, паровозов и автомобилей, грохотом заводов и фабрик, рокотом переполненных стадионов... Тема спорта нашла свое отражение и в творчестве Шостаковича"
Опубл.: Третьякова Л. Дмитрий Шостакович. М., 1976. Гл. 22. "По содержанию своему Двенадцатая симфония перекликается с Одиннадцатой... Единство темы (воплощение идеи Революции), места событий (Петроград), тема народа как главного участника, вершителя событий, как главного двигателя истории, показ его как действенной активной массы. Но вместе с тем Двенадцатая симфония значительно отличается от предыдущей"
Опубл.: Третьякова Л. Дмитрий Шостакович. М., 1976. Гл. 15, 16. "Если Седьмая симфония явилась непосредственным откликом на начало войны и запечатлела в себе тот необычайный подъем, который испытывали все советские люди, то Восьмая симфония создавалась уже в иное время. Позади остались кровопролитные бои под Москвой и Сталинградом. Советские войска решительно наступали на всех фронтах"
Опубл.: Барсова И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века. СПб., 2007. "Вероятно, в конце 20-х гг. к Шостаковичу пришло окончательное понимание несовместимости жизни не по лжи и советской власти, Дара и Власти и просто Жизни и Власти. Оно обернулось для него глубоко скрываемой трагедией. Это понимание зловеще контрастировало с высоким положением молодого Шостаковича в художественном мире Ленинграда"