news/news-archive-2012/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Новости  /  Архив новостей 2012 г.

 Архив новостей 2012 г.
Размер шрифта: распечатать




18 мая 2012 г. в НИУ ВШЭ пройдет конференция "Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?" (20.03 Kb)

Лаборатория медиевистических исследований и факультет истории

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

 

приглашают принять участие в конференции на тему

 

 

Шестое Средневековье,

или

Зачем нам сегодня Средние века?

 

 

(Москва, НИУ ВШЭ, 18 мая 2012 г.)

 

 

Общие вопросы, выносящиеся на обсуждение:

 

 

Характерные черты «актуального Средневековья»: чем наше сегодняшнее видение Средних веков должно отличаться от представлений о них тридцатилетней давности?

 

Для чего концепция Средневековья как самостоятельного периода европейской истории так нужна была раньше, для чего она ещё нужна сегодня и будет ли вообще нужна завтра?

 

Какие тенденции в сегодняшнем обществе (российском, европейском, всемирном) могут повлиять на наше понимание Средневековья?

 

 

Заявки на доклады и выступления представляются вместе с тезисами (1-2 стр.)

до 30 марта 2012 г. в электронном виде на адрес:

shestsrednev@yandex.ru

 

 

Оргкомитет конференции: М.А. Бойцов (председатель), А.В. Шарова (отв. секретарь), А.Ю. Виноградов, О.С. Воскобойников, И.Н. Данилевский, П.Ю. Уваров, О.В. Фурман, М.В. Шумилин.

 

 

Для уточнения смысла задаваемых вопросов и обозначения предполагаемых векторов обсуждения представляем краткую версию вступительного слова М.А. Бойцова:

 

Сравнительно недавно — в 2008 г. — в Институте всеобщей истории РАН прошло весьма содержательное обсуждение вопроса «Что такое Средние века?». Подробный отчет о нем опубликован[1]. Новую дискуссию предполагается построить на совершенно иных исходных допущениях. Прежде всего откажемся (хотя бы на время) от то и дело повторяющихся (хотя, похоже, безнадежных) попыток определить онтологическое содержание «эпохи Средних веков», некое специфическое качество, якобы «объективно» и «имманентно» присущее тысячелетнему периоду истории Европы (или, как считают некоторые, Евразии, а то и всего мира). Главную черту, конституирующую Средневековье, усматривали то в организации хозяйства и правах собственности, то в культуре вообще и религиозности в частности, то в структуре элит и организации военного дела, то во взаимоотношениях индивида и сообщества, то в ментальности, то в демографических процессах и т.д. и т.п. и проч. Хотя эрудиции и остроты ума в разысканиях такого рода за последние двести лет было проявлено невероятно много, а сами эти разыскания весьма способствовали развитию медиевистики да и исторического знания в целом, сколько-нибудь убедительного универсального ответа о «сущности Средневековья» они – признаемся хотя бы в своем узком кругу – так и не дали. Те же, что порой предлагались и даже на первых порах казались хорошо обоснованными, на поверку либо оказывались частностями, а не константами, либо требовали стольких уточнений и ограничений, что уже в силу одного этого постепенно сами собой утрачивали статус «эпохообразующих». Не стали исключением и все, последовательно сменявшие друг друга с XVIII в., весьма отличные друг от друга концепции знаменитого «феодализма»[2]. В итоге всех стараний академической медиевистики объяснить, «что такое» Средние века, сегодня очевидно не только отсутствие убедительного толкования «сущности Средневековья», но и то, что не стоит ожидать его внезапного обретения и в будущем.

 

Более того, вероятно, такого универсального объяснения не может быть в принципе. Задача конференции состоит в том, чтобы проверить обоснованность или ошибочность принципиально иного, чем обсуждалось до сих пор, взгляда на Средневековье. «Средние века» – это важный инструмент мышления новоевропейских интеллектуалов, при помощи которого они определяли собственную эпоху, выражали свое отношение к ней, старались на нее в меру сил воздействовать. «Средневековья» как сколько-нибудь целостного периода в истории Европы, судя по всему, никогда не было, вместо него через новоевропейскую культуру прошла череда сменявших друг друга и накладывавшихся один на другой образов такого периода. «Средневековье» со всей его «сущностью» относится, тем самым, всецело к явлениям Нового времени, – однако не по причинам астрономически-хронологического свойства, как в построениях адептов «Новой хронологии», а в силу того, что оно с самого начала было немаловажным элементом исторического воображения европейцев «постсредневековых» столетий. Следя за сменой исторических образов Средневековья, несложно понять, сколь по-разному их создатели оценивали времена, в которых им самим довелось жить, и что за проблемы собственной эпохи воспринимались ими всякий раз как жизненно важные. Именно эти заботы они и транслировали в «свои» Средние века.

                                        

Одно, впрочем, оставалось неизменным. Образованные европейцы во все времена признавали фундаментом своей цивилизации Античность, а в греко-римской культуре видели ось собственного интеллектуального мира. Конечно, образы Античности тоже вполне динамично чередовались в соответствии со сменой «ведущих вопросов» в новой Европе. Но пределы таких мутаций всегда были жестко определены: новоевропейское сознание органически не в состоянии, например, представить Античность в качестве провала, сугубо отрицательно оцениваемой стадии своего становления. Зато суммарная характеристика столетий, отделивших собственное время европейских интеллектуалов от «нормативной» Античности, в данной системе ценностей не была определена, а потому могла меняться с очень высокой степенью свободы в зависимости от тех или иных актуальных обстоятельств. Именно аксиологическая недетерминированность в европейской культуре памяти столетий, последовавших за «падением Рима», обеспечили Средневековью столь яркую и столь контрастную карьеру в Новое время. Средневековье – это целая серия сменявших один другой эскизов, делавшихся несколькими поколениями новоевропейцев вовсе не с прошлого, а с самого что ни на есть настоящего – ради того, чтобы его понять, возвеличить, осудить, наставить, предостеречь, преобразовать, высмеять… Можно сказать и по-другому: Средневековье – это всякий раз тот «Другой», без сопоставления с которым «новоевропейцу» нельзя было определить свое собственное цивилизационное «Я», поскольку любая идентичность как на индивидуальном уровне, так и на уровне сообществ может быть выстроена лишь через выявление отличий от разного рода «Иных». Но при этом Средневековье – это такой «Другой», который не существует сам по себе, а всякий раз создается заново тем самым, постоянно меняющимся, новоевропейским «Я» в ходе непрерывного процесса его рефлексии и самоидентификации. Средневековье никогда не было сколько-нибудь равным соперником Современности, с самого начала оно являлось всего лишь его спарринг-партнером. Поскольку же таких партнеров со временем заменяли на новых, хотя и не забывали совсем об «оставниках», точнее будет сравнить сегодняшнее Средневековье, пожалуй, с целым клубом заслуженных, но все еще бодрящихся спарринг-партнеров Современности. Многие уже на пенсии, но другие вполне активны.

 

Средневековье сразу являлось сугубо «интеллигентским» изобретением. Ренессансное представление о «сегодняшнем» расцвете изящной словесности по контрасту с упадком таковой в «среднем веке» рождено амбициями новой тогда группы интеллектуалов, жаждавшей потеснить истеблишмент и добиться места под солнцем социальных благ. «Новые» – это прежде всего придворная канцелярская братия, хорошо владевшая пером, но не имевшая, помимо такого мастерства, весомых козырей для общественного подъема. Истеблишмент тогда – это богословы, юристы и медики, держатели хороших пребенд и получатели солидных вознаграждений: именно против них (а не против завоевателей-готов и иных германских варваров) была направлена скрытая или явная критика глубокого «упадка», якобы предшествовавшего выходу на историческую сцену специалистов в области studia humanitatis.

 

Если первое Средневековье – Средневековье гуманистов – было вызвано к жизни появлением протоинтеллигенции с ее социальными запросами, то второе Средневековье – реформаторов и контрреформаторов, Магдебургских центурий, Чезаре Баронио, болландистов и даже еще  Мабильона, – сопровождало глубокую трансформацию европейских элит и структур власти на протяжении XVI – XVII вв., приведшую к кардинальному перераспределению церковного и светского компонентов в социальном и интеллектуальном мире Европы. Третье Средневековье – просветителей – показало, что новая генерация европейских «профессиональных интеллектуалов» (не менее амбициозных, чем их предшественники-гуманисты) хотела видеть в себе пускай немногочисленных, но исключительно прогрессивных носителей принципов разума, светскости и интеллектуального космополитизма, бросающих вызов всей косной толще старой элиты, насквозь проникнутой духом féodalité.

 

Четвертое Средневековье – задуманное поэтами и выстроенное университетскими профессорами, напуганными «крайностями» революций и считающими первейшим долгом служить своему национальному государству, – отразило характерные для XIX в. процессы аграрных преобразований, урбанизации и индустриализации, распада традиционных жизненных укладов, секуляризации сознания, распространения либеральных и социалистических идей. (Кстати, дольше, чем в иных краях, Четвертое Средневековье продержалось в нашей отчизне, поскольку на протяжении большей части XX в. страну искусственно изолировали от мировой интеллектуальной жизни).

 

Крайне пестрое послевоенное Пятое Средневековье, пожалуй, можно условно назвать «социально-культурным» (по контрасту с предыдущим Четвертым, во многом «национально-государственным»). При всем его разнообразии тон в Пятом Средневековье задали интеллектуалы преимущественно левых взглядов, получившие преобладание в ходе послевоенной демократизации всего европейского общества, системы образования в целом и университетов, в частности. Это благодаря им Пятое Средневековье стало не в последнюю очередь эпохой «безмолвствующих», женщин, паломников, визионеров и всяческих маргиналов: прокаженных, преступников, наемников. Благодаря им же в Пятом Средневековье на первые роли вышли (в противоположность Четвертому) не «общие принципы», «идеи» и «закономерности развития» (раскрывающие то ли божественный замысел, то ли еще более таинственный «исторический процесс»), а очень земные проблемы человеческого существования, тяготеющие скорее к бытовой повседневности, чем к возвышенной историософии. Следствием той же демократизации послевоенной университетской и академической жизни стало и многократное (по сравнению со «старыми добрыми временами») увеличение числа профессиональных медиевистов – историков, филологов, искусствоведов. В отличие от создателей Четвертого Средневековья, авторы Пятого видели в себе, как правило, не особую разновидность чиновников на службе государству, а, напротив, более или менее критически  настроенных оппонентов государственному чиновничеству. Поскольку же в этой среде постоянно усиливался международный диалог, Пятое Средневековье оказалось не только значительно менее этатистским, но и куда менее национально-патриотическим, чем Четвертое. Четвёртое Средневековье давало четкие рекомендации для сегодняшних, притом весьма решительных, политических действий. (Сражение под Седаном – пример выполнения одной из таких рекомендаций.) Пятое же – подчеркивало бесконечную сложность человеческого существования, делающую неправомерными любые попытки универсальных «управленческих решений». И в этом отношении оно проявило себя гуманистичнее своего предшественника, что и не удивительно для общества, с трудом перенесшего две мировые войны. Однако примерно настолько же ослабело внимание публики к Средневековью: ведь одно дело, когда тебе объясняют, как именно ты должен строить свою жизнь, а совсем другое, когда в твоем присутствии рассуждают, сколь жизнь многогранна и неоднозначна. 

 

Наша конференция посвящена обсуждению характерных черт сегодняшнего Средневековья – будь оно всё еще Пятым или, быть может (что оказалось бы намного интереснее) уже неким, незаметно пришедшим тому на смену, Шестым. В любом случае, вопрос состоит в том, в чем заключаются характерные черты образа Средневековья, актуального не столько еще вчера, сколько уже сегодня, а, возможно, и завтра. Какие именно кардинальные проблемы сегодняшней Современности (или же Постсовременности, если неуклюже перевести на русский все еще модное западное словцо) отражаются в сегодняшнем видении средневековой истории? Или, может быть, они недостаточно отражаются, а то и не отражаются вовсе, что грозит, между прочим, исчезновением Средневековья из традиционного набора инструментов рефлексии европейской культуры – впервые за последние двести лет? Или же такие опасения сильно запоздали, и строящаяся глобальная деревня уже вовсе не нуждается в традиционной форме самоидентификации через сугубо европейскую систему образов «краеугольной» Античности и «гибкого» Средневековья? Может, ей намного лучше подходят не исторические, а квазиисторические нарративы, вроде «Властелина колец»? Правда, авторы такого рода нарративов охотно используют, помимо прочего, пускай трансформированные, но все же легко узнаваемые средневековые образы: не могут ли хотя бы они подсказать медиевисту, в каком именно Средневековье нуждается сегодняшний мир? Хочется надеяться, что он в нем все еще нуждается – во всяком случае, если судить по тому, что маркетизированная версия Средневековья по-прежнему пользуется популярностью, притом в широком спектре образов: от идиллически-патриархального, наивного и чудаковатого в своей простоте, почти ностальгически-руссоистского (вспомним свежеотреставрированные очаровательные фахверковые городки) до брутально-садистского (теперь вспомним музеи пыток, без которых  редко обходятся такие туристические местечки). Не тем ли мило нашему современнику столь контрастное Средневековье, что оно предъявляет ему сразу две эмоциональные крайности, отсутствующие в его собственной повседневности? Или же, судя по другим средневековым образам в массовой культуре – прежде всего в тривиальной литературе и кинематографе – Средневековье ценно сегодня прежде всего как сокровищница загадок, тайных и утраченных знаний (король Артур, тамплиеры и проч.)? Иными словами, не выступает ли оно психологическим противовесом жесткому прагматизму в жизни сегодняшнего обывателя?

 

Или же дело еще серьезнее, ведь если до недавнего времени человечество во главе с европейцами последовательно шло по пути «расколдовывания мира», то в XX в. даже в европейской культуре обозначилась противоположная тенденция – к его ремистификации.  Тут-то у «таинственного» и «мистического» Средневековья есть хорошие шансы приобрести новую значимость в качестве носителя нерациональных (или, если угодно, сверхрациональных) форм восприятия и интерпретации бытия, тяга к которым даже  у европейца никогда полностью не исчезала, а в последнее время заметно усилилась.

 

Только что сказанное относилось к расшифровке слов «зачем» и «сегодня» в заглавии конференции. Но не менее важно и слово «нам». Выше уже вскользь затрагивалась тема тех сообществ, которые конструировали образы Средневековья, и тех, в которых эти образы получали широкое распространение. Конечно, вряд ли кто-либо питает иллюзию, будто сообщество профессиональных медиевистов сегодня обладает монополией на производство образов Средневековья. (Правда, и вчера ему приходилось делить эту «лицензию» с поэтами, художниками, священниками, политиками и прочими иными). Однако существует ли само это профессиональное сообщество или оно уже давно неузнаваемо изменилось или распалось, притом не только здесь, но и по всему миру? И что представляют собой те «мы», которым Средневековье может быть сегодня зачем-то нужно? В XIX – начале XX вв. таких «мы» проще всего было описать как сознательных, нередко даже высокоидейных (или, если взглянуть по-другому, индоктринированных) членов сообщества нации-государства. Однако вряд эти былые «мы» похожи на сегодняшних завсегдатаев разнообразных Интернет-сообществ. Следовательно, неизбежно изменилось и само Средневековье – как уже существующее, так и еще только ожидаемое. Пригодятся ли Средние века поколению пепси, помимо того, что они поставляют разнообразный антураж для компьютерных игр? На какие их экзистенциальные вопросы будут даваться такие ответы, для подкрепления которых понадобится Средневековье?  Или в таких ответах нужды более никогда не будет?

 

Итак, наша конференция посвящена характерным особенностям актуальных образов Средневековья, их создателям, нынешним и потенциальным «заказчикам» и «потребителям». Если совсем коротко, она должна выявить, какое воздействие оказывают трансформации сегодняшнего общества (российского, европейского, всемирного) на Средние века, и этим наша конференция должна отличаться от всех тех, на которых выяснялось, в чем именно и в какой степени Средневековье повлияло на сегодняшнее общество.



[1]            Средние века. Вып. 70 (1 — 2). М., 2009. С. 45 — 97.

[2]            Новейшие обсуждения понятия «феодализма» также не дают никаких оснований переоценивать значимость этого понятия: Феодализм. Понятие и реалии / Под ред. А.Я. Гуревича, С.И. Лучицкой, П.Ю. Уварова. М., 2008.

 


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 04.02.2012
  • Ключевые слова: конференция, Средневековье, 2012
  • Размер: 20.03 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Объявлен X Конкурс молодых историков-архивистов
Вышел новый диск фольклорно-этнографического ансамбля "Синий лён" с записями нижегородского фольклора
18 декабря 2012 г. в Нижегородском государственном выставочном комплексе открылась фотовыставка «В стороне от суеты»
23 декабря 2012 г. в Городецком краеведческом музее состоится 8-е заключительное занятие научно-просветительского лектория «История Городецкой земли (XV-XVII вв.) Между фактом и вымыслом»
20 декабря 2012 г. в НГОУНБ состоятся очередные Краеведческие чтения
28 ноября 2012 г. в НГОУНБ состоялись краеведческие чтения, посвященные памяти Ю.Г. Галая.
26 - 27 ноября 2012 г. в НГИАМЗ прошла Международная конференция "Типология культуры"
22-23 января 2013 г. состоится Международная конференция "В.И. Вернадский - историк науки"
16 марта 2013 года в г. Котласе пройдут 10-е историко-краеведческие Стефановские чтения «Проблемы истории Северного края»
Делопроизводство на «5+» для профессионалов.
19 ноября 2012 г. в НГИАМЗ открылась выставка «Особая кладовая»
28 ноября 2012 г. в НГОУНБ состоятся Краеведческие чтения, посвященные памяти Ю.Г. Галая
Вышла в свет новая книга Ф.А. Селезнева «История выборов в России с древнейших времен до конца XX в. (на примере Нижегородского края)»
Вышел в свет альбом-буклет «Зачатская башня Нижегородского кремля. История, археология, реставрация»
18 ноября 2012 г. в Городецком краеведческом музее состоится 7-е занятие лектория «История Городецкой земли (XV-XVII вв.) Между фактом и вымыслом»
Опубликован сборник очерков «Минин в памяти нижегородцев» - последнее прижизненное издание Юрия Григорьевича Галая
Ушел выдающийся нижегородский краевед Юрий Галай... 11.09.1945-02.11.2012
Вышел в свет литературно-художественный альбом «Нежный Нижний. Десять прогулок по русскому городу»
6 марта 2013 г. состоится конференция «Четыре века дома Романовых в мировом социокультурном пространстве: исторический, источниковедческий, биографический дискурсы»
15-17 ноября 2012 г. ННГУ и НГОУНБ проведут конференцию «Жизнь провинции»
31 октября 2012 г. в НГОУНБ состоятся очередные Краеведческие чтения
Вышел в свет справочник «Нижегородские дома-памятники»
К 20-летию Кафедры Истории России и краеведения проводится цикл лекций "Загадки и памятные даты Нижегородской истории"
Е.В. Тихомирова. О Гусаровой Татьяне Васильевне – этнографе и фольклористе, эксперте по нижегородской традиционной культуре, педагоге и Учителе
19 октября 2012 г. в музее Н.А. Добролюбова состоится конференция «Феномен городской усадьбы: история, традиции, современность»
26 сентября 2012 года (среда) в 17 часов в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке (ул. Варварская, д.3) состоятся очередные 407-е Краеведческие чтения
20-22 сентября 2012 г. в Архангельске состоится конференция «Памятники фортификации: история, реставрация, использование»
Вышло в свет учебное пособие «Археология Ивановской области»
26-28 сентября 2013 г. в МГОСГИ состоится конференция «Государственная власть и крестьянство в ХIХ – начале XXI в.»
Вышла в свет книга "Документ в российской истории"
1 августа 2012 г. в Нижнем Новгороде стартовал фотоконкурс «Феномен городской усадьбы»
5 августа 2012 года в 12.00 в Городецком краеведческом музее состоится 5-е занятие воскресного научно-просветительского лектория «История Городецкой земли (XV-XVII вв.) Между фактом и вымыслом».
21 июля 2012 г. в Нижнем Новгороде начат снос ценного объекта историко-градостроительной среды
23-25 октября 2012 г. в Новгородском музее-заповеднике состоится конференция «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация»
20 сентября 2012 г. состоится конференция «Архангельская область в контексте Российской истории»
В ноябре 2012 г. в НГИАМЗ состоится конференция «Типология культуры»
26-27 октября 2012 г. в г. Валдае состоится конференция «Колокольная коллекция. Вопросы комплектования, описания, хранения и экспонирования»
Вышел в свет сборник научных статей «Культурный слой» (Н. Новгород, 2012)
Вышла в свет книга С.М. Шумилкина «Торговые центры европейской части России конца XVIII - первой половины ХIX вв.»
Cовременный архив и документооборот: семинары ЦНТИ Прогресс в июле 2012 г.
21 июня 2012 г. в Петропавловской крепости состоялась презентация Отчета «Санкт-Петербург: наследие под угрозой»
Подведены итоги IX конкурса молодых историков-архивистов памяти И.И. Вишневского
17 июня 2012 года в 12.00 в Городецком краеведческом музее состоится 4-е занятие лектория «История Городецкой земли (XV-XVII вв.) Между фактом и вымыслом»
30 мая 2012 г. в НГОУНБ состоятся очередные краеведческие чтения
История книги и цензуры. Международная научная конференция, посвященная памяти Арлена Викторовича Блюма, состоится 29 - 30 МАЯ 2012 года
25 мая 2012 г. в музее ННГУ состоится открытие археологической выставки: «Осколки прошлого: археологическая керамика Нижегородского края»
ФОРУМ «ВЕЛИКИЕ РЕКИ»
29-30 мая 2012 г. в городе Пушкин состоится конференция «История книги и цензуры в России»
25 мая 2012 г. в НГТУ пройдет конференция "Актуальные проблемы социальной коммуникации"
Вышел первый номер журнала "Нижегородская коллекция"
2 мая 2012 г. на Нижегородском откосе рухнула голубая ель, подкопанная строителями
26 апреля 2012 г. в Городце прошла научная конференция «VII Городецкие чтения»
23 апреля 2012 г. в НФ УРАО прошёл круглый стол «Быт или не быт? Перспективы Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья накануне 40-летия»
11-15 мая 2012 г. в Санкт-Петербурге пройдет семинар «Государственные и муниципальные архивы: технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации»
18 апреля – международный день охраны памятников
5 - 15 декабря 2011 г. на базе Варшавского университета прошли 3-е дебаты «Польша - Россия: Взаимные клише» в рамках программы «Открытие окна: Польша-Россия»
17-18 мая 2012 г. в НГПУ состоится конференция «Источник и его роль в историческом познании»
19 апреля 2012 г. в Нижегородской консерватории состоится концерт "20 взглядов на Младенца Иисуса" Оливье Мессиана (исп. Р. Разгуляев)
20–21 ноября 2012 г. Ижевске состоится конференция "Социальная мобильность в традиционных обществах: история и современность"
26 апреля 2012 г. в Городце пройдет научная конференция «VII Городецкие Чтения»
25 апреля 2012 г. в НГОУНБ состоятся 405-е Краеведческие чтения
4-5 апреля 2012 г. состоится конференция «Институт тайны в праве»
28 марта 2012 г. в НГОУНБ состоятся 404-е Краеведческие чтения
16 марта 2012 г. в Москве состоялась конференция «Возрождение деревянных храмов Русского Севера»
1 - 3 ноября 2012 г. в г. Екатеринбурге пройдет конференция "Документ. Архив. История. Современность"
3 - 8 сентября 2012 г. в Петрозаводске состоится конференция "Информационные технологии и письменное наследие"
16 марта 2012 г. пройдет конференция по проблемам сохранения памятников деревянного зодчества Русского Севера
8 апреля 2012 г. в Городецком краеведческом музее состоится 3-е занятие воскресного научно-просветительского лектория
10 марта 2012 г. в Городецком краеведческом музее состоится 2-е занятие лектория «История Городецкой земли (XV-XVII вв.). Между фактом и вымыслом»
9 марта 2012 г. в Нижегродской консерватории пройдет 7-й вечер "Борис Тищенко" проекта "ХХ век: современное прошлое"
1 марта в России – день террориста
18 мая 2012 г. в НИУ ВШЭ пройдет конференция "Шестое Средневековье, или Зачем нам сегодня Средние века?"
29-30 мая 2012 г. состоится конференция «История книги и цензуры в России», посвященная памяти А.В. Блюма
20-22 сентября 2012 г. в Архангельске пройдет конференция «Памятники фортификации: история, реставрация, использование»
1 – 6 октября 2012 г. в НИУ ВШЭ пройдет школа молодых медиевистов "Динамичное Средневековье"
9 -10 ноября 2012 г. в ННГУ пройдет XIV научно-практическая конференция "Мининские чтения"
Конференция "Арктика: история открытия и освоения" пройдет в Архангельске в сентябре - октябре 2012 г.
Решается судьба Пушкинского парка
НОО РОИА объявляет о проведении IX конкурса молодых историков-архивистов
29 февраля 2012 г. в НГОУНБ состоятся 403-е Краеведческие чтения
17 февраля 2012 г. в Нижегродской консерватории пройдет 6-й вечер "Лигети" проекта Руслана Разгуляева "ХХ век: современное прошлое"
25 января 2012 г. в НГОУНБ состоятся 402-е Краеведческие чтения

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100