18 апреля отмечается международный день охраны памятников. В связи с этим, редакция ЭПИ «Открытый текст» еще раз хочет обратить внимание на то, что происходит с объектами культурного наследия в Нижнем Новгороде. Предлагаем посмотреть фоторепортаж, сопровожденный соответствующими комментариями, посвященный нижегородским памятникам. Пусть наши читатели сами судят, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Особняк городского головы Д.В. Сироткина, построенный по проекту выдающихся русских зодчих братьев Весниных в начале ХХ века специально для музейных целей. В настоящее время здесь размещается один из отделов областного художественного музея. Здание отреставрировано силами ЗАО СМУ-77 в 2009 году.
Самое представительное здание Верхневолжской набережной – дворец крупнейших нижегородских предпринимателей XIX века Рукавишниковых, в котором размещается областной краеведческий музей (Верхневолжская наб., 7). После многих лет запустения зданию возвращены былые «блеск и роскошь». Работы по реставрации вело ЗАО ТИК «Старый Нижний».
Здание окружного суда (ул. Большая Покровская, 17) – памятник архитектуры XIX века. Отреставрировано по проекту архитектора С.М. Шумилкина в 2010 году. Используется по своему прямому назначению.
Наконец-то кольцо Нижегородского кремля будет замкнуто – начались работы по воссозданию Зачатской башни кремля, разрушенной оползнями еще в XVIII веке (проект НИП «Этнос» и ЗАО ТИК «Старый Нижний»). Причем это не только градостроительное решение – сооружаемая башня будет являться также защитным «футляром» над подлинными руинами XVI столетия.
Сохраненная, благодаря выступлению общественности, при строительстве нового корпуса Института прикладной физики в 1987 году часть исторического дома (ул. Большая Печерская, 31). Он был связан с именами поэта Л.Г. Граве, на стихи которого написан романс «Ночь светла», врача и общественного деятеля С.Н. Зененко, занимавшегося, в том числе, охраной памятников старины, директора Николаевского городского общественного банка Н.А. Смирнова и его сына - замечательного краеведа Д.Н. Смирнова. Недавно по проекту НИП «Этнос» была проведена реставрация этого объекта, числившегося до февраля 2011 года в списке выявленных памятников. Эта профессионально выполненные работы заслуживают самой высокой оценки. Однако наградой стало… снятие дома с охраны на основании акта экспертизы, выполненного профессором ННГАСУ А.Л. Гельфонд. Доктор архитектуры проигнорировала очевидную мемориальную ценность объекта, зато нашла в проекте его реставрации «авторские элементы декора, выполненные по аналогам архитектуры периода классицизма» (как минимум, это свидетельствует о поверхностном знакомстве с научно-проектной документацией) и на этом основании отказала сохранившейся части дома в подлинности. Вряд ли здесь идет речь о непрофессионализме, скорее всего, можно предположить, что эксперт выполнял определенный заказ.
Не удивляйтесь. На фотографии представлен «воссозданный» памятник регионального значения – дом Т.А. Громовой, который был связан с жизнью выдающегося научного деятеля Ирины Блохиной (ул. Академика И.Н. Блохиной, 9). «Воссоздан» он, правда, застройщиком в других материалах, да и окружающая его среда «немножко» изменилась: исчезли туя и ограда, которые предписывалось сохранить Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Здание первой городской партикулярной аптеки Е.Х Эвениуса – памятник архитектуры конца XVIII века федерального значения (ул. Варварская, 4). Вот уже второй год подряд регулярно по весне вместе со снегом с него сходит и часть карниза, угрожая жизни прохожих, игнорирующих, как водится, время от времени выставляемое ограждение, перекрывающее тротуар. Денег на реставрацию памятника ни одним из бюджетов (федеральным, региональным, муниципальным, а тем более жителей дома) не предусмотрено.
Старейший деревянный дом (конец XVIII века) в Нижнем Новгороде (ул. Ульянова, 8). Вот уже несколько лет его фасады закрыты щитами с рекламой. Наверняка за это «рекламное место» платятся деньги, вот только ни копейки из них не потрачено на сохранение памятника и его реставрацию, эскизный проект которой, кстати, давно разработан…
Оскверненная мемориальная доска на доме, связанном с жизнью Героя Советского Союза Ивана Федоровича Якушенко (ул. Ошарская, 10). Надпись «OAFS», что означает «чурбаны», красуется здесь уже два месяца. Сам дом в феврале 2011 года был исключен из списка выявленных объектов культурного наследия на основании «экспертного заключения» всё той же А.Л. Гельфонд, не увидевшей в нем мемориального значения и, по сути, поставившей под сомнение правомерность установки здесь мемориальной доски. О качестве экспертизы говорит тот факт, что при этом Анна Лазаревна не удосужилась провести весь требуемый комплекс исследований (на что чиновники от охраны памятников закрыли глаза), в частности, обратиться к соответствующим архивным документам, чтобы подтвердить мемориальность дома. Для этого достаточно было заглянуть в Интернет, где на сайте о погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне размещены документы из архива Министерства обороны. В одном из них обозначен адрес проживания семьи батальонного комиссара И.Ф. Якушенко: г. Горький, ул. Кр. Милиционеров, 10 (ЦАМО. Ф. 56. Оп. 12220. Д. 73. Л. 9) – так до войны называлась улица Ошарская. Налицо неуважение к герою и потеря исторической памяти.
Попробуйте угадать, какому событию посвящена эта мемориальная доска на фасаде Нижегородского педагогического университета (пл. Минина и Пожарского)? Оказывается, если вспомнить осыпавшийся текст, – вынужденному пребыванию в Нижнем Новгороде Московского университета, который был эвакуирован сюда из-за нашествия Наполеона. Снимок сделан год назад, проблема озвучена тогда же, однако никаких мер после этого по восстановлению мемориальной доски не принято до сих пор, хотя на носу 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года.
То, что изображено на снимке, согласно заключению прокуратуры Нижегородской области, видимо, является обманом зрения или современными технологиями фотошопа. Во всяком случае, депутату Государственной Думы Р.А. Шлегелю, который не знаком с нижегородскими реалиями, на его запрос было отвечено, что «развлекательный центр в коридоры и бассейны видимости на ансамбль Нижегородского Кремля не входит». Судя по всему, ответ был дан на основании мнения «подслеповатых» чиновников, а «государево око» не узрело в этом очевидной несуразности: ведь достаточно выйти, скажем, на Чкаловскую лестницу, откуда сделан снимок, чтобы увидеть, как всё происходит на самом деле. Впрочем, формально, нарушений режимов охранной зоны памятника федерального значения и не было. В свое время проект размещения развлекательного центра под стенами кремля несмотря на мнение общественного экспертного совета был согласован руководителем Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Д.А. Мусиным, посчитавшим запрещенное законом строительство разрешенной регенерацией исторической среды. (Насколько среда оказалась «регенерированной» хорошо видно на снимке). Правда, спросить уже не с кого, так как «иных уж нет, а те далече»: надзирающий орган в августе 2011 года, по сути, ликвидирован премьер-министром, а сам Дмитрий Ахметович, после неудачной попытки «покорить Москву», по некоторым данным, занимается опять охраной памятников, только уже не в масштабах целого округа, а всего лишь в масштабах одного из его субъектов.
И, напоследок, вид на террасу Волжского откоса (памятник ландшафтной архитектуры регионального значения), где собираются построить кафе – разрешение на это дано Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Областные и городские власти «пожертвовали» растущие здесь голубые ели для создания «православного парка». Бог даст, по такому случаю, глядишь, они и приживутся на новом месте – под стенами Печерского монастыря. А что будет построено на откосе – известно избранному кругу лиц, включая отдельных избранников народа. Широкую же общественность (в том числе и архитектурную) до сегодняшнего дня с проектом ознакомить не удосужились.
Фото И.С. Агафоновой и А.И. Давыдова.