1 марта в России – день террориста (5.43 Kb)
1 марта в России – день террориста. То есть, всех людей, которые поняли, что с властью договориться не получиться.
Знаковой фигурой в русском террористическом движении раннего периода была Софья Перовская. Ее пример – наука тем, кто думает, что между размером состояния и наличием совести зависимость обратно пропорциональная.
Перовская – праправнучатая племянница фаворита императрицы Елизаветы Разумовского. В списке миллионеров «Форбс» ее семья не значилась, но на пике карьеры отец Софьи занимал должность петербургского (т.е. столичного) губернатора.
Гуманисты последней волны немало грязи вылили на революционеров, плативших жизнью за отправку наиболее одиозных представителей власти под юрисдикцию Всевышнего. Но когда общаешься с иными кандидатами в президенты, начинаешь понимать, что в Истории все не ново – меняется только цвет. К тому же Софья стала террористкой не в один день: вначале была наивная – дискуссионные клубы, образовательные программы, хождение в народ…
Все без толку. Озверевшие держиморды дошли до того, что повесили двух человек только за найденную в единичном количестве листовку. Это была последняя капля. Осенью того же года, на свидании в Крыму родные рассказали Софье о видах на Конституцию. «Какая там Конституция, - возразила Софья – это ерунда, конечно…»
Перовская, даже среди женщин не была в своем убеждении пионером. В 1878 году за «все хорошее» Вера Засулич всадила пулю в зад петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Кстати, присяжные – совесть нации – Веру оправдали.
Софья, не любительница гоняться за шестерками, подняла планку выше. Последние три года жизни – охота на царя. В 1879-м революционеры пытались пустить под откос царский поезд (по ошибке за него приняли резервный); в 1880 году Степан Халтурин (в свободное от революции время – талантливый краснодеревщик) пробирается в штат высочайшей прислуги и тщательно подготовленным взрывом разносит три этажа Зимнего дворца. Александру II в очередной раз крупно повезло, но 1 марта 1881-го беготня закончилась – народовольцы, руководимые Софьей, в ходе рандеву с царем – батюшкой «насмерть убили бонбой» кормильца.
Интересно, что арестовали Софью далеко не сразу – время удрать было, да и после приговора шансы уцелеть имелись большие: прошение о помиловании наверняка бы утвердили. Но Перовская не того поля ягода, нырять в кусты не в ее привычках. Менее всего на свете она стремилась уцелеть, пережив товарищей, павших на эшафоте.
Почерк предсмертного письма Софьи – твердый, рука не дрожала. Единственный признак душевных мук – отказ от свидания с матерью (вдруг сил не хватит?). Так умирают в 27 лет.
До погружения в материал, меня интересовал вопрос: с каким настроением Они накидывали петлю на тонкую женскую шею? Теперь знаю – с плохим. Сами мараться не стали – за две копейки наняли уголовников.
Сейчас наша страна раскололась практически надвое – одни … «за стабильность». А по другую сторону – может их и меньше – даже лица другие.
«Ваше Величество, если Вы встретите на улице молодого человека с умным и открытым лицом, знайте – это ваш враг». Из письма П.Лаврова Александру II . Дежавю.
Образ Софьи – хрупкий, почти бесплотный, одновременно и грозное напоминание: моральные уроды в России спокойно спать не будут.
Нестеров И.В.
Историк, Нижний Новгород
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|