Наименование памятника:
Комплекс Починковского конного завода.
Датировка памятника:
1817 – 1825 годы, конец XIX – начало ХХ века.
Местонахождение памятника:
Нижегородская область, рабочий поселок Починки.
Исторические сведения:
Первый этап истории конного завода в селе Ново-Рождествено (будущие Починки) начинается в 1652 году с организации боярином Борисом Ивановичем Морозовым на землях своей вотчины конюшен и выгонов для лошадей. Первая племенная бревенчатая конюшня была рассчитана всего на 68 лошадей. Она включала в себя «…избу сторожню, да три денника, да хлев…». Писцовое описание села 1667 года вместе с 208 дворами крестьян и бобылей отмечает наличие в нем конюшенного двора. Начиная с XVII века, территория будущего заводского комплекса формировалась на левом берегу реки Рудни, противоположном от основной селитебной застройки поселения. В связи с реализацией общероссийских правительственных мероприятий по развитию коневодства в 1730-х годах Починки были включены в список мест, «кои удобны для конских заводов». 18 сентября 1760 года Елизавета Петровна подписала указ, по которому Починковская волость Арзамасской провинции была отдана во владение Лейб-гвардии конного полка. С Украины сюда был переведен Батуринский конный завод. В 1760 – 1763 годах для 800 лошадей был выстроен заводской комплекс. Отмеченные на плане Починок 1791 года отдельные здания нескольких конюшен образовывали квадрат со строением в центре (вероятно, деревянный манеж). Поблизости от конюшен на плане фиксируется линейная застройка Коннозаводской слободы. Именно здесь впервые в Починках были применены принципы регулярной планировки. Прямые улицы с домами служащих и линии казарм для команды Лейб-гвардии конного полка располагались двумя линиями вдоль реки Рудни.
Согласно архивным документам, комплекс завода перестраивался и капитально ремонтировался в 1780-е – 1790-е годы и в 1806 – 1810-м годах. Строительство ныне существующего архитектурного ансамбля связано с именем энергичного смотрителя конного завода И.А. Карачарова. В 1814 году по его поручению была составлена опись строений конезавода. Она выявила плачевное состояние всех деревянных заводских сооружений. Новый комплекс был построен по проекту виднейших архитекторов того времени Д.М. Жилярди и А. Кутепова, действительно связанных по роду деятельности с Государственной экспедицией конных заводов. На авторство Д. Жилярди может указывать и то, что по его проекту был построен аналогичный по планировочному решению и стилистике архитектурный комплекс Хреновского конного завода в Воронежской губернии (1818 – 1820 годы). Основные работы продолжались с 1817 по 1822 г. и завершились к 1825 году.
Все здания комплекса за исключением хозяйственных построек были выстроены из камня. При их размещении учитывалась возможность дальнейшего расширения территории завода и близость обширных выгонов для лошадей в пойме реки Рудни. Новое каменное каре конюшен с центральным манежем было разбито практически на старом месте к западу от деревянных построек завода. В 1823 году к югу от него были построены пять типовых каменных жилых флигелей (казарм), образовавших улицу, перпендикулярную основной, уже существовавшей, застройке Коннозаводской слободы. В одну линии с ними на берегу реки Рудни был поставлен каменный дом смотрителя завода с двумя деревянными флигелями для заводской канцелярии и службами (последние сгорели во время пожара 29 сентября 1855 года). В 1823 – 1825 годах за жилыми флигелями, перпендикулярно им, выстроили протяженное здание ветеринарного лазарета. Территория конного завода была обнесена оградой.
Для удовлетворения духовных потребностей жителей Коннозаводской слободы в 1848 году ближайший к дому управляющего жилой флигель был перестроен в храм, освященный в честь Георгия Победоносца. В начале ХХ века рядом с церковью возводится краснокирпичная двухъярусная колокольня, завершавшаяся легким шатром.
На протяжении XIX века заводские строения поддерживались в надлежащем состоянии: периодически перекрывались крыши конюшен, манежа и флигелей (1864 и 1872 годы), производился текущий ремонт зданий. В середине XIX – начале ХХ века осваивается территория к юго-западу от основного каре конюшен – строения завода были дополнены несколькими хозяйственными корпусами, выстроенными в один ряд с жилыми флигелями, при сохранении ранее заданного направления улицы. Данный строительный этап стал завершающим в формировании исследуемого архитектурного комплекса. В последующее время серьезных строительных работ на территории завода не велось.
В советский период исторические постройки комплекса приспосабливались под нужды современного производства и дополнились нейтральными по своей архитектуре корпусами мастерских, клуба и гаражами. Заводской комплекс представлял собой образцово-показательное высокоразвитое многоотраслевое хозяйство по разведению племенных лошадей уникальной породы советских тяжеловозов. В последнее десятилетие несмотря на то, что завод оставался действующим предприятием, после многочисленных пожаров заводские производственные постройки пришли в аварийное состояние; в настоящее время используется только восточная конюшня. В 2008 г. балансодержатель ОАО Племенной конный завод «Починковский» был признан банкротом.
В истории российского коневодства завод прославился созданием самой мощной породы лошадей в мире – «советской тяжеловозной». Представители породы тяжеловозов, выращенные на заводе, неоднократно занимали и занимают первые места на различных соревнованиях, в том числе международного уровня.
Советские тяжеловозы выведены скрещиванием бельгийских тяжеловозов брабансонов с местными лошадьми упряжного типа и другими породами. Новая порода тяжеловозов под названием "советская тяжеловозная" получила официальное признание в 1952 году. Эти лошади по своим основным качествам (рабочим, мясным и молочным) в комплексе существенно превосходят лошадей других пород. Лошади советской тяжеловозной породы – самые крупные среди тяжеловозов: их высота в холке составляет 160 – 170 см, масса – от 700 до 1000 кг. У них средняя по величине голова, мускулистая шея средней длины, широкая низкая холка, широкие спина и круп. Жеребята растут очень быстро, достигая к шестимесячному возрасту 365 – 375 кг, а к одному году – 525 – 540 кг. Преобладающие масти – рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Конституция у большинства советских тяжеловозов крепкая. Темперамент спокойный. С двух с половиной – трех лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с трех лет поступают в производящий состав.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника:
Отсутствие серьёзных реконструкций обусловили целостность и высокую степень сохранности исторической планировочной структуры комплекса и облика его сооружений. Незначительные изменения первоначальной планировки каре конюшенных корпусов выразились в закладке северного и западного проездов и сооружении каменной вставки в одну линию с восточными фасадами центрального манежа и северной служебно-хозяйственной постройки. В настоящее время часть сооружений комплекса конного завода (жилая зона) вошла в структуру современной застройки рабочего поселка, приспосабливаясь под жилье и хозяйственные нужды. Отдельные здания изменили свой облик из-за многочисленных пристроев хозяйственного назначения. Колокольня была приспособлена под водонапорную башню, верх ее срублен и заменен железным баком.
Реставрационные работы:
Реставрационные работы не выполнялись. Обмерные чертежи конюшен и центрального манежа были выполнены МП «Проектреставрация» в 1993 году. Документация хранится в архиве УГО ОКН Нижегородской области.
Описание памятника:
Комплекс Починковского конного завода расположен в западной части села Починки и занимает ровное пространство пойменных заливных лугов реки Рудни. Территория его ограничена взаимоперпендикулярными направлениями улиц Заречной (с юга) и Красной (с запада), с востока естественную границу территории определяет река Рудня, с севера вдоль реки расположены выгоны. Комплекс состоит из двух функциональных зон, разделенных улицей: северной производственной (каре конюшен и манеж) и южной жилой (жилые флигели, дом управляющего, колокольня). Характер планировки можно охарактеризовать как моноцентричный: главной композиционной и градостроительной доминантой комплекса является мощное каре каменных конюшен (основные габариты в плане 250 х 250 м). Вместе с этим в планировке комплекса присутствуют элементы линейного типа, поскольку ряд корпусов (жилые флигели) организует линию застройки центральной улицы и формирует основную планировочную ось комплекса, идущую по направлению к реке с ориентацией запад-восток.
Архитектурный ансамбль решен в художественных формах русского ампира. Восемь корпусов конюшен образуют почти квадратное в плане каре с четырьмя угловыми манежами (выводными залами) и четырьмя сквозными проездами по сторонам света (в настоящее время северный и западный проезды заложены). Они симметрично обрамляют обширное пространство внутреннего двора.
Главный восточный арочный проезд во внутренний двор оформлен портиком с четырьмя полуколоннами и треугольным фронтоном. Ось проезда акцентирована высокой цилиндрической башней, увенчанной первоначально флюгером в виде золоченого коня. Протяженные фасады конюшенных корпусов прорезаны рядами оконных проемов с полуциркульными (в восточной линии) и лучковыми (северная, южная и западная линия конюшен) завершениями; выезды оформлены порталами с треугольными фронтонами.
Центральный выездной манеж и симметрично расположенные в линию к югу и северу от него корпуса служебно-хозяйственных построек подчеркивали основную композиционную ось ансамбля в пространстве внутреннего двора. Главными восточными фасадами они обращены в сторону въездной башни. Торцовый фасад прямоугольного в плане манежа решен в виде четырехпилястрового портика с треугольным фронтоном; в центральной части которого - ниша, оформленная двумя колоннами.
Служебно-хозяйственные постройки представляют собой прямоугольные в плане лапидарные объемы, симметрия их восточных фасадов выявлена двумя порталами с треугольными фронтонами, оформляющими въездные ворота; стены обработаны квадровым рустом.
Линия жилой застройки организована четырьмя типовыми каменными флигелями (казармами), расположенными примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, – небольшими одноэтажными зданиями в пять окон по главному фасаду, с трехоконными мезонинами. К востоку в одну линию с ними над берегом Рудни расположен каменный дом смотрителя завода, окруженный садом с оградой. Здание, стоящее перпендикулярно линии основной застройки улицы, главным фасадом обращено на запад. К югу от западного флигеля находится ветеринарный лазарет – вытянутое перпендикулярно улице каменное одноэтажное здание с рядами больших окон с полуциркульными завершениями, крытое на два ската. К югу от восточного (самого ближнего к дому управляющего) флигеля расположена каменная, первоначально завершавшаяся шатром, двухъярусная колокольня, решенная в духе эклектики конца XIX века (русский стиль).
На территории Починковского конного завода подлежат сохранению при всех видах хозяйственной или иной деятельности следующие исторически ценные объекты (предметы охраны):
- объемно-пространственная и планировочная структура; система расположения строений, соотношение их с окружающим природным ландшафтом, с высотными характеристиками рельефа местности; соотношение между застроенными и незастроенными пространствами;
- композиционные оси и связи внутри территории комплекса, оси и связи с окружающей исторической застройкой и окружающим природным ландшафтом;
- исторически сложившееся функциональное назначение (конезавод);
- здания и сооружения - объекты культурного наследия, их местоположение, первоначальный общий облик.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
Комплекс конного завода имеет высокое градоформирующее значение как достаточно целостное крупное градостроительное образование в структуре рабочего поселка Починки. Представляет собой замечательный пример классицистического ансамбля, выстроенного по единому архитектурному замыслу в органичной связи с окружающим природным ландшафтом, характеризующегося высокой степенью сохранности композиционной структуры и облика главных построек, их высоким архитектурно-художественным качеством. Конезавод является уникальным архитектурным комплексом преемственно и логично развивавшегося до недавнего времени предприятия. За столетия он не изменил своего первоначального функционального назначения.
Архивные источники, основная библиография:
1. РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2762. План г. Починки, с прилегающими слободами, 1791 г.
2. РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2769. План Солдатской слободы и Конного завода, 1780-е гг.
3. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 842. Экономические примечания. Нижегородская губерния. Починковский уезд, 1780-е гг.
4. РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2942. План г. Починки, рубеж XVIII – XIX вв.
5. РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2940. План заштатного г. Починки, рубеж XVIII – XIX вв.
6. РГАДА. Ф. 1357. Оп. 2. Д. 74. Л. 1. План заштатного города Починки, 1862 г.
7. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18870. 1781 – 1783 гг.
8. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 21565. Л. 32. План г. Починки, к. XVIII в.
9. РГИА. Ф. 1293. Оп. 1. Д. 49.
10. ГАНО (г. Арзамас). Ф. 165. Починковский конный завод. Оп. 1. Д. 10, 12, 14, 18, 19, 21, 22, 43, 53, 60, 67, 69, 77.
11. ЦАНО. Ф. 829. Оп. 676-а1. Д. 32 а. План г. Починки, 1781 г.
12. ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 2116. Светозарский Ф. Краткое описание заштатного города Починок.
13. Акты хозяйства боярина Б.И. Морозова. Ч. I. – М., 1940.
14. Белякова М.М., Дмитриевский С.М., Клочкова Е.С., Новикова Л.Н. О Починках – с любовью (к 350-летию). – Н.Новгород, 1997.
15. Витт В.О. Из истории русского коннозаводства. – М., 1953.
16. Рожалин А.М. Починковские кони. Из истории конного завода № 23 // Записки краеведов. Вып. VII. – Н. Новгород, 1989. С. 16 – 21.
Составители паспорта:
Агафонова И.С., архитектор, Давыдова А.А., к.и.н., Мареева Е.Е., архитектор, Жилина Ю.С., архитектор (НИП «Этнос»)
Дата составления паспорта:
29 июня 2009 года.
Общий вид на конюшенный комплекс с востока
Внутренняя территория конюшенного комплекса. Вид с юго-запада
Вид на конюшенный комплекс с северо- востока
Восточные въездные ворота в конюшенный корпус
Одна из конюшен комплекса
Центральный манеж. Вид с северо-востока
Дом управляющего. Вид с юго-запада
Одна из казарм (жилой флигель)
Колокольня церкви св. Георгия
Фото Ю.С. Жилиной и А.А. Давыдовой. Июнь 2009 г.
© Открытый текст
размещено 23.11.2009