ОТ РЕДАКЦИИ
16 февраля 2016 года в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (ННГАСУ) соискателем из Томска Юлией Александровной Стояк была успешно защищена кандидатская диссертация на тему «Историко-архитектурное наследие города-завода Воткинска второй половины XVIII – начала ХХ веков». Редакция ЭПИ «Открытый текст» знакомит читателей с авторефератом данной диссертации.
* * *
На правах рукописи
Стояк Юлия Александровна
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА-ЗАВОДА ВОТКИНСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ
05.23.20. – Теория и история архитектуры, реставрация и
реконструкция историко-архитектурного наследия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата архитектуры
Нижний Новгород – 2015
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФГБОУ ВПО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Научный руководитель
Романова Лариса Степановна
кандидат архитектуры, доцент
Официальные оппоненты:
Вайтенс Андрей Георгиевич
доктор архитектуры, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», заведующий кафедрой градостроительства
Лисицына Александра Владиславовна
кандидат архитектуры, доцент, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»,
доцент кафедры архитектурного проектирования
Ведущая организация
ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»
Защита состоится «16» февраля 2016 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.07 на базе ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» и на сайте www.nngasu.ru.
Автореферат разослан « __ »___________201__г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат архитектуры Н.А. Гоголева
Общая характеристика работы
Актуальность и социальная значимость темы исследования
Жизнь современного города, накладываясь на город исторический, неизбежно привносит в его облик свои штрихи, порой ценой огромных и невосполнимых потерь. Проектировщики в настоящих условиях должны не только суметь запроектировать качественный и гармоничный объект, отвечающий всем требованиям современного общества, но и грамотно вписать этот объект в уже сложившуюся архитектурно-историческую среду. Проблема взаимоотношений современной и исторической архитектуры существует достаточно давно. Как одна из ведущих проблем в деятельности по сохранению культурного наследия она разрабатывалась ученым сообществом уже в момент формирования понятий «памятник», «историческая среда», «историко-культурное наследие». Научный подход к этой проблеме был отражён в ряде международных документов. В хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венеция, 1964 г.) определялась ценность исторического наследия и основные принципы реставрационной деятельности в архитектурно-исторической среде. В хартии, посвящённой охране исторических городов (Вашингтон, 1987 г.), были раскрыты понятия «исторический город» и его «охрана» и обозначены уже тогда назревшие проблемы существования таких городов в современном мире, актуальность которых в настоящее время все возрастает.
Старинный уральский город Воткинск является одним из исторических городов, где конфликт старого и нового ставит под угрозу сохранение его архитектурно-художественного своеобразия, сложившегося в процессе длительного развития. В 2002 г. Воткинску был присвоен официальный статус «исторического города». После пересмотра списка в 2010 г. Воткинск не был включён в обновленный документ, что негативно отразилось на степени его защиты, но нисколько не уменьшило его историко-культурную значимость. История Воткинска неразрывно связана с историей становления и развития металлургической промышленности на Урале, где в период с конца XVII по первую половину XIX вв. было построено большое количество заводов, занятых в железообрабатывающей промышленности и выросших впоследствии в полноценные города. Этот специфический тип уральского города, получивший наименование «город-завод», давно стал предметом научных исследований, что указывает на очевидную ценность этого явления в русском градостроительстве. Воткинск является ярким примером городов этого типа. Вместе с тем, это один из немногих городов-заводов, в котором к настоящему времени сохранились его отличительные особенности, в том числе, предприятие ОАО «Воткинский завод», которое продолжает выполнять градообразующую функцию; планировочная структура исторического центра; историческая застройка XIX – начала XX вв., сформировавшая архитектурно-художественное своеобразие города и др.
Города, подобные Воткинску, относят к так называемым «моногородам», рассматривая с этой позиции проблемы их развития. Средства, выделяемые целевыми программами, направлены исключительно на повышение темпов экономического роста города, не затрагивая его историко-культурный потенциал.
Среди сохранившихся городов-заводов Воткинск отличается тем, что именно здесь родился великий русский композитор П. И. Чайковский. Это качественно выделяет его и на фоне других городов, связанных с жизнью и деятельностью П. И. Чайковского, поскольку именно здесь возможно формирование мемориальной зоны, связанной с памятью композитора, музыка которого известна во всем мире. Но внедрение новой дисгармоничной застройки в историческую среду, связанную с именем великого композитора, разрушает целостность этого уникального пространства. Быстрыми темпами происходит снос исторических объектов, имеющих не только градостроительную, архитектурную, функциональную ценность, но и определяющее значение в формировании архитектурно-художественного своеобразия исторического города-завода. Новые здания, некорректно вписываемые в сложившуюся среду, без учета ее планировочных и композиционных особенностей, становятся привычным явлением в жизни города. Отсутствие постоянного надзора за объектами культурного наследия, внесенными в Государственный реестр, а также нарушение правил их эксплуатации и реставрации, ведет к постепенной утрате их исторического облика.
Выявление историко-архитектурного наследия Воткинска, определение его ценности и степени сохранности приобретает в сложившейся ситуации особую актуальность и может способствовать своевременному вмешательству специалистов в области охраны и реставрации историко-культурного наследия, а также властных структур в процесс сохранения уникального архитектурно-художественного облика исследуемого города.
Социальная значимость исследования заключается в том, что оно позволяет наметить пути сохранения архитектурно-художественного своеобразия уральского города-завода Воткинска – родины великого русского композитора П. И. Чайковского. Это будет способствовать повышению национального самосознания, интереса местных жителей к истории и культуре родного города; изменению отношения к сохранению ценностей, которые могут быть безвозвратно утрачены.
Изученность проблемы
Диссертация базируется на изучении и использовании дореволюционных и современных источников: архивных материалов, научных трудов, методической литературы.
Материалы по теме диссертационного исследования находятся в архивах: ГКУ ЦГА УР (г. Ижевск), КОГКУ ГАКО (г. Киров), РГАДА (г. Москва), РГВИА (г. Москва), РГИА (г. Санкт-Петербург), АВИМАИВиВС (г. Санкт-Петербург), ГАСО (г. Екатеринбург), фондохранилище ГУК ГМАК «Музей-усадьба П.И. Чайковского», фондохранилище МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска».
Исследованию Камских заводов в дореволюционный период посвящены труды В.Ф. Бердникова, Н.Н. Блинова, Н.П. Луппова, В.И. Семевского, А.М. Соловьева, Г.Утробина.
История формирования фабрик и заводов в России рассматривалась В.Д. Зеленцовым, Р.М. Лотаревой, П.Г. Любомировым.
Истории Камских заводов посвящены работы А.А. Александрова, М. Горбова, В.А. Ляпина.
Ижевскому оружейному, железоделательному и Камско-Воткинскому железоделательному заводам посвящена монография «Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII – первая половина XIX в.)» Т. А. Васиной. В этой книге подробно описываются научные исследования, касающиеся истории развития металлургической промышленности России, в рамках которых проводилось изучение истории предприятий Уральского региона и Приуралья, к числу которых относились и Камские заводы.
Истории и быту Воткинска посвящены краеведческие публикации Э.И. Гаевского, А.А. Миролюбовой, А.П. Скачковой.
Архитектура горнозаводских поселений изучалась Н. С. Алферовым, В. В. Кирилловым, Е. В. Шумиловым. В их исследованиях освящены особенности градостроительства заводских поселений, деятельность архитекторов С.Е. Дудина и В.Н. Петенкина – авторов первых генеральных планов Ижевского и Воткинского заводов.
Исследование деревянной архитектуры Воткинска приведено в публикации Т.О. Санниковой.
Вопросы сохранения историко-архитектурного наследия, реконструкции исторической среды рассматриваются в трудах В. В. Зверева, А. Г. Вайтенса, А. В. Иконникова, А. В. Лисициной, Е. В. Михайловского, С. С. Подъяпольского, Е. В. Пономаренко, О. И. Пруцына, Т. Я. Ребайн Л. С. Романовой, Е. В. Ситниковой, А.С. Щенкова, С.М. Шумилкина.
Объектом настоящего исследования является сохранившаяся архитектурно-историческая среда г. Воткинска, представляющая историко-архитектурное наследие России.
Предметом исследования являются градостроительные и архитектурные особенности архитектурно-исторической среды г. Воткинска и её значимость в сохранении архитектурно-художественного своеобразия г. Воткинска.
Границы и область исследования. Научно-исследовательская работа сосредоточена на изучении отдельного города и его архитектурно-градостроительного наследия в границах центрального исторического района в соответствии с планом Воткинского завода за 1914 г.
Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XVIII – начала XX вв. Нижний хронологический рубеж определяется датой получения графом П. И. Шуваловым разрешения на строительство Камско-Воткинского завода (1757 г.). Верхний хронологический рубеж – 1917 г., обусловлен коренными изменениями в общественной и политической жизни России – свержением царской власти и установлением советской власти, что привело, в том числе, к распространению новых принципов строительства и смене общей архитектурной стилистики и, как следствие, – существенному изменению генерального плана и архитектурного облика города. Основные градообразующие элементы Воткинска – историческая планировка и застройка, до настоящего времени являющиеся определяющими в архитектурно-исторической среде города, к этому периоду уже были сформированы.
Целью исследования является выявление значимости историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска в сохранении его архитектурно-художественного своеобразия.
Задачи исследования включают:
- изучение предпосылок и выявление этапов формирования города-завода Воткинска;
- выявление, изучение и комплексный научный анализ сохранившейся историко-архитектурной среды Воткинска, систематизацию полученных результатов;
- выявление, изучение и систематизацию проблем, препятствующих сохранению целостного архитектурно-художественного облика г. Воткинска;
- разработку научно-практических рекомендаций по сохранению архитектурно-художественного своеобразия г. Воткинска.
Методика исследования основывается на комплексном подходе:
- изучении и использовании дореволюционных и современных литературных источников, периодической печати и научно-исследовательских работ, связанных с темой исследования;
- сборе и обработке архивных документов, иконографических материалов;
- проведении натурного обследования (фотофиксация, обмеры);
- изучении и анализе сложившейся градостроительной ситуации;
- систематизации научно-исследовательских результатов.
Научная новизна исследования заключается:
- в выявлении и изучении историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска, впервые ставшего предметом комплексного исследования, определении степени его сохранности;
- в научном обосновании значимости историко-архитектурного наследия г. Воткинска для сохранения его архитектурно-художественного своеобразия;
- в пополнении базы данных по историко-архитектурному наследию Воткинска материалами историко-архивных исследований и натурного обследования исторической застройки города;
- во введении в научный оборот ранее не опубликованных материалов;
- в разработке научно-практических рекомендаций по сохранению архитектурно-художественного своеобразия г. Воткинска.
Теоретическая ценность исследования заключается в получении новых данных по истории архитектуры русских городов-заводов второй половины XVIII - начала XX вв., в частности города-завода Воткинска – родины П.И. Чайковского: выявлении особенностей формирования его архитектурно-художественного облика и степени сохранности градостроительного и архитектурного наследия. Данное исследование может быть использовано при выполнении научно-исследовательских работ, посвященных изучению архитектуры российских городов-заводов исследуемого периода.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов работы во многих областях современной жизни общества:
- в работе органов охраны по сохранению историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска;
- в области градостроительства и реставрации при разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, проектов детальной планировки, проектов реконструкции исторических кварталов, реставрации и приспособления исторических зданий и сооружений города-завода Воткинска;
- в деле развития отечественного и въездного туризма;
- в деле пропаганды сохранения историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска – неотъемлемой части историко-культурного наследия России;
- в учебном процессе архитектурных вузов.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся:
- результаты комплексного научного исследования историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска;
- обоснование степени сохранности и значимости историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска для сохранения его архитектурно-художественного своеобразия;
- научно-практические рекомендации по сохранению архитектурно-художественного своеобразия города-завода Воткинска.
Степень достоверности и апробация результатов
Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на ежегодных научно-практических конференциях Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА), Воткинского филиала Удмуртского государственного университета (ВФ УдГУ) в течение 2011-2015 гг., на I Международной конференции студентов и молодых учёных ТГАСУ (2014 г.). По теме диссертационного исследования автором опубликовано 13 статей, в том числе, 4 в рецензируемом издании по списку ВАК РФ.
Основные положения диссертационного исследования применяются в работе администрации г. Воткинска, АУК УР «Центра по охране объектов культурного наследия» г. Ижевска; а рекомендации по натурному обследованию - в курсовой работе «Натурное обследование квартала в историческом центре г. Томска» на архитектурном факультете ТГАСУ.
Структура и объем работы.
Объем диссертации – 2 тома. I том включает: машинописный текст - 192 стр. (введение, 3 главы, общие выводы, список литературы – 177 наименований). II том включает: приложения (202 иллюстрации, список объектов культурного наследия г. Воткинска и объектов, предлагаемых к постановке на государственную охрану с аннотацией, акты о внедрении научно-исследовательской работы).
Содержание работы
I том
В первой главе диссертационного исследования «Город-завод Воткинск» автором рассмотрены предпосылки возникновения Воткинска, выявлены особенности и основные периоды его формирования и развития (Приложение 1).
Возникновение города-завода Воткинска совпало с периодом активного развития Российской металлургической промышленности, бурный подъем которой напрямую связан с деятельностью Петра I. Благодаря основам, заложенным в это время, происходило формирование административно-хозяйственной инфраструктуры горнозаводских округов Урала. Новообразованное поселение – Камско-Воткинский железоделательный завод, органично вошло в сложившуюся структуру, пополнив ряды заводов, занятых в обработке руды, поступающей с горы Благодать – центра Гороблагодатского горного округа. Строительство Воткинского завода в 1758 – 1759 гг. являлось частью плана графа П. И. Шувалова по освоению новых земель для увеличения прибыли от добычи горной руды с полученных им в собственность в 1754 г. гороблагодатских заводов. Из предполагавшихся к постройке трех заводов было возведено два – Воткинский (пущен в действие в 1759 г.) и Ижевский (пущен в действие в 1763 г.). В течение первых нескольких лет прибыль от деятельности Воткинского завода полностью покрыла расходы на его строительство. Но после смерти графа Шувалова в 1763 г. в счет его долгов Воткинский завод был переведен государственную казну. С введением в 1806 г. Проекта горного положения статус заводских поселений фактически приравнивается к городам, обозначая, в тоже время, их особое положение. В 1828 г. Воткинский завод становится центром Камско-Воткинского горного округа, включавшего только один завод и горнозаводскую округу, и получает, таким образом, по Проекту горного положения статус главного горного города.
На основании анализа изученных архивных и литературных источников процесс формирования и развития административно-территориального устройства и архитектурно-художественного облика Воткинска условно разделен автором на три этапа. Первый этап охватывает период с 1757-59 гг. (основание завода) по 1815 г., когда на заводе было построено первое кирпичное здание. В этот период закладывается градостроительная основа будущего города: определяется его композиционно-планировочная структура, закрепляется положение основных градостроительных элементов, подчиняющих себе окружающую застройку: плотины, пруда, заводских фабрик, предзаводской и соборной площадей, определяются направления развития заводской территории и жилой зоны. Ориентация улиц подчиняется оси плотины, как главной городской магистрали, соединяющей две основных части города – восточную (Нагорную) и западную (Заречную). Застройка поселения при заводе, а также цеха и конструкции плотины были полностью выполнены из дерева и не сохранились в силу своей недолговечности. Исключение составляет Дом горного начальника, построенный в 1806 г.
Второй этап выделен в пределах 1815 – 1861 гг. Основным событием этого периода становится появление первого регулярного генерального плана Воткинского завода, составленного архитектором В. Н. Петенкиным на основе плана Н. А. Андреевского. Начинается строительство каменных зданий. Наиболее значимые из них: Главный корпус завода – Николаевская фабрика, Благовещенский собор, Заводоуправление и др. определили будущее архитектурно-художественного облика города. На этом этапе в целом завершается формирование ансамбля городского центра, набережной пруда, развиваются основные жилые районы (Заречный и Нагорный). Общая стилистическая направленность архитектуры отвечает господствующему в этот период стилю классицизм с характерным для провинции «запаздыванием». Основная масса жилой застройки по-прежнему представляет собой одно-двухэтажные деревянные дома. Из 2316 домов в 1855 г. лишь 51 был выстроен из кирпича. Усадебные участки имеют регламентированные размеры, регулируется архитектурный облик зданий и элементы благоустройства.
В 1840 г. в Воткинске, в семье начальника горного завода родился будущий композитор П. И. Чайковский. По воспоминаниям всемирно известного композитора, 8 лет, прожитых в Воткинске, сыграли важнейшую роль в его жизни и творчестве. Имя великого русского композитора и связанная с его памятью мемориально-архитектурная среда и в настоящее время являются одними из самых значимых историко-культурных ценностей Воткинска (Приложение 4).
В целом, второй период развития Воткинска характеризуется, во-первых, появлением первого генерального плана города, обусловившего его последующее развитие; во-вторых, началом строительства каменных зданий как для нужд производства, так и для частных лиц; в-третьих, постепенным переходом от регулярного градостроительства и распространенного повсеместно стиля классицизм к более свободным формам управления архитектурной и градостроительной деятельностью и получающей все большее распространение эклектике.
Третий этап охватывает период с 1861 по 1917 г. Нижний хронологический рубеж этого периода связан с началом освобождения воткинских мастеровых и непременных работников от обязательных заводских работ по положению о горнозаводских людях от 8 марта 1861 г. В 1861-63 гг. происходит постепенное преобразование государственного горного управления в гражданское ведомство. На заводе активно и успешно развивается машиностроительное производство. Воткинский завод по-прежнему выделен в отдельный горнозаводской округ. Продолжается застройка и благоустройство городского центра, соборной площади. Купеческими кирпичными особняками активно застраиваются центральные улицы города. Выделяются новые административно-территориальные районы, появляется значительное количество объектов культовой и гражданской архитектуры, представляющих градостроительную и архитектурную ценность, в облике которых находят свое отражение различные направления эклектики. Таким образом, на данном этапе происходит усложнение функциональной структуры поселения, получают развитие новые типы жилых и промышленных зданий и сооружений, усложняется производство на Воткинском заводе, формируются новые композиционные узлы и связи в архитектурно-планировочной структуре города.
К началу событий 1917 г. в архитектурно-художественном облике города-завода Воткинска отразились все этапы его развития. Эту дату можно считать завершением формирования исторического облика (архитектурно-художественного своеобразия) уральского города-завода Воткинска.
Во второй главе «Комплексный анализ историко-архитектурного наследия» представлены результаты историко-архивных изысканий и натурного обследования исторической застройки города-завода Воткинска, проведенных автором в период с 2009 по 2015 гг. (Приложения 2, 3).
В процессе исследования автором выявлены и проанализированы факторы, оказавшие влияние на формирование архитектурно-художественного облика города. Наиболее значимые среди них - климатические и географические условия местности, а также специфика заводского поселения. Вододействующее производство, ставшее основой деятельности Воткинского завода, предопределило развитие планировочной структуры города. Социально-экономические факторы, развитие архитектурной мысли и производственной деятельности в XIX в. внесли свою лепту в эволюцию его исторического облика.
Непосредственное участие в формировании архитектурной школы Урала принимали профессиональные зодчие, выпускники Академии Художеств. Таким образом, города-заводы застраивались архитектурными ансамблями высокого качества, что способствовало формированию гармоничного облика заводских поселений в первой половине XIX в., а также закладывало устойчивую основу для их будущего развития. В результате преобладающего влияния Санкт-Петербургской архитектурной школы, многими исследователями отмечаются некоторые сходства в объемно-планировочных и композиционных структурах городов-заводов и Воткинска, в том числе, с объемно-планировочной структурой Санкт-Петербурга. Другой отличительной особенностью Воткинска как города-завода стало сосуществование горного и гражданского ведомств, а также близкий к военному быт заводского населения, что наложило свои отпечатки на характер архитектурной среды города. Вместе с тем, большое влияние на формирование архитектурно-художественного облика Воткинска оказали распространившиеся в период его развития архитектурные концепции: во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. – классицизм с идеей регулярного градостроительства, типового строительства и ансамблевой застройки; во второй половине XIX - начале XX вв. – различные течения эклектики. В настоящее время историко-архитектурное наследие города Воткинска составляет градостроительное и архитектурное наследие, относящееся к обоим периодам и стилевым направлениям.
В результате проведённых автором историко-архивных изысканий и натурного обследования были выявлены особенности планировочной структуры и объёмно-пространственной композиции исторического центра Воткинска в настоящее время, типологические особенности, стилевые, объемно-планировочные, ценностные характеристики застройки и степень сохранности историко-архитектурной среды, составляющей ценное историко-культурное наследие города. Автором выявлены границы исторического центра Воткинска (согласно плану 1914 г.), составляющие 9% от общей современной территории, занимаемой городом. Выявлено также, что большую часть исторического центра - около 70%, составляет усадебная застройка. Остальная часть исторического города была застроена новыми зданиями после 1917 г. Натурное обследование, проводимое автором с 2009 г., показало, что наибольшую часть историко-архитектурной среды Воткинска составляют деревянные одно- двухэтажные здания периода второй половины XIX – начала XX в. Застройка центральных улиц города представлена кирпичными двухэтажными зданиями, относящимися к тому же периоду. Полукаменные дома составляют незначительную часть застройки. Сохранились здания, построенные в первой половине XIX в., но к настоящему времени большая их часть реконструирована.
Несмотря на то, что в течение всего рассматриваемого периода Воткинск не являлся уездным городом и относился к горным городам и горному ведомству, именуясь в документах «Камско-Воткинским заводом», он обладал хорошо развитой инфраструктурой. Анализ исторических документов позволил выявить особенность подчинения зданий одной функциональной группы различным ведомствам, что объясняется особым статусом Воткинска. Так, например, общественные здания одного назначения находились в подчинении как заводского, так и гражданского ведомств (административные учреждения, школы, больницы и др.). Значительное количество зданий было построено на благотворительные средства воткинского купечества (школы, богадельни).
Особую часть архитектурного наследия Воткинска составляет промышленная архитектура, представленная образцовой заводской плотиной - одной из самых больших на Урале, а также корпусами бывшего «Камско-Воткинского» завода. Эти постройки относятся к стилям классицизм и эклектика. Гражданская архитектура Воткинска в целом соответствует аналогичной застройке провинциальных городов России рассматриваемого периода, однако, имеет свои особенности, проявившиеся в объемно-планировочной структуре зданий, а также характере применяемых декоративных элементов. Уникальной особенностью Воткинска, как города-завода, является органичное сосуществование промышленной и гражданской архитектуры, а также градообразующая роль промышленных зданий. В связи с этим заводской плотине - главнейшему сооружению завода, уделяется особое внимание при благоустройстве заводского поселения. Плотина совмещает функции основной транспортной магистрали, общегородского центра и места общественных гуляний.
Значимой составляющей архитектурно-художественного облика Воткинска являются храмы. К концу рассматриваемого периода в городе находилось семь православных церквей (в т.ч., одна домовая), одна часовня и татарская мечеть. К настоящему времени сохранилось лишь три православных храма и татарская мечеть.
В процессе исследования автором выявлены: типологическая принадлежность сохранившейся в Воткинске исторической застройки рассматриваемого периода, ее архитектурные и конструктивные особенности (Приложение 5).
1. Сохранившаяся застройка представлена:
- промышленными зданиями и сооружениями;
- общественными зданиями (административными, культовыми, торговыми, учреждениями здравоохранения и образовательными учреждениями, а также зданиями различного назначения);
- жилыми зданиями: деревянными, полукаменными и каменными одно-двухэтажными домами мастеровых; каменными и полукаменными купеческими особняками; деревянной застройкой, предназначенной для чиновников и инженеров на бывшей ул. Господской (современной ул. Чайковского).
2. Исследуемая застройка Воткинска второй половины XIX – начала XX в. относится к стилям классицизм и эклектика.
3. К характерным особенностям каменного зодчества Воткинска периода эклектики относятся следующие:
- каменные здания этого периода были построены как для купцов, так и для мастеровых, при этом дома купцов отличаются богатством декора и габаритами, а также размещением на наиболее выгодных площадках в центре города;
- в основной массе кирпичные дома имеют прямоугольную форму плана, отличаясь компактностью размещения. В Воткинске нет зданий со сложной объемно-пространственной структурой или ориентированных на площадь скошенным углом, встречающихся в других провинциальных городах России. Исключение составляет Богадельня Созыкина, спроектированная профессиональным архитектором И. А. Чарушиным, что отличает это здание от большинства других, построенных в Воткинске;
- кирпичные здания этого периода были построены без расчета на отделку фасадов, кирпичная кладка устраивалась с расшивкой швов валиком, а художественная выразительность фасадов достигалась за счёт применения декоративных элементов, в основе которых лежал лекальный кирпич;
- преобладающими мотивами каменного декора в зданиях являются: аркатурные пояса и ряд уступчатых кронштейнов венчающего карниза; наличники с ломаными сандриками в завершении; рустовка фасада и пилястр (французский руст); фигурные криволинейные аттики; устройство традиционной для деревянного зодчества веранды в камне с окнами-бифориями; ворота с трехцентровыми арками, обрамленными килевидными архивольтами;
- при внимательном изучении композиции фасадов в отдельных случаях можно наблюдать некоторую дисгармонию (вследствие нехватки профессиональных архитекторов, занятых в проектировании жилых зданий, характерной для провинциальных городов).
4. Особенности деревянной архитектуры Воткинска:
- деревянные жилые здания представлены, в основном, одно и двухэтажными домами на три окна по главному фасаду с прямоугольной формой плана и ориентацией торцевого фасада на улицу;
- в прирубах, которые размещались по сторонам от основного объема, на первом этаже устраивалось парадное крыльцо с навесом, на втором – веранда со сплошным остеклением или с большими окнами, имеющими арочные завершения, что порождало у современников сравнение этих окон с венецианскими. В интерьерах устраивались деревянные перегородки с подобным архитектурным решением;
- на главный фасад выходили «светелки» с двускатной крышей на витых колонках,
- формирование объемно-планировочной структуры дома зависело от его расположения на местности. Дома, построенные на рельефе в нагорной части города, на дворовых фасадах, ориентированных на раскрывающиеся панорамы, имеют балконы. Боковые фасады, как правило, устраивались без окон, так как могли выходить на соседские участки (таким образом, проявлялось уважение к частной жизни горожан);
- характерными мотивами резного декора Воткинских деревянных домов стали перекрещивающиеся якоря и шестеренки (символ принадлежности хозяев к заводу), а также солярные знаки и символ «мирового древа», берущие свое начало в архитектуре русских деревень, откуда происходили мастеровые завода.
5. Устройство бутовых фундаментов и висячей стропильной системы характерно как для кирпичных, так и для деревянных зданий Воткинска рассматриваемого периода.
На основании исследований, проведённых автором, выявлены особенности благоустройства города-завода Воткинска, планировки усадеб и типологии хозяйственных усадебных строений; выполнен анализ пространственно-художественной среды, связанной с жизнью в г. Воткинске великого композитора П. И. Чайковского.
В третьей главе «Сохранение архитектурно-художественного своеобразия города-завода Воткинска» автором выявлены, проанализированы и систематизированы проблемы, связанные с сохранением историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска, представляющего ценный пласт отечественной культуры. В научно-практических рекомендациях по сохранению архитектурно-художественного своеобразия города предложена стратегия выхода из сложившейся ситуации.
Выявлено, что в настоящее время среди объектов, относящихся к архитектурно-исторической среде рассматриваемого периода (1758-1917 гг.), в списки объектов культурного наследия г. Воткинска включено: 20 объектов культурного наследия регионального значения (из которых - 2 снесено, 6 реконструировано, 2 находятся в неудовлетворительном состоянии, 1 недоступен для обследования); 50 вновь выявленных объектов культурного наследия (из которых - 6 снесено, 12 реконструировано, 7 недоступно для обследования); 70 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (из которых - 5 снесено, 16 реконструировано, 2 находятся в неудовлетворительном состоянии); 4 памятника экологии, которые представляют также историческую и архитектурную ценность, в том числе, как памятники паркового искусства (находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в благоустройстве). В процессе натурного обследования автором выявлено 29 объектов, представляющих историческую, архитектурную и градостроительную ценность, которые предлагаются к постановке на государственную охрану.
Автор выявил ряд проблем, способствующих утрате исторического облика Воткинска, в том числе: утрату подлинности объектов ценной архитектурно-исторической среды и объектов фоновой застройки в результате проводимых ремонтных работ; неудовлетворительное состояние жилого фонда в Воткинске, формирующее негативное отношение населения к исторической застройке; отсутствие единства в монументально-декоративном оформлении и благоустройстве улиц, использование некачественной и неуместной рекламы, иногда полностью скрывающей фасады исторических объектов и др.
Деятельность органов охраны объектов культурного наследия оказывается недостаточно эффективной, что связано, в основном, с низкими объемами финансирования данной области и отсутствием достаточного количества квалифицированных специалистов в области охраны культурного наследия и реставрационной деятельности.
Анализ выявленных проблем и причин их возникновения показал, что основной проблемой, вокруг которой формируется весь спектр неблагоприятных факторов, является отсутствие централизованной системы управления градостроительной деятельностью, способствующей учёту ценностных характеристик существующей застройки, а следовательно – сохранению целостности исторической среды.
Как видно из истории русской архитектуры, система централизованного управления градостроительством в эпоху классицизма с участием профессиональных архитекторов способствовала формированию целостных, композиционно устойчивых планировочных структур, содержащих возможности дальнейшего последовательного развития городов. Практика перепланировки городов в советский период на качественно иной основе, затронувшая также и г. Воткинск, способствовала формированию пренебрежительного отношения к сложившейся структуре города, которую градостроитель может изменять по задуманному им плану. В настоящее время эти процессы достигли значительных масштабов, что приводит к обострению проблемы сохранения исторического архитектурно-художественного облика Воткинска. Однако, несмотря на утрату некоторых объектов исторической среды и изменения первоначального облика ряда объектов, сохранившееся историко-архитектурное наследие Воткинска в целом транслирует современникам уникальный архитектурно-художественный облик старинного уральского города. Таким образом, разработка научно-практических рекомендаций по сохранению историко-архитектурного наследия города-завода является актуальной и крайне необходимой.
В научно-практических рекомендациях нашли отражение архитектурно-градостроительный, профессиональный, правовой и просветительский аспекты сохранения историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска.
Анализ архитектурно-планировочных особенностей Воткинска, степени сохранности исторической среды, а также проблем в сфере охраны историко-архитектурного наследия позволил вывести на первый план необходимость комплексного подхода при реконструкции исторической среды Воткинска. Комплексный подход должен включать различные составляющие, влияющие на характер и положительный результат реконструктивных мероприятий. Градостроительный, социальный, профессиональный факторы, обеспечивающие историческую преемственность, научный подход, качество жизни в историческом центре; действенная система охраны объектов культурного наследия позволят сохранить уникальный архитектурно-художественный облик Воткинска и реализовать планомерное развитие исторического центра города.
Характер градостроительного развития Воткинска с момента основания до настоящего времени обусловил неравномерность историко-культурной и социальной значимости отдельных районов. На основании анализа архитектурно-исторической среды Воткинска (ценности и степени сохранности) в границах исторической части (согласно плану 1914 г.) автором выделено нескольких зон, требующих разработки индивидуальных регламентов использования. Это позволит наиболее эффективно использовать сложившуюся историко-архитектурную среду, обеспечивая планомерное развитие города и сохранение его уникального архитектурно-художественного облика. Одной из наиглавнейших задач должна стать реставрация архитектурных ансамблей с целью повышения их градоформирующей роли в современной структуре города. Важным инструментом в решении поставленной задачи является адаптация исторической застройки к современным потребностям общества. Таким образом, учет особенностей социальной и архитектурно-планировочной организации каждой исторической зоны города, обусловливающих дифференциацию методов и приемов реконструкции, а также преемственное развитие градостроительных традиций должны стать основой сохранения и преобразования архитектурной среды исторического Воткинска, что также будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности города в сфере туризма.
Значительную роль в сохранении исторически сложившегося архитектурно-художественного облика Воткинска играет система государственной охраны объектов культурного наследия. Для повышения эффективности её деятельности требуется оформление комплекта необходимых документов для охраняемых объектов (таких, как: охранные обязательства, границы территории, проекты зон охраны и т.д.). В настоящее время это направление вместе с мониторингом технического состояния памятников и ценной исторической среды должно стать приоритетным. В тоже время пропаганде историко-архитектурного наследия – просветительской деятельности, следует уделять должное внимание с учётом особенностей времени. Внедрение в образовательный процесс программ, раскрывающих историю Воткинска, его архитектурно-исторические и социально-экономические особенности; организация просветительских мероприятий, доступных широким массам населения; проведение различных конкурсов и других культурных мероприятий и их активное освещение средствами массовой информации; проведение периодических социологических опросов населения с целью выяснения отношения к историко-архитектурному наследию города и пр. – непременное условие воспитания чувства любви к Родине и месту своего обитания, а также сохранения истории и культуры, нашедшей воплощение в архитектуре.
Общие выводы и результаты исследования
В результате проведенного исследования решена важная для архитектурной науки задача, а именно: выявление и комплексный анализ ранее не исследованной историко-архитектурной среды города-завода Воткинска, родины композитора П.И. Чайковского, а также разработаны научно-практические рекомендации по сохранению архитектурно-художественного своеобразия исследуемого города.
1. Воткинск является городом-заводом, сочетающим в себе характерные особенности этого специфического типа российских городов, сформировавшегося в XVII в. и получившего максимальное развитие в XVIII - начале XIX вв.
2. Значительный вклад в формирование архитектурно-художественного облика Воткинска был сделан рядом профессиональных архитекторов и инженеров, выпускников ведущих учебных заведений Российской империи.
3. Изучение исторических предпосылок возникновения Воткинского завода, этапов его развития, повлиявших на формирование архитектурно-художественного облика, позволило автору составить целостное представление об истории, быте и архитектуре уральского города-завода с момента его возникновения до 1917 г. Эти материалы явились необходимой базой для проведения комплексного анализа историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска, сформировавшегося в указанный период.
4. В результате проведённых автором историко-архивных изысканий и натурного обследования были выявлены особенности планировочной структуры и объёмно-пространственной композиции исторического центра Воткинска в настоящее время (в условных границах, обозначенных на плане 1914 г.), типологические особенности; стилевые, объемно-планировочные, ценностные характеристики застройки и степень сохранности историко-архитектурной среды, составляющей ценное историко-культурное наследие города. Установлено, что на исследуемой территории преобладает исторически сложившаяся усадебная застройка, значительная часть которой представлена деревянными зданиями. Стремительное исчезновение деревянной архитектуры на территории России значительно повышает её ценность и требует безотлагательных мер по сохранению этого уникального явления мировой культуры.
5. Особую часть историко-архитектурного наследия Воткинска составляет промышленная архитектура, представленная заводской плотиной, одной из самых больших и качественно выполненных на Урале, а также корпусами бывшего «Камско-Воткинского» завода. Уникальной особенностью Воткинска, как города-завода, является сохранившееся к настоящему времени органичное сосуществование промышленной и гражданской архитектуры и градообразующая роль промышленных зданий.
6. Данное исследование научно обосновывает степень сохранности историко-архитектурного наследия города-завода Воткинска, его историко-культурную ценность и значимость в сохранении архитектурно-художественного своеобразия старинного уральского города. Это обуславливает необходимость проведения мероприятий по консервации, реставрации и адаптации исторической застройки и гармонизации современных зданий, внедрившихся в историческую среду Воткинска.
7. Проблема сохранения архитектурно-художественного своеобразия Воткинска в настоящее время приобретает особую актуальность. В данный момент Воткинск находится на грани утраты самобытности, проявленной в архитектурно-художественном облике, сложившемся более чем за 250 лет существования города-завода. Опыт работы автора в сфере охраны объектов культурного наследия в г. Ижевске и результаты натурного обследования, проведённого в период с 2009 по 2015 гг., позволили выявить основные проблемы в сфере сохранения историко-архитектурного наследия Воткинска и разработать научно-практические рекомендации по различным аспектам его сохранения – архитектурно-градостроительному, профессиональному, правовому, просветительскому. Это позволит выработать стратегию сохранения целостности архитектурно-художественного облика исторической части г. Воткинска.
8. Проведенное исследование показывает, что историко-архитектурная среда Воткинска, раскрывающая характер типичного горнозаводского поселения Урала конца XVIII – начала XX вв., выделяется значительной степенью сохранности среди городов данного типа и является ценной составляющей архитектурного наследия России.
Основные научные публикации по теме диссертационного исследования
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
-
Стояк, Ю. А. Архитектура города-завода Воткинска конца XVIII – начала XX вв. / Ю. А. Стояк // Вестник ТГАСУ. Вып. 3. – 2013– С.29-46.
-
Стояк, Ю. А. Деревянная архитектура города-завода Воткинска конца XIX – начала XX в. / Ю. А. Стояк // Вестник ТГАСУ. Вып. 5. – 2014– С.34-53.
-
Стояк, Ю. А. Настенные росписи Благовещенского собора города-завода Воткинска / Ю. А. Стояк // Вестник ТГАСУ. Вып. 1. – 2015– С.67-80.
-
Стояк, Ю. А. Проблемы сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических городов России (на примере города-завода Воткинска) / Ю. А. Стояк, Л. С. Романова // Вестник ТГАСУ. Вып. 3. – 2015– С.44-56.
В других изданиях:
-
Стояк, Ю. А. Архитекторы города-завода Воткинска XIX – начала XX в. / Ю. А. Стояк, Л. С. Романова // Региональные архитектурно-художественные школы: материалы Международной научно-практической конференции, 29-30 января 2014 г., Новосибирск / под ред. В. В. Молодина; Новосиб. гос. архит.-худ. акад. – Новосибирск: Сибпринт, 2014. – С.199-204.
-
Стояк, Ю. А. Дом мастерового А. В. Овчинникова на родине П. И. Чайковского – в г. Воткинске / Ю. А. Стояк, Л. С. Романова // Материалы 59-й научно-технической конференции студентов и молодых ученых. – Томск:Изд-во Том.гос.архит.-строит.ун-та, 2013. – С. 425-429.
-
Стояк, Ю. А. Здесь будет город возведен / Н. Л. Звирздынь, Ю. А. Стояк // Культурное наследие Воткинска / под. ред. Э.М. Башегуровой, Н. А. Козловой, О. Ф. Прудниковой. – Ижевск: изд-во «Парацельс», 2014. – С.49-62.
-
Стояк, Ю. А. Каменное зодчество города-завода Воткинска периода эклектики (конец XIX - начало XX вв.) / Ю. А. Стояк // Материалы 61-й научно-технической конференции студентов и молодых ученых. – Томск: Изд-во Том.гос.архит.-строит.ун-та, 2015. – С. 1088-1091.
-
Стояк, Ю. А. Классицизм в архитектуре города-завода Воткинска / Ю. А. Стояк //Региональные архитектурно-художественные школы: материалы Международной научно-практической конференции, 5-7 февраля 2013 г., Новосибирск/под ред. В. В. Молодина, Е. Н. Лихачева; Новосиб. гос. архит.-худ. акад. – Новосибирск; 2013. – С.299-304.
-
Стояк, Ю. А. Музей под открытым небом в историческом центре г. Воткинска как способ сохранения и популяризации историко-культурного наследия / Ю. А. Стояк // Материалы III открытой ежегодной городской молодежной научно-практической конференции «Научно-творческий потенциал молодежи XXI века». – Воткинск, 2014. – С.103-106.
-
Стояк, Ю. А. Проблемы сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических городов России (на примере города-завода Воткинска) / Ю. А. Стояк // Материалы I Международной научной конференции студентов и молодых ученых.Томск: Изд‐во Том. гос. архит.‐строит. ун‐та, 2014. – С. 526-528.
-
Стояк, Ю. А. Роль Спасо-Преображенской кладбищенской церкви в композиции архитектурного ансамбля города-завода Воткинска / Ю. А. Стояк // Вестник КИГИТ: Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. – Ижевск: Издательство КИГИТ, 2014. – С.4-11.
-
Стояк, Ю. А. Сохранить память народную / Т. В. Кривилева, Ю. А. Стояк // Культурное наследие Воткинска / под. ред. Э. М. Башегуровой, Н. А. Козловой, О. Ф. Прудниковой. – Ижевск.:изд-во «Парацельс», 2014 – С.71-80.