Одно из красивейших исторических поселений Нижегородской области – Большое Мурашкино – расположено в 90 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода на возвышенной, слегка всхолмленной равнине, прорезанной извилистым руслом реки Сундовик, впадающей в Волгу возле Лысково. Большое Мурашкино известно с XIV века как один из многочисленных укрепленных «городков» на границе русских и мордовских земель. Само название связывают с именами мордовских князей-братьев, по легенде основавших Большое и Малое Мурашкино.
Удивительно то, как в истории неприметного, казалось бы, поселения, обнаруживаются отзвуки событий, будораживших в XVII веке умы всей России. В 1648 году Б. Мурашкино пожаловано боярину Б.И. Морозову, который фактически определял политику страны при царе Алексее Михайловиче, а от него по наследству переходит вдове его брата Феодосии Прокофьевне Морозовой – той самой непреклонной борярыне Морозовой со знаменитой картины Сурикова. Еще удивительнее, что оба непримиримых идейных врага, «расколовших» надвое русскую церковь, – «огнепальный» протопоп Аввакум и патриарх Никон – были уроженцами здешних мест, вплоть до конца XIX века оставшихся одним из оплотов «древлего благочестия».
Примечательно, что по словам исследователей конца XIX века, в ранний период своей истории Большое Мурашкино было городом, и только во второй половине XVIII века в результате административных реформ Екатерины II утратило этот статус. Боярин Морозов оставил здесь память, как строитель деревоземляной крепости (остатки вала и рва сохранились до наших дней в районе улиц Степана Разина и Овраг Красной Горки), а также, как хозяин, активно поощрявший рост различных промыслов в своей вотчине.
Толчком к развитию промыслов в Мурашкине – мехового, кожевенного, скорняжного, меднолитейного - принято считать переселение в эти места в конце XV века ссыльных новгородцев. Со временем преобладающим и почти единственным становится овчинно-меховое производство – так называемый «овчинно-мерлушчатый промысел». Мурашкинские меха были известны и высоко ценились как в России, так и за рубежом. На Нижегородской ярмарке существовала улица под названием «Мурашкинская», где находились склады и происходил сбыт готовой продукции. Росту и выдвижению поселения как центра всей округи способствовало и его выгодное положение на перекрестке больших проезжих трактов: торгового из Арзамаса к Макарьевской ярмарке и скотопрогонного симбирского. Учитывая исключительно земледельческий характер этих мест, именно промысел и связанное с ним развитие торговли делают Мурашкино узловым пунктом всего района, хотя в административном отношении это всего лишь село Княгининского уезда. Но село, которое, по словам путешественника И.И. Лепехина, посетившего Мурашкино в 1769 году, «огромностью своею может почесться, по крайней мере, за пригородок». В конце XIX века Мурашкино становится развитым промышленным селом с узкой специализацией – в 1890 году выделкой овчин здесь занимались около 350 самостоятельных производителей; в 1897 году в селе было более 5 тысяч жителей.
Планировочную структуру, сохранившуюся до наших дней, село получило после опустошительного пожара 1823 года, ставшего причиной обновления всего облика Мурашкина. Как видно из чертежа 1834 года, имеющегося в ЦАНО, в планировочном отношении село приобрело вид довольно компактного прямоугольника, вытянутого с севера на юг в направлении течения Сундовика, и состоящего из сетки почти квадратных кварталов, которая нарушается лишь вдоль берегов реки, чьи причудливые петли вносят элемент естественности и живописности в жесткую геометричность плана.
Улица Свободы (бывшая Большая). Одно из трех главных продольных улиц, определяющих планировку левобережной, центральной части Мурашкина. Ее можно сравнить со своеобразной выставкой – в архитектуре каменных купеческих домов представлены разнообразные стили середины XIX – начала ХХ вв. – классицизм, эклектика, стилизаторство, «кирпичный стиль», модерн, ретроспективизм. На первом плане слева – дом В. Оленичева (ул. Свободы, 67).
Структуру правобережной, центральной части села задают три крупные параллельные улицы, соединенные более короткими поперечными, играющими второстепенную роль. Главные площади как бы нанизаны на эти три основные оси. Определяющими в облике площадей были храмовые ансамбли, сосредоточенные на сравнительно небольшой площади, что зрительно увеличивало присущую центру компактность. Вертикали глав и колоколен формировали богатый силуэт поселения. Большое количество церквей в Мурашкине (семь православных и две единоверческих) связано, возможно, со стремлением официальных властей искоренить издавна прочный здесь дух раскола.
По оси улицы Советской располагалась главная торговая площадь села – Базарная с ансамблем Спасо-Преображенской, Троицкой и Ильинской церквей XVIII и XIX столетий, где архитектурные формы классицизма переплетались с отголосками барокко.
Ансамбль Троицкой церкви, 1805 г. (Базарная площадь). Сочетает в своей архитектуре черты уходящего барокко с формами классицизма. Объект культурного наследия регионального значения.
На той же оси находилась меньшая по размеру площадь с церковью Благовещанья, построенной в 1831 году также в духе классицизма. По оси улицы Свободы (ближайшей к Сундовику) была еще одна крупная квадратная площадь с собором Рождества Христова, выполненным в 1781 году в стиле барокко. Поперечный переулок в восточном направлении от площади был ориентирован на ансамбль Покровской единоверческой общины, включающий Покровскую и Никольскую церкви.
Никольская единоверческая церковь, 1881-1885 гг. (пер. Первого Мая). Являлась частью ансамбля Покровской единоверческой общины. Интересный пример так называемого византийского стиля в русской архитектуре второй половины XIX в. Ныне действует как старообрядческая Аввакумовская церковь.
Западной своей стороной этот ансамбль примыкал к третьей оси - улице Первого Мая, а с восточной был ограничен бровкой оврага. Еще одна церковь, Вознесенская, находилась на территории старинного сельского кладбища.
Вознесенская (кладбищенская) церковь, 1856 г. Является образцом позднего классицизма. В настоящее время не используется, находится в аварийном состоянии. Объект культурного наследия регионального значения.
Таким образом, в объемно-пространственной структуре центра села были последовательно воплощены принципы регулярности, характерные для русского градостроительства второй половины XVIII - начала XIX столетий.
Вот каким увидел Мурашкино в конце XIX века корреспондент «Нижегородского сборника» Н.И. Руновский: «Расположенное в живописной местности, оно рельефно выдвигает на вид несколько великолепных церквей, имеет в себе немало прекрасных каменных построек и по своему внешнему виду может затмить не один из наших уездных городов». Действительно, городской характер прямых ровных улиц, обстроенных двухэтажными каменными домами второй половины XIX – начала ХХ веков, ощущается и сейчас. Историко-архитектурная среда Мурашкина запечатлела в себе образ богатого и нарядного поселения, где на «красоту» обращали особенное внимание. Возможно, это было связано с приверженностью жителей к церковной обрядности. Впечатление яркости и разнообразия усиливается присутствием различных архитектурных стилей: барокко, классицизма, византийского стиля в храмовой архитектуре, многочисленных направлений эклектики в жилых зданиях - наряду с обычным для провинции «кирпичным стилем» здесь встречаются и «русские» мотивы, и стилизаторство, и поздняя эклектика с элементами модерна и ретроспективизма.
Дом И.В. Оленичева, около 1901 г. (ул. Свободы, 63). Характерный для Мурашкина купеческий дом в «кирпичном стиле» отличается исключительным качеством кирпичной кладки и красивой прорисовкой деталей. Объект культурного наследия регионального значения.
Кованный навес крыльца. Дом И.В. Оленичева, около 1901 г. (ул. Свободы, 63). Многие купеческие дома украшены декоративными металлическими элементами, очевидно, местного производства.
Дом И.С. Панышева, около 1910 г. (ул. Свободы, 89). Это здание было самым крупным и высоким в Мурашкине; оно имеет три этажа и высокий аттик со стороны главного фасада. Объект культурного наследия регионального значения.
Усадьба Д.И. Панышева, конец XIX в. (ул. Советская, 36). Объект культурного наследия регионального значения. Главный дом усадьбы, выполненный в духе провинциальной эклектики, сохранил тяжелые металлические ставни на окнах нижнего этажа, что было характерно для Мурашкина.
Одно из красивейших зданий в Мурашкине – датированный 1907 годом дом В.В. Преснякова (ул. Красная горка, 3).
Дом В.В. Преснякова, 1907 г. (ул. Красная горка, 3). Этот дом примечателен своим богатым лепным убранством в духе декоративного модерна. К сожалению, его силуэт искажен утратой развитого аттика над входной частью и других надкарнизных элементов. Объект культурного наследия регионального значения.
Симметричный уличный фасад этого крупного двухэтажного особняка акцентирован двумя слегка выступающими ризалитами.
Полуциркульные проемы окон второго этажа опираются на полуколонки с ионическими капителями. Внимание привлекает обилие лепного декора: пышные розетки в виде раковин под окнами второго этажа; украшенные растительным орнаментом кронштейны, охватывающие профилированный карниз; маскароны в виде головы девушки в покрывале, украшенной цветами. Одинаково тщательная отделка всех фасадов, флоральные мотивы декора, а также массивные столбы ворот, калиток и ограды палисадника, имеющие округлые, словно оплывшие очертания, указывают на влияние стиля модерн, в то время как здание в целом носит эклектичный характер.
Несмотря на свою краткость, эпоха модерна оставила заметный след в облике Мурашкина, где этот стиль получил своеобразную местную трактовку. Дом Г.И. Дементьева (ул. Свободы, 61) и дом С.С. Панышева (ул. Свободы, 93), выполненные одним и тем же автором, являются вариациями темы асимметричного фасада с угловым объемом тяжелого нависающего эркера прямоугольной формы, расположенного по оси входа и увенчанного приземистой башенкой со шпилем.
Дом Г.И. Дементьева, начало ХХ в. (ул. Свободы, 61). Своеобразный образец провинциального модерна с нависающей башенкой-эркером. Объект культурного наследия регионального значения.
Дом С.С. Панышева, начало ХХ в. (ул. Свободы, 93). Объект культурного наследия регионального значения. Здание построено тем же автором, что и дом Г.И. Дементьева, о чем говорит сходная композиция, пропорции, идентичные архитектурные детали. К сожалению, имя архитектора пока не установлено.
Оба дома обильно украшены рельефным декором, включающим излюбленные формы провинциального модерна – вертикальные «прорези» в пилястрах, «ремешки», как бы стягивающие все здание, круглые «таблетки». Ряд столбиков выше линии карниза объединен металлическими ажурными решетками.
Очень интересно здание исторического музея – бывший дом братьев А.И. и В.И. Моневых (ул. Свободы, 90).
Дом братьев А.И. и В.И. Моневых, 1915 г. (ул. Свободы, 90). Уникальный для нижегородской «глубинки» пример ретроспективизма 1910-х гг. Объект культурного наследия регионального значения. Ныне – историко-художественный музей «Большое Мурашкино».
Двухэтажное здание занимает угловое положение и имеет симметричное решение обоих уличных фасадов, каждый из которых акцентирован двумя полуциркульными в плане эркерами и балконом, фланкированным двумя ионическими колоннами большого ордера. По осям эркеров здание увенчано глухими треугольными пологими аттиками, украшенными акротериями. Дом Моневых является примером неоампирной ветви ретроспективизма 1910-х годов.
В настоящее время Большое Мурашкино (с 1959 года – рабочий поселок) сохраняет историческую планировочную структуру начала XIX века и отдельные фрагменты историко-архитектурной среды в районе улиц Советской, Свободы, Первого Мая. Нижегородским научно-исследовательским предприятием «Этнос» выявлено и поставлено на охрану около 40 памятников истории и архитектуры регионального и местного значения. Как и в большинстве малых городов, наиболее ощутимые потери советского времени связаны в Мурашкине с утратой культовых зданий. Из девяти церквей лишь две сохранили свое назначение, три обезображены или разрушаются. От остальных четырех не осталось и следа, в силу чего центральные площади приобрели вид неоправданно огромных пустырей, подавляющих историческую застройку. Пришло время воссоздать утраченные храмы и вернуть облику Мурашкина былую целостность и гармоничность. И все же, несмотря на фрагментарный характер сохранившейся среды, здесь очень сильно ощущение, всегда возникающее в исторических поселениях – ощущение, что память о многих поколениях наших предков оживает в облике церквей, торговых лавок, жилых домов и говорит с нами языком архитектуры. К облику Большого Мурашкина как нельзя лучше подходит слово «городок». Пройдя по широким просторным улицам, невольно проникаешься настроением покоя, патриархальности, трогательной провинциальной «нарядности», так гармонирующей с живописностью окружающей природы – прихотливыми изгибами реки, чуть всхолмленной местностью, темно-зелеными сосновыми перелесками…
Наличник окна. Жилой дом, конец XIX в. (ул. Первого мая, 27). Деревянная домовая резьба в Мурашкине не была столь разнообразной, как, например, в Городце. К настоящему времени сохранились лишь отдельные ее образцы. Некоторые из них обладают высокими художественными достоинствами.
Здания скорняжно-инструкторской школы, середина XIX в. (ул. Нижегородская, 177). Объект культурного наследия регионального значения. Открытая в 1899 г. школа в Большом Мурашкине, выпускавшая инструкторов скорняжно-красильного дела, была первой в России.
Красильня скорняжно-инструкторской школы, 1909 г. (ул. Нижегородская, 177). Объект культурного наследия регионального значения. Крупное производственное здание, построенное для скорняжно-инструкторской школы, носит черты рационалистического модерна.
К сожалению, ценность историко-архитектурного наследия Большого Мурашкина мало известна в широких общественных кругах Нижнего Новгорода и области. Необходима его популяризация, охрана и дальнейшее изучение.
Опубл.: Нижегородский проект. 2003. №1. С. 16-18.
материал размещен 2.04.06