[230]
История создания местных Советов народных депутатов восходит еще к маю-августу 1905 г., если иметь в виду создание первых местных Советов рабочих депутатов. Они впоследствии (к 1917 г.), слившись с Советами крестьянских депутатов, преобразовались в невиданный еще в истории массовых политических организаций орган новой власти, который должен был отстаивать интересы этих слоев населения, посредством представительства своих членов в законодательных и исполнительных органах власти страны.
Цель данной работы состоит в исследовании протоколов Новоторжского городского Совета посредством выявления и изучения их информативных возможностей.
Новоторжский Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов вышеозначенный статус обрел 2 (15 ноября) 1917 г., т.е. вскоре после переворота в октябре 1917 г. в Петрограде.
В фонде ГАТО Р-1382 всего, согласно описи, хранится 378 дел - документы, которые охватывают период с 1918 по 1947 гг. Среди документов, составляющих этот фонд, основу составляют протоколы и материалы пленумов городского Совета, заседаний исполкома, всевозможные акты (по учету имущества, обследования организаций и т. д.), переписка с организациями города и соответственно вышестоящими, материалы избирательной комиссии и т. д.
[231]
Рассматриваемый в данной работе материал представлен документами Новоторжского городского Совета депутатов, избранного в мае 1918 г. и обладавшего полномочиями местной городской власти до августа 1918 г. (т.е. 3 месяца). Таким образом, эти документы представляют собой совокупность, которую с точки зрения репрезентативности можно охарактеризовать, как представительную, если иметь в виду достаточность объема информации о деятельности Горсовета в означенный период времени.
С точки зрения информативных возможностей протоколы заседаний местных (городских) Советов народных депутатов представляют большой интерес, т. к. изучая их можно выявить картину формирования местных органов власти периода становления и оформления властных структур после событий Октября 1917 г.
В ходе изучения вышеозначенной совокупности документов можно проследить вопросы, связанные с системой формирования регламента заседаний, методикой совершенствования их ведения, а также оформления протоколов. В этом контексте, в частности, представляет интерес принцип формирования повестки дня и формулировки вопросов, вносимых в повестку заседаний. А перечень вносимых на обсуждение вопросов, по которым принимались, после прений, принципиальные постановления, позволяет очертить круг компетенции Новоторжского городского Совета трудящихся в 1918 г.
Если рассмотреть протоколы с точки зрения полноты, имея в виду, в данном случае меру подробности и объема освещения вопросов повестки дня, особенно в ходе их обсуждения и выработки наиболее приемлемого решения (или постановления), то выступления докладчиков представлены в них, как правило, не полностью, а в относительно сжатом виде, т. е. некоторые более подробно, другие менее, излагая только как бы основные положения или суть доклада. Особое внимание уделялось вопросам, затрагивающим социально-экономические проблемы города.
Что касается обсуждения (прений) докладов, то они представлены в выборке достаточно скупо, а замечания и протесты отдельных депутатов по тому или иному вопросу заносились в протокол (с указанием фамилии выступающего) иной раз только по специальному требованию депутатов.
Но с другой стороны достаточно четко и подробно излагаются все процедурные моменты, касающиеся выборов членов исполкома городского Совета, выдвижения и избрания тех или иных депутатов во всевозможные комиссии (жилищно-коммунальную, в местную биржу труда и т. д.), а также вопросы о посылке делегатов на уездный и областной съезды депутатов. Подробно приводятся цифры, указывающие сколько проголосовало за, про-
[232]
тив или воздержалось депутатов при выдвижении кандидатуры и непосредственно при процедуре выборов по каждому депутату-кандидату отдельно.
В протоколах достаточно явно прослеживается факт наличия противоречий по вопросу о разграничении полномочий и компетенции между горсоветом и уездным Совдепом, что объясняется тем, что в тот период в качестве юридического (законного) документа, регулирующего взаимоотношения между уездным и городским Советами существовал только республиканский проект положения о городских Советах, естественно, в принципе, не имеющего силы закона.
Опубл.: Архивоведение и источниковедение отчественной истории. проблемы взаимодействия на современном этапе. Доклады и тезисы выступлений на Всероссийской конференции 12-13 марта 1996. М., 1997. Вып.1. С.230-232.
Материал размещен 28 мая 2006 г.
Статья из библиотеки РОИА размещается для знакомства читателей с источниками ХХ в.