man/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Человек и текст

 Человек и текст
Размер шрифта: распечатать





Друц Ефим. Русские цыгане вчера и сегодня (30.56 Kb)

 
В беседе, посвященной истории и жизни цыган в мире и, в первую очередь, в нашей стране, принимает участие известный специалист в области изучения жизни цыган, писатель-этнограф, действительный член Географического общества СССР Ефим Друц и корреспондент  журнала "Азия и Африка" Феликс Барташов. (вопросы – К)
 
К: Цыгане... Цыганская "философия жизни" - вольное кочевье, уход от всех и всяческих законов и установлении. Так ли это? Что мы вообще знаем об этом народе, помимо расхожих, идущих из глубины веков мифов и бытовых впечатлений? Что знаем, так сказать, "доказательно", научно об этих людях, которых, судя по сообщениям печати, можно встретить в любом уголке земного шара, людях, столь легко узнаваемых внешне и, однако, по существу, остающихся загадочными для больший-ства из нас?
Друц: Постараюсь, в силу моих знаний, несколько развеять эту загадочность. Сразу же замечу, что цыгане, выходцы с Востока, сегодня действительно проживают практически во всех странах мира, за исключением, пожалуй, Японии. Говорить обо всех цыганах, а их свыше четырех миллионов человек, довольно сложно. Я всегда ставил перед собою более скромную задачу - исследование жизни наших современников и земляков, другими словами, моя тема - "русские цыгане вчера и сегодня"
К: Я и хотел бы поговорить с тобой как с человеком. много лет занимающимся этими проблемами, о жизни русских цыган, их истории и сегодняшнем дне. Хотя в такой постановке вопроса просматриваются сразу два момента - почему только "русские" и почему только "вчера и сегодня"? А цыгане других стран, а попытка как-то "спрогнозировать" цыганское завтра? Это тоже весьма интересно, и, думаю, мы в любом случае коснемся и этих вопросов. Конечно, история цыган, народа древнего и необычного, в определенной мере даже уникального, интересна и поучительна, но, боюсь, в рамках одной лишь беседы рассказать ее невозможно даже в самом кратком изложении Безусловно, это так. Но, отвечая на вопрос, замечу, что разговор "только" о русских цыганах невозможен без пусть уж и очень сжатого "экскурса" в историю этого действительно уникального во всемирной семье народов племени. Ну, а "русские" потому, что они - наиболее близкие, понятные нам, их история - часть и нашей, российской истории. Но так ли понятны они?
К: Сегодня, когда вопросы межнационального общения вышли из сферы теоретических рассуждений и благостных рапортов о дружбе народов, рассказ о цыганской жизни - не игра в раскрытие каких-то мистческих тайн, а настоятельная потребность гласного знакомства с, признаемся, мало знакомым нам реальным существованием определенной группы наших равноправных сограждан.
Д: Историческая цыганология исходит из парадокса: народ без истории. Выдвигается идея, что цыгане - вне истории, что им история не принадлежит. Некоторые ученые считают аксиомой утверждение, что "цыгане проникают сквозь все общества". пересекают их в некоем метафорическом порядке, проходя через жизнь других народов "как нож через масло". Все, что о них известно, основано, мол, на слухах, что взятое вместе оно составляет миф, а не реальность. И подобные фантастические, иначе их и не назовешь, исследования о цыганах исходят из изолированных фактов об их происхождении.
К.: Существует такая специальная наука - цыганология?
Д.: Да. и мы будем стараться придерживаться ее объективных данных. Знаешь, на цыган издавна смотрят, прежде всего. как на бродяг, собравшихся в толпу. А что говорит история? Вернемся к истокам.
В 1760 году одна венская газета опубликовала статью, в которой шла речь о бывшем лейденском студенте Иштване Вайе. Этот будущий священник, писала газета, был близко знаком с молодым малабарцем (Малабар - область на юге Индии) и обнаружил, что язык его приятеля имеет много общего с цыганским. Помогло случайное совпадение: Иштван Вайя знал язык цыган (в то время на территории Австро-Венгрии, части былой Священной Римской империи, их проживало немало). Это, казалось бы, рядовое событие и послужило началом научного изучения цыган, ибо упомянутый номер газеты попал в руки немецкого исследователя Генриха Грельмана. Прочитав сообщение, Грельман предположил, что описанный малабарец мог быть сыном брамина. языком которого был санскрит (литературно обработанная разновидность древне-индийского языка индоевропейской языковой группы, имеющая историю в несколько тысячелетий - Ред.). И ученый решил сопоставить два языка. А сделав это, он увидел разительное совпадение цыганского и санскритского языков,а из новоиндийских - с языком хинди. Именно Грельман выдвинул гипотезу об индийском происхождении цыганского языка. Его труд на эту тему был издан в России уже в 1784 году. другой же немецкий ученый, один из основоположников научной этимологии Фридрих Потт в своем фундаментальном труде "Цыгане в Европе и Азии", увидевшем свет лишь в 1844 году, доказал, что родиной цыган является Индия, что цыганский язык - один из,новоиндийских языков, что цыгане активно воспринимали элементы языков всех народов,"сквозь" которые они кочевали. Перед Поттом стояла труднейшая задача: в просвещенной Европе того времени бытовало твердое убеждение, будто цыганский язык
 -арго преступного мира. В это верили все вплоть до академических кругов.
К.: Но ведь существует версия, что цыгане - выходцы из Африки, и в Индию пришли оттуда. Или все наоборот?
Д.: У многих народов бытовала версия об "африканском исходе" цыган (из Египта). Да и сами цыгане иногда, уж неизвестно в каких целях, называют себя фараоновым племенем. В цыганском фольклоре это достаточно широко отражено. Но давайте пройдем путями цыганского кочевья.
К.: Хотя бы теми, что вели из Индии в Россию. Кружными, путанными.
Д.: Попытаемся ответить на вопрос: когда все это началось. Самая ранняя дата, которой можно оперировать сегодня, -середина У-го века н.э. Тогда-то произошло событие, описанное великим Фирдоуси в поэме "Шахнамэ". Напомню строки из главы "Бихрам призывает лури из Хиндустана". Подданные шаха Бихрама направили правителю послание, жалуясь на то, какой безрадостной жизнью они живут. И вот:
Потешила шаха послания суть,
Отправил коня быстроходного в путь.
К Шенголу гонца своего отрядил:
О, царь-избавитель, - в письме говорил,-
Обоего пола сто сотен лури
Бербетом владеющих нам отбери...
 Для нас здесь интересно, что речь идет о лури, так в то время называли цыган в Средней Азии. Конечно, можно относиться скептически к информации, взятой из столь древнего художественного произведения. Но то же самое описывает, уже в Х-м векеу историк Хамза Исфагани. Только речь у него идет о 12 тысячах музыкантов, называемых зоттами - тоже одно из местных названий цыган. Естественно, историк Х-го века мог позаимствовать этот сюжет у поэта, жившего на 500 лет ранее. Скорее всего эта легенда была довольно популярна среди народа. Но если уж доверять древним записям, то главное, что вызывает сомнение в обеих "информациях", - число присланных Шенголом, мелким индийским князькам, музыкантов - десять, а то и двенадцать тысяч человек, пусть и вместе с членами их семей. Но это означает лишь то, что Шенгол решил "отделаться" от всех музыкантов, проживавших в его владениях.
К.: И что же - этих людей, изгнанных или, скажем иначе, пришедших из Индии, можно назвать предками наших нынешних сограждан-цыган?
Д.: Ученые, решая вопрос о социальной принадлежности предков цыган, вновь обратились к испытанному методу - исследовали цыганский язык. Вот как называют цыган представители других народов: немцы - цыгойнер, англичане - джипси, жители Средней Азии - люди. В цыганских же .диалектах мужчина обозначается словом "ром", причем в разных диалектах слово это начинается с фрикативного звука. Известно, что в Индии существовала каста "дом", членами которой были профессиональные танцоры и музыканты. "Домы" в индийском обществе относились к числу неприкасаемых, то есть к самым низшим ступеням индийской, кастовой лестницы. Эта версия представляется наиболее приемлемой. Словом, пик миграции цыган из Индии пришелся на X-XI вв. н.э., время, когда они покинули пределы своей древней родины.
К.: Как презираемые и никому ненужные?
Д.: Раздробленная в братоубийственных войнах средневековая Индия стала благоприятным объектом для набегов соседних народов. В огне пожарищ, спасаясь от преследований, метались по многочисленным княжествам и предки цыган. И уже тогда, оторванные от какого-либо производительного (оседлого) труда, силою кастовых законов отрешенные от возможности трудиться, в своих скитаниях из одного края северной Индии в другой, они свыклись о кочевой жизнью, это стало законом их бытия, и пронесли его цыгане о собой и в другие страны.
К.: Цыгане издревле славились как умелые ремесленники. Это что - уже последующие благоприобретения: кузнецы, лудильщики, ювелиры?
Д.: Да. Но я вернусь к этому позднее.
К.: И еще один вопрос. Почему часть неприкасаемых, к которым мы относим предков цыган, ушла из Индии?
Д.: Дело в том, что прежи цыган никогда не вели войн. Если угодно - изначально миролюбивый народ.
К.: Это в их верованиях, в каком-то учении заложено?
Д.: Это заложено в основе их образа жизни. Ведь они были кочевниками. У них никогда не было земли, а значит нечего было защищать. Они, и это очень важно для понимания их мировосприятия, никогда не были чиновниками и солдатами, то есть ничего не охраняли и не вели войн.
К.: Действительно, уникальное явление, одна из многочисленных своеобразных "тайн" этого народа.
Д.: Таких тайн будет еще немало. Так вот, на земле цыган уже тогда ничего не удерживало, они могли свободно передвигаться, а когда возникала угроза самому их существованию, они уходили туда, где, по их мнению, можно было жить в безопасности и так, как они уже привыкли. И тогдашняя погрязшая в междоусобицах Индия не могла оставаться тем домом, где цыгане могли жить за счет своего главного "товара" - петь и танцевать. Но необходимо сказать несколько слов о том, как цыгане прошли по миру. В 1322 году два монаха-францисканца Симон Симониус и Хуто Просвещенный обнаружили на острове Крит людей, похожих на нынешних цыган. Они придерживались обрядов греческой православной церкви, но жили, подобно арабам, в черных шатрах или в пещерах. В самой Греции цыган отождествляли с сектой греческих музыкантов, фокусников и предсказателей судьбы, которых называли "отинганос". Вот откуда в европейские языки, в том числе и в русский, пришло это название - цыгане.
Словом, из Индии предки цыган двинулись на Запад, и территорий нынешнего Ирана и Афганистана им было, естественно, не миновать. Отсюда и "приобретение" в словаре цыган - огромное число слов из персидского и прочих местных языков. Так, отсюда урдо - это повозка, телега, бахт - счастье, удача. Из "соседнего" армянского языка цыгане заимствовали такие слова и понятия, как "сила", "печка" и самое, казалось бы, "цыганское" - "конь", которое звучит, как и по-армянски, "граст".
Покинув земли древней Персии, цыганские таборы разделились. Одни продолжили путь на Запад, другие двинулись в северо-западном направлении и проникли в Закавказье. Западная ветвь цыган-кочевников прошла через Северную Африку и достигла Гибралтара, а те, что пришли в Закавказье, добрались до Византии.
Здесь, в Византии, цыгане жили очень долго, о чем говорит как множество слов, "усвоенных" нашими путешественниками на этих землях, так и обилие оккультных сект, родившихся здесь при столкновении традиций, верований, знаний пришельцев из Индии и местных народов, Цыганские женщины показали в Византии все свое мастерство предсказательниц, колдуний, гадальщиц, знакомя европейцев с малоизвестными для них взглядами древнего Востока.
Пребывание в Греции натолкнуло цыганских вожаков на довольно оригинальную идею, с помощью которой они рассчитывали решить стоявшую перед ними задачу: как пройти далее по Европе, минуя опасности, не вступая в конфликты с властями феодальных государств. Именно в Греции, столкнувшись с христианскими паломниками, ходившими на поклонение в Иерусалим и обратно, цыгане установили, что эта категория людей пользуется повсюду определенными привилегиями. Вот тогда-то цыгане и создали миф о том, что они - выходцы из Египта.
В начале ХУ-го века большие группы цыган пересекают Венгрию, частично "застревают" там, а остальные добираются до германских земель, где император Сигизмунд выдает гол охранную грамоту, услышав от их вожаков миф об исходе этих "фараоновых" детей из Египта. А версия их была такова: они язычниками приняли христианство, и во имя искупления грехов своих осуждены на вечное скитание по земле.
Затем цыганские таборы мощным потоком хлынули на южнорусские - земли. проникая туда из придунайских областей. Думается, это были беглецы из разоренной турками Византии.
К.: Кстати, а как цыгане воспринимали ислам? Ведь конец Византии означал утверждение в этих краях турецкого владычеотва. И, быть может, ислам казался цыганам, как выходцам с Востока, ближе и понятней, или они уже "стали" христианами, проведя столько лет в Европе?
Д.: Цыгане - очень гибкое и легко трансформирующееся в любой ситуации племя. И религию всегда использовали как щит в поисках самосохранения. Ислам победил, значит они принимают ислам.
К.: И потому, видимо, сегодня есть цыгане всех вероисповеданий?
Д.: В общем, да. И так повсюду, вплоть до далеких Африки и Латинской Америки. Но давайте вернемся к "вторжению" цыган в Россию. О появлении их в пределах нынешней западной части нашей страны сообщает документ, датированный 1501 годом.
Это -акт литовского князя Александра; он дает возможность уверенно датировать пребывание цыган на западных и южнорусских землях уже в самом начале ХVI-го века.К.: То есть цыгане к тому времени уже проживали в тех краях?
Д.: Да. А позднее - лет через сто, - они уже прочно обосновались на украинских землях. Следующий мощный поток цыганской миграции хлынул в Российскую империю примерно в середине ХVIII-го века.
К.: Итак, следуя хронологии, мы с цыганами "добрались" в Россию ХVIII-го века. Полагаю, это - начало какого-то нового этапа в истории уже русских цыган?
Д.: Да. Сразу замечу: указы русских властей по отношению к пришельцам постоянно становились все суровей и жестче. Так, в именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 16 августа 1759 года говорилось: "Цыган в Санкт-Петербург и близ оного отнюдь не пускать, и въезду им не дозволять".
К.: Что это - боязнь чего-то неизвестного?
Д.: Мы уже говорили - их действительно побаивались и, хотя бы поэтому, не очень-то доверяли. Но давайте сравним это с отношением к ним в тогдашней феодальной Европе (исследования ученых о жизни цыган в Азии лишь только начинаются, и мне. как специалисту, было бы весьма интересно услышать об этом). Так вот: тогдашние европейские законы разрешали немотивированное убийство цыган по одному лишь национальному признаку. В частности, в 1554 году, английская королева Мария I Тюдро, известная в истории как кровавая Мэри (чем не чета своему современнику - русскому царю Ивану Грозному), объявила цыган вне закона и приказала выслать их из страны в течение 40 дней -в противном случае "каждый встреченный на дороге цыган должен быть повешен". Ну а в России власти надумали собирать с цыган дань.
К.: Скажите: цыгане с самого начала их проявления на Руси так и оставались неоседлыми? Ведь в таком случае собирать с них дань было очень трудно.
Д.: Да, уже тогда довольно-таки продолжительное время между чиновниками казны и цыганами шла в этом отношении борьба. И, надо сказать, "победа" чаще склонялась в пользу цыган:
они просто уходили от чиновников, а потом вообще терялись на просторах России. И от них отстали.
К.: Здесь возникает вопрос: у цыган традиционно запрещено кровосмешение с представителями других наций?
Д.: Однозначно ответить трудно. Но ответом, пусть это и парадоксально, может стать другой вопрос: и есть ли сегодня в нашем огромном открытом цивилизованном мире вот эти самые -"чистые" народы? Для меня это звучит как-то по-расистски.
К.: Спасибо! Я именно это и хотел услышать. и как бы даже надеялся подтолкнуть к такому ответу.
Д.: Но в то же время цыганская таборная схема очень замкнутая. Табор представляет собой как бы отдельное государство: внутри него собственная и жесткая иерархия, во главе которой стоит вожак или, у южных цыган, барон. При нем есть совет старейшин... Тут же и свой цыганский суд, на котором разбираются все внутренние конфликты.
К.: Сколько же обычно в таборе народу?
Д.: Раньше бывало и до тысячи человек, сейчас, в нашей стране, самые крупные насчитывают примерно по пятьсот. Средний же, типичный, - около 50 человек.
К.: Ну. а сколько всего таборов кочуют по стране?
Д.: Этого никто не знает. С первых десятилетий нашего столетия в цыганских таборах, кочевавших по России, началось расслоение. Возник своеобразный процесс - они начали оседать, но не на одном месте, а в отдельном регионе, скажем, - на Украине, по которой и двигались, благо территория довольно обширная, не стремясь выйти за ее пределы. То же наблюдалось и в других местах. При этом замечу, цыгане, как правило, владеют двумя-тремя языками каждый, так что язык для них не является непреодолимым барьером.
Октябрьскую революцию 1917 года цыгане, в массе своей, встретили с радостью.
К.: А чем занимались цыгане к тому времени?
Д.: Среди них были и умелые кузнецы, и лошадиные барышники.и ювелиры, и гадальщицы. Но подчеркну - главным к этому времени занятием большинства цыган стало профессиональное искусство. Именно хоровое (да и сольное) пение русских цыган принесло им славу, сделало известными и популярными и за пределами России, стало неотъемлемой частью великой русской культуры. Вообще, это - огромная, еще, к сожалению, малоисследованная тема - слияние и взаимодополнение культур двух, довольно-таки далеких народов - русского, как представителя могучей славянской семьи, и цыганского - выходца из многочисленной семьи народов Индии.
К.: Где-то здесь, думается, просматриваются глубинные связи, духовное взаимопритяжение двух членов единой индоевропейской семьи народов, которая мировая культура обогатилась удивительным и великим феноменом - песенным искусством русских цыган. Интересное сочетание слов, не правда ли, - "русских" и "цыган"?
Д.: Естественное, и здесь есть, над чем поработать. И тут тоже можно насчитать еще столько тайн, ждущих своих разгадок !
К.: Где-то я встретил запоминавшееся мне образное высказывание: русская и сопредельная с нею украинская культура своею восточнославянской душою платят цыганской стихии влюбленностью. И это не только в пеоне, что, надеюсь, хорошо известно во всем мире. Здесь и творчество таких гигантов России, как - в литературе - Пушкин, Гоголь, Толстой и другие, в музыке - таких композиторов, как Чайковский, Глинка, Алябьев, Гурилев1;"- и это только в XIX веке! Но вот ведь и еще один, быть может, самый "доказательный" пример - народный фольклор. В огромной России, создавшей за века великую сокровищницу духовных, культурных ценностей, одним из самых распространенных в народе, подчеркну - на самом бытовом уровне. -танцев издавна является "цыганочка" - как абсолютное приятие, поглощение русской культурой "дара" иного народа. Примечательно, что этот танец не существует в цыганской среде: его "создали" сами русские, как восприятие музыкальной души иного народа. С этим в чем-то может сравниться, думаю, только испанское фламенко, также выросшее из цыганского фольклора.
Д.: Совершенно верно. Я бы еще добавил к русской музыкальной "цыганочке" и испанскому фламенко инструментальную венгерскую музыку, всю пронизанную цыганскими напевами.
К.: А существует на цыганском языке художественная литература? И цыганских авторов, и переводная? И много ли вообще писателей-цыган?
Д.: Литература существует, и немалая. Но тут надо обязательно коснуться проблемы культурного возрождения цыган в СССР До сих пор она не освещалась так что, надеюсь, на страницах вашего издания появится уникальный материал.
Дело в том, что цыгане всегда влачили нищенское существование. Да, они нищенствовали, попрошайничали, да и воровали, это был один из самых (если не самый) отсталых народов России. Усугублялось это, конечно, и тем, что цыгане "были ,не" склонны к земледельческому труду. Отсюда понятно, почему они потянулись к новой жизни, которую провозгласила революция. Однако между лозунгами и действительностью зачастую лежала глубокая пропасть, в том числе и в области национальной политики, которая при Сталине была фальсифицирована и изменена столь круто, что не может однозначно характеризоваться по отношению к каждому отдельному народу. И это, к сожалению, не изжито и в наши дни. Поэтому здесь, говоря о цыганах, я буду придерживаться документальной основы.
Среди первых мероприятий Советской власти по интересующему нас вопросу было постановление ВЦИК и СНХ от 1-го октября 1926 года, которое предложило всем ЦИК союзных республик принять меры к первоочередному наделению цыган землей, то есть тех, кто желает перейти к оседлому образу жизни. Предлагалось, и это показательно, наделить цыган землей вне очереди. При этом плата за землеустройство, выделение участков относилась за счет ассигнований из государственной казны. А каждой семье выделялось по тысяче рублей - сумма по тем временам немалая.
В 1924/25 году небольшая группа цыган-подвижников из разных мест Союза собралась в Москве. И в самом начале 1925 года возник Всероссийский Союз цыган - явление, еще почти не освещенное в нашей печати. Союз поставил своей целью организацию перехода цыганских масс от кочевья к оседлому образу жизни.
Так вот, Союз просуществовал всего три года и был ликвидирован постановлением НКВД. Факт, думаю, интересный. Случилось это 15 февраля 1928 года. Вот что пишут авторы одной из статей о цыганах, опубликованной в 1932 году: "Отсутствие пролетарской прослойки в составе правления Союза цыган способствовало созданию сложной обстановки, осложнявшей работу Союза. Учитывая все это, Наркомвнудел ликвидировал Союз цыган,потому что у них образовалась денежная задолженность в размере 15 тысяч рублей".
Прежде чем комментировать эту цитату, стоит привести слова выдащегося цыганского просветителя Николая Панкова о работе правления Союза: "Все это были люди очень одаренные, но молодые, и по своей молодости не имевшие ни жизненного опыта, ни образования. Их окружали дельцы, несостоятельные прожектеры, лю-ди с сомнительным прошлым, которые увели их в сторону". Так что Союз стал одной из первых жертв надвигавшегося на страну катка сталинских репрессий.
Сегодня мы по-другому относимся к событиям того переломного времени - конца 20-х - начала 30-х годов, но есть реальные факты. Цыгане были частицей разбуженной и разворошенной страны, и уже к 1932 году тлелось 25 цыганских колхозов, объединивших 490 семей, то есть 5 процентов кочевого цыганского народа.
К.: Они создавались насильственно или добровольно? Ведь у цыган, в отличие от крестьян, своего имущества не было и объединять им было нечего?
Д.: Совершенно добровольно.
К.: На фоне массовой сплошной коллективизации?
Д.: Да. В цыганских колхозах реалии жизни были сложными, как и повсюду. Но здесь была и своя специфика. Цыганам нравилась и земля, и то, что они учились делать, хотя основная масса была косной и над ней довлели традиционные запреты и, конечно же, сказывалось верховенство, также традиционное, цыганских стариков. А те, естественно, не очень-то тяготели к земледельческому труду. Были попытки слить цыганские колхозы с русскими или украинскими, но сами же цыгане выступали против этого: они как жили в таборе, так и хотели жить обособленно .
К.: А чувствовалось ли среди цыган стремление стать рабочими?
Д.: В Москве было две крупных артели - "ЦИК Химром" и
"ЦИК Пищепром", в которых работало много цыганских семей, осевших в городе. Это-то и были какие-то зачатки рабочей прослойки .
К.: Но все же поговорим об их профессиональном искусстве, пении и танцах, в первую очередь, - какова его судьба после революции?
Д.: Культурное возрождение цыган фактически началось с 1925 года и было связано, как вы помните, с Союзом цыган. В 1927 году вышел в свет первый номер журнала "Романы зоря" ("Цыганская заря"). А чуть позже, в 1931-м, Центроиздат выпустил цыганскую грамматику - явление поистине уникальное. С 1927 по 1930 год были выпущены букварь для цыганской школы, букварь для малограмотных и библиотечка из пяти книг для чтения. С августа 1930 по 1932 год издавался еще один журнал -"Новэ дром" ("Новый путь"). В Москве действовала первая цыганская школа, охватившая все 100% цыганских ребятишек, проживавших в Пролетарском районе столицы. И это было невероятно. Впервые совершалось великое дело, школа готовила настоящих современных граждан из еще недавно бродячих людей.
Открывались цыганские школы и на селе - в центральной России, на Урале. 80 человек занималось в цыганском педагогическом техникуме - решался вопрос о кадрах для школ. Но... в 1932  году все эти учебные заведения были расформированы.
К.: Таким образом, наряду с закрытием Союза цыган ликвидировались все просветительские и прочие очаги зарождавшейся современной цыганской культурности, ничего не осталось кроме единственного в мире профессионального цыганского театра "Ромэн" в Москве... А ведь все это произошло еще в 1932 году, так что цыгане одними из первых ощутили антигуманность методов, которые уже тогда отрабатывались в высшем эшелоне государственной машины.
Д.: 1940-е годы-Все ростки начавшегося было цыганского культурного возрождения практически задушены. Затем - война. Немногочисленные цыганские колхозы оказались на временно оккупированной территории, после войны ни один из них не возродился. Вы же знаете, как относились нацисты в цыганам. Не возродились и закрытые до 1941-го года школы, журналы, кооперативы.
К.: Сколько цыган погибло во время войны?
Д.: Точной цифры привести не могу. Но вот лишь отдельные факты: свою "просветительскую" в кавычках деятельность Гитлер начал с того, что из 500 тысяч цыган, "недочеловеков" по терминологии Геббельса, которые проживали на территории самой Германии, он уничтожил 450 тысяч. Практически все цыгане, оказавшиеся на землях, где хозяйничали фашисты - и в Европе, и на советской земле, - погибли - расстреляны, сожжены ими в печах концлагерей, умерли от голода и болезней.
К.: Вот ведь как было: наряду с евреями Гитлер считал цыган самой низшей категорией в "табели о рангах" народов, которую выработали идеологи расизма. На вершине сей "табели", естественно, стояли сами немцы, германцы, происхождение которых гитлеровские ученые мужи выводили от ариев, называя их арийцами. Но ведь исторически известно, что арии - племена, также жившие на земле древней Индии. Вот вам еще один контрапункт истории, еще одна, если хотите, тайна, затронутая в нашей беседе: арии и цыгане - уроженцы Индии, и какой же оказа-люь их встреча в Германии в середине ХХ-го века...
Д.: Но вернемся к разговору о месте цыганской культуры в нашем обществе. Один любопытный факт. Несмотря на то, что в "реестре" живых языков нашей страны цыганский не учитывается, в Союзе писателей СССР состоят два писателя-цыгана, при этом один даже пишет на цыганском языке. Воистину, жизнь полна парадоксов!
К.: Сейчас наша страна вступила в этап перестройки. Каково же, на ваш взгляд, место цыган в ней?
Д.: Большинство таборных цыган, говоря откровенно, до последнего времени было как бы вне закона, являлось асоциальным. Они сами по себе стояли обособленно по отношению к остальному обществу и, с другой стороны, пусть и не слишком явно отторгались от него. Да, были и есть среди цыган и преступники, да, многое в их жизни непонятно для остального, окружающего их мира, но ведь подавляющее большинство цыган - это ремесленники, труженики, не совершающие ничего противозаконного Но.ведь и сейчас на них смотрят подозрительно, не признавая за ними равных прав. И равных обязанностей. "Да это же цыган, что ты от него хочешь", - звучит распространенный стереотип, в нем нежелание вдуматься, понять этого "цыгана", привычное неприятие и безразличие.
Но сейчас происходит интересный процесс. В связи с появлением "новых" цыганских кооперативов - лудильщиков, кузнецов, мастеров по металлу, я сам знаю такие на Украине, под Ленинградом, под Калининым, становится заметно, что трудовые цыгане естественно вписываются в обновляемое общество. С другой стороны - их почти не трогают, они стали нормально зарабатывать.
К.: То есть, правомерно утверждать; таборная, кочевая жизнь цыган - абсолютно нормальная форма сущеетвования, пусть не похожая на ту, к которой привыкли мы в своем большинстве. Не корректно ставить вопрос - какая форма бытия лучше, для каждого - она своя.
Д.: А что касается перестройки, то, как мне кажется, она работает на то, что общество и цыгане начинают поворачиваться друг к другу, двинулись навстречу друг другу. И надо учитывать при этом цыганскую психологию, о чем мы говорили выше. Цыгане очень быстро трансформируют свои взаимоотношения: когда поворачиваются к ним с открытым сердцем, они отвечают тем же. В этом природа их приспособляемости.
В заключение хочу вернуться к тому, с чего мы начали нашу беседу. Разговоры о том, что цыгане - народ вне истории, не выдерживают критики. Не нужно, да и невозможно оторвать цыган от остального человечества. Сделать это нельзя, а пу-мать так - преступно, цыгане - это крупный этнос, это заслуживающий уважения народ в огромной семье народов.
Конечно, даже в такой длительной беседе невозможно охватить всю проблематику жизни цыган, здесь только отдельные штрихи к "портрету" народа. Очень хотелось бы, чтобы открытый и честный, доброжелательный взгляд на этот народ стал поддержкой на пути к его, верится, наступающему возрождению.
К.: Остается лишь поблагодарить за беседу и пожелать серьезно подумать над созданием этакой "Цыганики" - энциклопедии жизни этого удивительного народа.
Д.: Спасибо.
 
Опубл.: Цыгане: открытый взгляд на проблему //Азия и Африка. 1990. № 4.
 
Использованы материалы: http://www.niworld.ru/Statei/druts/cigane.htm
 
 
 
 
размещено 7.03.2007

(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Друц Е.
  • Размер: 30.56 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Друц Е.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Аалто А. На перепутье между гуманизмом и материализмом
Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае
Абэ Кобо. Женщина в песках
Августин Аврелий. Исповедь
Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.
Айгеншарф Якоб. Эхо тундры
Чингиз Торекулович Айтматов. И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок)
Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря
Айтматов Чингиз. Прощай, Гульсары!
Аксенов В.П. Вольтерьянцы и вольтерьянки
Аксенов Василий. Остров Крым
Аксенов Василий. Ленд‑лизовские. Lend‑leasing
Акутагава Рюноскэ. Ворота Расемон
Акутагава Рюноскэ. Табак и дьявол
Амаду Жоржи. Дона Флор и два ее мужа
Амаду Жоржи. Лавка чудес
Даниил Андреев. Роза мира. (Книги 1-12). Метафилософия истории
Анекдоты об Александре I и Николае I
Аполлинер Гийом. Стихи 1911-1918 гг. из посмертных сборников
Апулей Луций. Апология, или О магии
Апулей Луций. Метаморфозы, или Золотой осел
Аристотель. Политика
Арсеньев В.К. Дерсу Узала
Асприн Роберт. Еще один великолепный МИФ
А Ты. Два стула и альтернативное настоящее (турболингвистический вопль)
Бабель Исаак. Одесские рассказы
Бакли Кристофер. Здесь Курят!
Бальзак Оноре де. Шагреневая кожа
Р.Г.Баранцев. Преодоление бинарной парадигмы
Ролан Барт. Мифологии
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности (Отрывки из книги)
Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
Бах Ричард. Иллюзии, или Приключения вынужденного Мессии
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса
Башевис-Зингер Исаак. Люблинский штукарь
Башевис Зингер Исаак. Шоша
Бекетт Сэмюел. В Ожидании Годо
Беккет Сэмюэль. Приди и уйди
Беннетт Джон Г. О Субуде
Беннетт Джон Г. Свидетель или история поиска
Беранже. Стихи
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине
Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии)
Берлин Исайя. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах
Бестер Альфред. Человек без лица
Беттельгейм Бруно. О психологической привлекательности тоталитаризма
Беттельгейм Бруно. Просвещенное сердце
В.М. Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема
В.М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни
Битов А.Г. Пушкинский дом
Бланшо Морис. Взгляд Орфея
У.Блейк. Стихотворения
Блох Артур. Закон Мерфи
Боас Франц. Ум первобытного человека
Богомолов Владимир. Момент истины (В августе сорок четвертого). Глава третья
Богуславский В.М. Паскаль о достоверности наших знаний. Паскаль Б. Предисловие к трактату о пустоте. Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать
Бодрийяр Жан. Система вещей
Бокаччо. Декамерон.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Безумный день или женитьба Фигаро
Бомарше Пьер Огюстен Карон де. Севильский цирюльник или тщетная предосторожность
В. Бондаренко. "Ты все еще любишь меня?.."
Борхес Х.Л. История вечности
Борхес Хорхе Луис. Книга вымышленных существ
Боулз Пол. Под покровом небес
Брайсон Билл. Путешествия по Европе
Брэдбери Рэй Дуглас. 451 градус по Фаренгейту
Сергей Брйтфус. Истоки и причины кризиса оснований математики.
Бродский Иосиф. Полторы комнаты
Бродский Иосиф. Лица необщим выраженьем. Нобелевская лекция
Быков Василь. Альпийская баллада
Быков Василь. Сотников
Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. Часть первая. Глав 1.
Булгаков Михаил Афанасьевич. Тьма египетская
Бунин Иван. Легкое дыхание
Бурдье П. Начала
Бутусов К., Мичурин В. Лев Гумилев: Космос и Человечество
Борис Васильев. В списках не значился
Вачков И. Мозговой штурм. Деловая игра для педагогов
Вентури Р. Из книги «Сложность и противоречия в архитектуре»
Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида
Вердин Йоахим. Жизнь без еды
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере
Виан Борис. Сердцедер
Витгенштейн Людвиг. Из "Тетрадей 1914-1916"
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. 3 Логической Картиной Фактов является Мысль.
Витгенштейн Л. О достоверности
Борис Володин. "Фауст" Гёте: история и жизнь.
Волошенинов А.В. Математика и искусство
Вольтер. Кандид, или оптимизм
Воннегут Курт. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (Пляска со смертью по долгу службы)
Воннегут Курт. Завтрак для чемпионов
Воннегут Курт. Колыбель для кошки
Галинская И.Л. Загадки Сэлинджера
Гамсун Кнут. Голод
Гамсун Кнут. Соки земли
Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие
ГАРИ Ромен. Повинная голова
Гари Роман. Обещание на рассвете
Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
Гаскелл Элизабет. Крэнфорд

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Яндекс.Метрика