museum/nn/aetnolog/folk/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Фольклор

 Фольклор
Размер шрифта: распечатать




Гусарова Т.В. Былички (63.85 Kb)

          Т.В Гусарова
                                                        Былички
 
Быличка – жанр фольклорной прозы, устный рассказ, в котором теснейшим образом переплетается реальность с фантастикой, факт и вымысел объединяются в единое целое, создавая вполне правдоподобную картину или жизненную ситуацию. Знакомый пейзаж, обычное жилье или иные бытовые помещения, узнаваемая или прямо названная местность населяется некими ирреальными, но тоже хорошо известными и постоянно присутствующими существами, порой благожелательными, чаще опасными и непредсказуемыми, с которыми люди вольно или невольно вступают в определенные контакты. Встречи эти описываются в быличках как факты, не подлежащие сомнению, как случаи из жизни рассказчика или со ссылкой на прямого участника или свидетеля события. Реже встречаются сюжеты, не подкрепленные конкретными свидетельствами, но также подаваемые как непреложный, не подлежащий сомнению факт, чья достоверность опирается на авторитет старшего поколения, сохранившего и передавшего его внукам или правнукам.
 Для былички характерны повторяемость сюжетов в призведениях, зафиксированных в разных местностях, сходная характеристика «нечисти» и «нежити», соблюдение ситуативной правдоподобности, традиционность образов, характеров и мотиваций.
Происхождение былички возводится обычно к народной демонологии и древнейшей мифологии: в образах леших, русалок, водяных угадываются божества природы, в домовых – духи предков-покровителей домашнего очага, появление огненных змеев, духов умерших родственников связывается обычно с наказанием за нарушение неких запретов и т.д. Вместе с тем, развитая и весьма сложная система народно-православного сознания, обнаруживающаяся в этих рассказах, указывает на более позднее происхождение многих образов и сюжетов.
В записях конца 20 – начала 21 в.в.  достаточно часто встречается осовременивание содержания, появление нетрадиционных для этого жанра мотивов и образов, что , наряду со значительным объемом репертуара в целом, может свидетельствовать о высокой степени сохранности и известной мере продуктивности жанра
Ниже публикуются былички, записанные в Нижегородской области в последней четверти 20 – начале 21 в.в.
                                                  
                                    Домовой и домашние духи
 
Молоко часто у коровы пропадает. Когда на новое место жительства переходили, то говорят, что из-под ног коровы надо взять навоз и перенести его в новое стойло. А вот домового мы не задабривали. Поэтому, видно, и корова у нас болеет. А в Бочкарях мне ветеринар (?) велел погонять чужого домового хворостиной (ивовым прутом), По солнцу весь двор обойди три  раза и три раза «Богородицу» прочти. С востока на запад идти надо.
                                                            Сокольский  район, д. Косоурка
 
У нас как-то девчонка пришла с синяком на руке, а где стукнулась – не помнит. А дед говорит ей: «Это тебя дедушка домовой во сне укусил.»
А когда на новое место переезжаешь, надо домового с собой брать. Когда на новую квартиру переезжаешь, он кошкой или собакой обернется и покажется. Нужно его вперед себя запустить, чтобы счастье было.
У нас одного соседа домовой о пожаре предупредил. Обернулся кошкой и ластится. Мужик понял что-то. Бросился в сени, а они уж занялись.
                                                              Дальнеконстантиновский район, с. Маргиша
 
Дедушка домовой в овинной яме живет. Вот соберешься переезжать, возьмешь лапоть старый и говоришь: «Дедушка домовой, берем тебя на новое жительство.» И везешь лапоть через всю деревню.
                                                               Дальнеконстантиновский район, п. Суроватиха
 
Домовой жил везде: под печкой или во дворе под колодой. Обличье у него как у кошки, лохматый. Слышать его слышали. Домовой стонет, но стонет всегда к плохому. Его никто не видел.
                                                                Воротынский район, с. Фокино
 Домовой живет под печкой.
                                                               Воротынский район, с.Сомовка
 
Домовой под печкой живет. Бывало, стонет. Подходит к переднему углу. Спрашивают его: «Дедушка, к добру или к худу?» Хоть и нем, а говорит, к добру или к худу. Ворожит бабушка, чтобы он не мучил поросят.
Домовой в красной рубашке, косы (коням) плетет, синяки ставит. На дворах щекочет скотину.                              
                                                                Воротынский район, с. Львово
 
Говорят, домовой живет под печкой, стонет он да синяки ставит.
                                                                 Спасский район, с. Кирилловка.
 
Я сплю, слушаю, чего-то потащило с меня одеяло. Руками по ногам похлопал, дошел до горла и стал душить. Я рукой зажала его голову, хотела ее пощупать, а он исчез. Потом он стал меня с ватника (матраса) стаскивать. Говорю: «Дед, ну что ты меня маешь? На твоё место, что ли, легла?» И ушла я с кровати.
Много время прошло. Мы с дочкой Тоней спим. Домовой потащил одеяло. Тоня спросила: «Мам, кто это?» - «Да спи, - говорю, - ничего, это дедушка домовой.»
                                                                Кулебакский район, с. Ломовка.
 
 
 Мой сын сказал мне: «Мать, я видал дедушку домового.» Он к соседям в щелку глядел. «Красненький такой, - говорит, - наверно, с полметра. Постоял немного и пошел в сарай.»
                                                                    Кулебакский район, с.Шилокша
 
Домовой в каждом доме живет. Он не вредный, а хороший. Он всем домом ведает. Он иногда охает. Спроси тогда: «К добру или к худу охаешь?» Если к худу – сильно заохает, а если к добру, так и скажет  - к добру.
Домовой, он в лаптях живешь. И когда из дома переезжают в другой, то его с собой берут и говорят: «Дедушка домовой, пойдем с нами». И лапти с собой берут. И когда в другой дом переходят, то кошку обязательно вперед пускают.
                                                                      Кулебакский район, с.Велетьма
 
Кошку надо держать, чтобы домовёнок-от велся. Вот как приносишь кошку-то, так её надо перекрутить, так вот, три раза против солнышка. «Вот, соседушко-батюшко, я домовенка принесла. Нет кошечки непокорной, каждая животинка своему дому покорная. Полюби ее», - домовенку –то и говоришь. Вот так.
Хороший или плохой домовой для дома? Как полюбишь его. У меня  всё вот  ото сноха, царствие ей небесное, ак всё время оставляла на столе еду на ночь: домовой придет. ЧЁ, придет дак, он будет ись-то, за пустой стол чё ли сядет?» Всё время оставляла. То хлеба оставит, молока поставит…
Домовой не будет без кошки жить, кошка как домовёнок.
                                                                         г. Шахунья
 
Мне бабуля рассказывала. Что как-то просыпается и чувствует тяжесть на груди. Рукой машинально столкнула, думала – кот, мягкое потому что на ощупь было, а утором просыпается – кота нету, потом только впустила. Ей сказали, что это был домовой, жди беды. И правда, немного погодя один из ее сыновей попадает в страшную аварию, он еле остался жив.
                                                                        г. Н.Новгород
 
Оне, домвые-те, бат ишо, которые в семье будут жить, а которые не явются. Он, домовой, бывает, семью любит. Он придет, стонет там, в подполье, простонет у переднего угла, его спарашивают… Я вот слышала раз в новом дому … Так не раз. Мы маленьки-те были… У меня вот в новом дому стонал. Я сижу, обедаю..: «У.у, у-у, у-у». Третий раз простонал, больше не стонет. Я говорю: «Дедушка домовой, а, говорю, дедушка домовой! Если к худу –простони, а если к добру – перестань» Он ишо простонал. Я сразу поняла: это дедушка, и меня морозом одело, поняла, что дедушка. И я с койки-то слетела. И с робенком прямо слетела. С робенком слетела, и уж я без памяти. Я уж не выговорю, что: «Вася, Вася, вставай!» А он спал. А уж меня…Я запетрушилась, он вскочил, свет включил, я говорю: «Ты меня не пужал?» - «Нет.»  Я говорю: «Меня мужик какой-то напужал. Страшный. Господи!
А мне бы ведь… Как-то приходят в новый-от дом, там, видишь, обычай: «Дедушка домовой, пойдем со мной!» А я же не приглашала никого, думала, так и ладно, перешла и все. Вот. А я пришла, старым людям рассказала, говорят: «Ты пошла из другого-то дома, не приглашала?» -«Нет.» - «Так бы надо пригласить.» Вот.
Он еще не к всякому пойдет, дедушка-то домовой. Вон обедать садятся: «Дедушка домовой, иди обедать со мной.» Приглашают его обязательно, а то он ишо к кому и не пойдет домой.
Это что. Я вот пошла к старику одному, он говорит: «Надо обязательно вот это дело исполнить, а то тея так и будет пужать. Молебство было. Он мне дал листок. написал, помолилась, и батюшку этого тогда, Виктора-то, привозил… А то: перейдем, и ладно…
                                                                    Навашинский район, с. Горицы.
 
После войны одна женщина с ребенком временно жила в Подмосковье, в старом деревянном доме, потому что их дом в Москве разбомбили. Хозяин сразе ее предупредил, что в доме живет домовой. Он добрый и очень любопытный, большой, мягкий и пушистый, как кошка.. Если ночью ей станет вдруг трудно дышать и она почувствует тяжесть и тепло на груди, то пусть спросит, добро иль худо ждет ее.
И вот однажды она почувствовала, что не может вздохнуть. На груди тяжело, тепло и как будто кошачьи волоски лицо щекотят. Она дернулась, и существо стало слезать. Но вдогонку спросила: хорошо или худо ей будет? Дыхание над ухом прошептало: «Хо…». И через пару недель с войны вернулся ее муж.
                                                                                   г.Н.Новгород
 
В Ветлуге у дедушки с бабушкой вылупилось из яйца такое чудушко: маленькое, с бородой, одна ножка хроменькая, один глазик прищуренный, одна ручка как поджатое крылышко. Бабушка как увидела его, прозвала Корякой. А он вскочил на ножки,. И побежал глышом в стенку, и исчез. Ну, бабка знает, что делать в таком случае: подкармливает его. А Коряка по хозяйству помогал: следил за цыплятами, чтобы кот не утащил. Вот уж осень пришла, бабке жалко стало Коряку: холодно ему под печкой. Сшила ему одежку, лапти, положила под печку. Понравилась одежка Коряке, взял ее. Потом бабка смастерила ему куколку, и куколка ему понравилась. Бывало, бабка готовит пирог, глядит в зеркало – а там Коряка из-за печки выглядывает, следит, что бабка готовит. Она его подкармливает всякими сладостями. Бывало, дед сидит, сапоги ремонтирует, а в зеркале видит, Коряка тоже что-то штопает. Он, конечно, и безобразничает: тащит себе нитки с иголками, ножи (старики понимают, что это ему на дело), любит он и блестящие вещи. 
                                                                       г. Н.Новгород
 
Ну, однажды вот был такой разговор… Это еще говорила мне лёленька (крёстная) моя, тетушка. Ну, когда-то еще там было, не знаю… Вот пришла, значит, женщина, эта, и говорит: сходила она за грибами, да, с ней был мужчина, Ананий его звали. И вышла,  значит, какая-то там женщина, тоже, такая… странная, и говорит: «Ананий, Ананий, скажи Маланье, что мать померла.» И вдруг, говорит, эта, побежала из избы-те, побежала женщина. Откуда она взялась – не знаю, где-то в щеле была. И побежала с ревом. Вот.
Это вот рассказывала когда эта, она (Маланья) из избы-ти и побежала. Что тут такое было, откуда она появилась, эта женщина, не знаю. Неизвестно. Какой-то тут этот, да, домовой, что ль тут, или какая… вроде, ведьма какая, или, да, русалка какая. Это неизвестно, там, где это было (т.е. неизвестно, кто была мать Маланьи и где она померла) Только, значит, она вот в избе была, видимо, эта вота, женщина та, а когда пришли и рассказывают, она и побежала.
                                                                        Навашинский район, с. Поздняково.
 
 
                                                Нечистая сила
В войну было дело. Сидим мы , слышим, по  мосту (крыльцо) : хрясть, хрясть…Нина говорит мне: «Ты слышишь?» - «Слышу», - говорю. – «Закрой дверь!»
Я закрыла дверь и прочитала молитву. Но всё равно боязно. Открываю окошко, вылезхла, стучу соседу. А Нина тоже вышла и побежала к ребятам. Все вместе вошли мы на мост, никакого следочка на мосту на снегу нету.
                                            Кулебакский район, с. Ломовка.
Инно нас пужало. Это лично нас. Детей у меня много было. Девять человек. И один раз пришел сынишка с гулянья. Небольшой он был, лет четырнадцать. Пришел, запер все и лег спать.
Шагает (кто-то) в  лестнице (в сенях), как человек. Я. мол, Мишенька, ты всё запер? -  Всё запер.
Берёт  (кто-то) за накладку и «тук-тук-тук!»
Я: «Кто тут?» Нет никого. Легли. Только легли, опять эта история. Вертушок со свистом завертелся. Мы отворили дверь – никого.
                                         Кулебакский район, с.Шилокша
 
.А одних напужало. Муж и жена были. Тоже прошел он домой, запер всё. Слышат, кто-то идет. Она спрашивает: «Ты говорил, что запер всё?» - «Запер.» - «Кто же идет?» -  «Не знаю.»
Вдруг открывается одна дверь, другая, и в кухне дерется кто-то. А они спали в передней. И жена боялась ребенка напужать. Говорит мужу-то: «Иди, стань, посмотри!» - «Что хошь делай, не встану!» Ну, потом она сама встала, включила свет – нет никого. А только на печку заглянули, там возле трубы что-то вспыхнуло и сразу пропало.
                                           Кулебакский район, с. Шилокша.
 
Одна моя сестра осталась дома вечером одна. А было ей годков восемнадцать. Сидела она и думала о женихе. В этот день первый снег выпал. Выглянула она и увидела под окошком следы, но значения этому не придала. Поздно вечером стала она ложиться спать. А кровать у ней стояла напротив двери. И вдруг в дверях показался парень, белый такой. Бросился на нее и душить стал.
Испугалась она, ничего не могла сказать, а потом опомнилась и стала читать молитву. Парень сразу исчез, только пяткив дверях показались.
Это нечистый приходил ее пужать
                                          Кулебакский район, с. Шилокша.
 
Это дело было у соседей. Весна была, тишина стояла, и ветра не было. Вдруг вихрь поднялся, слюду с прясла (забор из жердей) сорвал и поднял на антену. А визг какой стоял! Прям страшный.
Так эта слюда и виселе на антене три дня. Потом упала на зщемлю. Это нечистая сила была.
                                          Кулебакский район, с. Шилокша.
 
Один парень с девушкой дружил. И вот пошел он ее провожать. Вдруг бежит черная кошка. Эта кошке хотела пробежать между ног  у девушки. Парень эту кошку ногой отпихнул. Когда пришли домой к этой девушке, то она стала просить парня, чтобы он остался у ней до первых петухов. Он не остался. Пошел домой. И кошка у него между ног пробежала. Через три дня парень умер.
Эта кошка была нечистая сила.
                                          Кулебакский район, с. Шилокша.
Вот что со мной было. Приготовила я четыре мешка капусты на базар. В этот день как раз ночевала у меня подруга. В полночь я проснулась. Это о н  меня уже будит. И до тех пор он будет ко мне приходить, пока я его побежу. А какой из меня победитель? Я испугалась, а подругу свою боюсь будить, потому что она больше у меня ночевать не будет.
 Так вот, он на печку полез. А у печки две ступеньки были. И вот, когда он поднимался на печку, ступеньки заскрипели. Я лежу, притаилась. Потом с печки спустился, на капусту лег. Капуста затрещала. Он сделался разморённый, не владеет собой. Я из избы тихонько вышла, взяла спички и пошла обратно домой. Зажгла спичку – она потухла. Зажгла другую. Она потухла. Зажгла третью. Посмотрела. Нигде никого нет. Это нечистый приходил меня пужать.
                                          Кулебакский район, с. Шилокша.
 
Старые люди рассказывали. Бывало, без креста не ходили, напугают враги (нечистая сила). Вот молодых обвенчали. Вдруг он, молодой, поехал куда-то работать. И она об нем начинает скучать. И он  к ней придет в облике мужа, враг-то.
Даже моя мать родная была этим искушена. Очень уж она стосковалась по мужу, была молоденька. Вдруг приходит он, голос его, говорит: « Подвинься, я лягу с тобой.» Тут ее сумление взяло. «Дай-ка пощупаю голову ему.»  Кудрява, и муж кудряв, ощупала. А он топырится, не дает ей. А там свекровь была. А муж был далеко. Она и крикнула свекровь, та соскочила. Вот не дает ей волосы-то трогать. Мать и говорит: «Господи!» Он как вскочит и заржал, и потом исчез. Но всё обошлось.
А котора баба допустит его до себя, он ее может до смерти  довести. И всё он боится креста. Он всё душу хочет погубить, искусить человека, а царь-то его наградит за душу человека. А как приходит да ложится, всё щупат, есть ли крест-то. А если есть, говорит: «Сыми крест-от.»  А если не сымат, то вскочит и кричит: «Что, догадалась?» Да и исчезает.
                                                                          Кулебакский район, с. Шилокша.
 
Был у меня дед, матери моей отец. Фанатически верил в нечистую силу. Он бабушку всё мою костерил: «Вот ты, такая-сякая, мазана-немазана, пожалела кропковску пешнику, Мефодием он его называл, четвертинку!» Печку ложил, и вот четвертинку, значит…не угостил его этой четвертинкой, он и оставил им нечистую силу.
Везде, на всех дверях висели у него липовые кресты. Приехал у меня тесть, стал он жаловаться про нечистую силу. Тесть говорит: «Да ты, Петр Семенович, перекрестись, прочитай молитву «Живые помощи», и никаких чертей не будет.» - «Хорошо тебе говорить, тебя бы в мой дом! Молитву, молитву… Не поможет молитва! Я думал, ты человек! Тебя бы в мой дом!» - и ушел.
                                                                        Навашинский район, с. Поздняково.
 
Однажды вечером пришла я с работы домой. Зима была, холодно. А я устала и не стопила, поленилась. Думаю: «Ночь пересплю.» Подошла к кровати, легла, а бога не помянула. Только глаза закрыла, слышу чьи-то «гиам – гиам – гиам». И чувствую, кто-то лег со мной и такой холодной рукой обнял. И я бога помянула, и он ушел. Это был Холод.
 
                                               Огненный змей
 
Теперь мы, подружки, лет нам было по пятнадцати, пошли с ребятами ночевать к одной нашей подружке в один дом. У неё родители уехали куда-то. Сидим на завалинке, смотрим – летит головёшка, она упала прям в соседний дом. Мы все попрыгали в дом в окошко.
А утром пришли по домам, давай рассказывать. А родители говорят, что он тосковал, этот человек, и к нему летал нечистый.
                                                                         Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Два раза у нас была шаровая молния. И вот один раз гром, дождь, и эта вот молния. Спалила она изрядно и упала за лесом. И вот я сам видел, как разлетелась она искрами за лесом, спалила деревья, а деревья как огненный шар рассыпались. А потом знающие люди сказали, что это нечистая сила прилетала.
                                                                         Кулебакский район, с. Гремячево
 
Раньше, бывала, кто затоскует по ком, ночей не спит, так возле дома неладное делаться начинает. Соседи глядят – сноп огненный  летат. Как до дома долетает, рассыпается весь искрами возле окна.
Тут и говорят, значит, прилетел, по ком тоскуют, добрался, утешил. А назавтра, смотришь, женщина, к которой летают, довольная ходит.
                                                                           Шарангский район, с. Пестово.
 
Светочи появляются в темноте в виде чего-то светящегося. Часто их наблюдают на кладбищах в виде свечи, зависают над могильным памятником, иногда в домах. Появляются перед смертью, расположившись на дорожке, по которой должна будет пройти похоронная процессия.
                                                                                       г. Н.Новгород.
 
                                                  Оборотни, ведьмы, колдуны.
 
Еще молодой был, с девкой одной из нашего села встречался. И вот возвращаемся как-то поздно домой, и Маруся спрашиват: «Это чего?» Гляжу, клубок черный и палка. Я-то не испугался, а Маруся тянет и тянет меня домой. А шар катится за нами и вырастает, а палка в клюшку превращается. Смотрю, бабка Митрохина стоит. Я ей говорю: «Ты чевой-то не на своей стороне среди ночи? Давай провожу.» - «Я на своей стороне», - говорит. И ушла.
                                                                             Кулебакский район, с. Гремячево.
Колдун может сделать залом. Делается на поле, чтобы сгнил урожай. Для этого берется несколько злаков с поля, вяжутся вместе и он приминает их ногой. Разбить хлебный залом может только добрый колдун или батюшка, проведя определенный ритуал.
                                                                              г. Н.Новгород
Жил в деревне один колдун. Но никто не знал, что это колдун. А вот как в дом какой-нибудь придет он, там или покойник появляется, или же хворь какая овладевает человеком. Люди и заметили это и решили проверить. Когда он пошёл, . и в его след булавку воткнули. А как закувыркался, завертелся! Ну, чё, и сразу все увидели, что это колдун.
                                                                               Кулебакский район, с. Гремячево
 
Вот у нас мужик тут один жил, так он после этого случая уехал.
Праздник был какой-то, ну чё, подвыпил, идёт. Вдруг, глянь, свинья. Ещё думает, чья это может быть, среди ночи носится, а она ему под ноги. Ну, он, не долго думая, за нож и прибить хотел. А подвыпимши был, и ухо-то ей отсёк. На следующий день видит, соседка с завязанными ушами. Сорвал с неё повязку, а у ней уха нет. Оказывается, совсем это не свинья была, а оборотень.
                                                                               Кулебакский район, с. Гремячево
 
Когда колдун умирает, то должен передать своих бесов. Одна старуха была у нас, колдуньей ее считали. И вот она заболела. К ней никто не ходил, и бесов передать ей некому было. Но люди видят, что она день не выходит, другой не выходит, пошли посмотреть. Пришли в дом, смотрят, а она под печкой лежит. А щель така узкая! Это ее злые духи запихали.
                                                                               Кулебакский район, с. Гремячево
 
У нас оборотни вправду были. Минька умел перекидываться. Шли мы раз с гулянья. Идем Архиповкой, толкуем про Миньку. Вдруг прямо из ворот, из закрытых, из досок-то, лошадь по грудь высунулась, как заржёт! Это точно был оборотень. Мы  давай Бог ноги!
                                                                                 Сосновский район, с. Лесуново.
 
Санька да Ванька в баню всегда вместе ходили. А тут пришлось Ваньке на базар уехать. Остался Санька дома. В баню идти он боится. Сидит и ждет Ваньку. Приезжает Ванька и сразу говорит: «Ну, пошли в баню.» Пришли они в баню. Ванька уселся в углу на полу, Санька разметался на полке. Вот Сванька и говорит: «Ну-ка, Ванька, поддай пару!» Тот взял кружку, протянул руку да и подает ему из угла-то , да прямо на полку. Санька увидал такое, вскочил да и бежать из бани. Даже одеться забыл. Прибежал домой, еле-еле отдышался.
Вдруг видит, Ванька едет. Приехал и сразу говорит: «Пойдем в баню.» Пришли они в баню. Забрался Санька на полку, а Ванька в углу уселся. Вот Санька и говорит: «А знаешь, Ванька, я ведь без тебя с оборотнем мылся.» И рассказал ему, что с ним было. Рассказал, а Ванька-то и говорит: «Да рука-то что, а ты погляди, нога-то!» Поднял ногу и уперся ей в другой угол. Санька соскочил с полки и что есто мочи домой побежал.
С тех пор он совсем в баню не ходит. Даже с настоящим Ванькой.
                                                                                 Первомайский район, с. Лапша.
 
Морок – мелкая нечисть, любит насылать на людей разные глюки. Например, может краем глаза показаться несуществующее животное, человек или еще что-либо. А обернешься – этого уже нет. Подобно дворовым или домовым духам морок превращается, как правило, в курицу, собаку, кошку, в то, что мы обычно не замечаем или не обращаем внимания.
                                                                                                 г. Н.Новгород
 
                                                      Видения
 
                                                                              
Раз шла я из Ломовки. Шла поздно уж. Один мосточек прошла, до другого еще не дошла. А время уж было часов одиннадцать. И вдруг под мостом как лошадь заржала. Заржала и за смеялась.
Мужики мне потом говорили, что есто пичужка, котора ржёт. Но это была не пичужка. А мать моя говорила: «тут сроду пужат. Тут три самоубийцы захоронены. Один застрелился, а двое удавились.»
                                                                          Кулебакский район, с. Шилокша.
 
Когда умер у меня муж, приснился мне сон. Будто взошла я в церкву с сыном Славкой и смотрю, там ангелочки летают. А я Славку не вижу, а он кричит: «Мам, у нас папа осенью умрет!» И вот в самом деле он в декабре умер (а по старому календарю – осень).  И когда он умер, пошла я на девятый день сена дать корове. Открыла дверь, а муж мой стоит в шапке. И я убежала в дом. И в окошко гляжу, а по крыше так и завьюжило. Вот какое видение привиделось.
А на двадцатый день привиделось мне видение. Не ложуся я на кровать, где с мужем спала, всё на печке сплю. А дети и гворят: «Что не спишь, ложись на кровать, привыкай без отца.» Легла тогда я на кровать, стали спать, времени пол-одиннадцатого. Я задремала, не спала. Чувствую, кто-то за руку схватил. Открываю глаза, гляжу – муж стоит, в чем похоронили, и за руку меня дергает. И я говорю: «Во имя отца и сына…» А «аминь» уж от страха и не могу сказать. И как сказала, он стал пропадать, сперва по грудь, потом по пояс и совсем пропал. Вот видется-то! А говорить с ним нельзя. Если заговоришь – он убьёт. Он приходил, чтоб убить.
 Вот на сороковой день что было. Пришли ко мне стряпать. Легли мы с одной подругой на кровать, а две другие на полу. Мне чудится, что по ковру рука мужа шарит. Я уснула, снится: мы с нми едем на салазках с горы. И мне по ноге салазками стукнуло. Утром встаем мы в шесть часов. Стала я чулки надевать, и гляжу, вся нога синяя – он ударил, значит, нечистый дух.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Рассказывала одна работница у нас в Кулебаках. У одних знакомых был год, как сын умер, и они его поминали. И было им видение. Приходит к ним маленький мальчик и говорит: «Вы вот его поминаете, а меня никто не поминает.» И он рассказал всё: где живет, как фамилия, как родителей зовут. Был он из Мурома. И эта тетка поехала в Муром, пошла по тому адресу и нашла его родителей, а они были старообрядцы (староверы) и точно его не поминали.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
 
У одной девочки бабушка работала сторожем на кладбище. И вот однажды у этой девочки папа с мамой ушли ночевать куда-то. И она осталась одна и попросилась к бабушке в сторожку. Бабушка и говорит: «Ты, чай, бояться будешь:» А девочка и отвечает: «Да нет, я не боюсь.» И стала у ней ночевать. Сели они пить чай ночью без света. Девочка и говорит: «Бабушка, почему мы без света пьем?» А бабушка и говорит ей, что если зажечь свет, соберутся покойники и окружат их и  убьют.
Время было одиннадцать часов. Бабушка и говорит: «Вот будет двенадцать часов, и мы псмотрим, как будут собираться покойники на площадке. И в двенадцать часов увидали, как собираются покойники, заполнили площадь. Долго стояли и говорили. И исчезли они только когда петух закричал.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
А знаете, что еще было со мной? Мать-то неродная была. И сказали, растут на Ворыкинском пригоне грибы. Рожь еще не выжата была, в августе, значит. Я утром встала ранешенько. «Я,- гворю,- пойду.» Взяла лукошко и пошла. Зашла к тётке Елене. Я говорю: «Настя пойдет в лес?» - «Что ты, с ума сошла, еще солнышко не взошло, куда тебя! Иди домой сейчас же спать!» Мол, не пойду. Пришла на Ворыкинский пригон, ходила-ходила по этим, опёнки по пням-то, опёнки были – нету, пошла туда в лес, рыжиков хоть, говорю, поберу, и слышу, как поросёнок визжит. Я говорю: «Это, наверно, из Потугова коров выгоняют, верно, только солнышко поднимается. И опять хожу. Потом, нет, слышу, поросенок визжит. Да, поросенок визжит. А их и поросят вместе с коровами гоняли. Я как перепугалась! И помню, ходили по ягоды, нас одна старушка молитву вела «Да воскреснет бог…»И хожу, думаю, вот сейчас пойду. И слышу, топотом вот так вот через меня полем, как кони топотом. Я присела. Я говорю, чтобы не видели меня. Пробежали кони, я вышла, погляжу – никаких коней нет. Нигде никого нет. И пошла домой. Это километра три я от дома ушла. Пришла домой, токо завтракать сели дома-то, отец-от, тятенька, ложку положил и говорит: «В душу тебя мать, ты куда пошла? Там, говорит, в Новорихино, этих, обозом что ходили, убили одного, дак он всё встаёт – ревёт.» Я тогда и испугалась Он и говорит: «Ишо ты только у меня уди в лес-от, в лес куда не спросяся! Тебя, говорит, всю бы изломало. Изломало бы, да бросили бы где-нибудь.»
Раньше много было, а теперь негде им, этим лешиям, жить.
                                                                                  .г.Шахунья.
 
                                                               Леший
 
Лешие в каждом лесу живут. Если пойдешь в лес, никогда не аукайся с незнакомым голосом. Это леший кричит, таким нечеловеческим голосом. Аукайся только со своей подругой по именам, а то леший в лес заведет.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Зайдя в лес, обязательно надо попросить хозяина леса о разрешении  и извиниться. А выйдя из леса, поблагодарить. Как-то раз, возвращаясь из леса с огромной корзиной грибов, лесник забыл отдать поклон лешему. Возвращался он домой по шоссе. На пеньке возле дороги сидит мужик, курит. Зовет его рукой и спрашивает: «Мол, ты тот-то и тот-то, я тебя знаю. Мне нужна твоя помощь: дома у меня стоит пять литров самогона, вот только жена у меня зараза, ключ от дома забрала и не пускает. Но сейчас ее дома нет. Ты перелез бы через забор, открыл бы мне дверь. И мы с тобой распили б самогон.»
Ну. мужик согласился, конечно, на халяву почему б и не выпить , да и устал с дороги. Идут они вдоль шоссе. Вроде и не сворачивали, но место незнакомое. Вдоль дороги и вправду дом стоит, обнесенный высоким забором. Мужик ему и говорит: «Вот спрыгнешь с забора, слева от двери висят ключи, посередине ключ от ворот, откроешь их и пойдем в дом.»  Ну, лесник забрался на этот высоченный забор, только хотел спрыгнуть, тут мимо проехал грузовик, и мужик очнулся. Оказалось, сидит он не на заборе, а на высокой березе, благо, еще ветка не подвела, а внизу глубокий ров с заточенными кольями. Вот спрыгни он с «забора», и остался бы в этом лесу навсегда.
                                                                         г. Н.Новгород
 
Ходили мы с троюродной сестрой за калиной. Я кричу: «Лёсаня!» Она рвет калину и откликается мне. Потом она не стала откликаться. Я выбежала, смотрю: кустарник, а около него огромная женщина, косы большущие, до самых пят и толстенные, калину рвет и в корзину – раз, раз. Это была лешиха. Мы  убежали.
                                                   Кулебакский район, с. Ломовка
 
У меня был двоюродный брат. Он жил на разъезде. Идет он раз ночью в Ломовку, и нагоняет его товарищ с Тёши, спрашивает его: «Ты куда идешь?» - «К своей девушке.»
У Васи (брата) был велосипед. Друг этот говорит: «Пойдем через воду, ты иди первый.» Вася пошел и провалился. «Господи!» - воскликнул. А леший больно засмеялся.
Вася сказал: «Больше не поеду ночью!» С тех пор он ночью не ездил.
                                                   Кулебакский район, с. Ломовка
 
Мать мне рассказывала. Пошла она в лес за малиной одна. А подруги всё ей: «Воьми да возьми нас.» А она не взяла.
Рвет малину сильно. Рвала, рвала. Вдруг слышит, кричат ей потихоньку: «Ау, ау.2 Она не откликацца. По другому зовут. Уже запищали. А она говорит: «Подоужки, я вас не боюсь.» (Они ей сказали, что напугают.) Она давай читать молитву. Как посмотрела на просеку, а там леший стоит выше леса. «Ага, - говорит,- догадалась!»
Ему откликацца нельзя.  Как откликнешься, он всё ближе к тебе, всё ближе.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Вот рассказывала баушка моя. Они шли с ягодами из леса. Их напугали три медведя. Нарвали они брусники много. Идут, а им навстречу медведи. Все бабы бросили свои ягоды и побежали, а баушка моя к медведям бежит. Медведи не глядят на неё, а она за ними идет. Одна баба догадалась, вернулась и баушку схватила.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма. 
 
Однажды лесник Зотов был на кордоне. Была поздняя осень. Шел он домой, на дороге ему попался его управляющий. Он и гворит леснику: «Пойдем вместе домой. Да пойдем через воду, она замерзла, хорошо идти будет.» Ну, и пошли они. Шли они, шли, а лесник так и ботнулся в воду, прямо в полушубке. А леший так и засмеялся, да очень громко. Лесник прибежал без памяти.
                                                   Кулебакский район, с. Ломовка
 
Если в лес пойдете, то кричите друг друга только по имени, а не «ау».Когда мы были еще в девчатах, жгли ночью сучки с лесником на горе.  А у нас одна девчонка такая шальная была, давай кричать просто так: «Ау! Ау!». А ей леший далеко, далеко откликается: «Ау, ау!». И вот все ближе и ближе слышно. И вот уже совсем рядом: «Ау!».
Мы к леснику все бежать скорей. Всё ему рассказали. Эх, и ругал он эту девку! Говорил: «Это леший.»
                                                   Кулебакский район, с. Ломовка
 
                                          Русалки, водяные.
 
Рассказывали вот как. В лесу ребяты жили, они там работали. Каждый вечер к их окошку подходит какая-то девушка и долго стоит у окна. Один говорит: «Я не боюсь, пойду узнаю, что за девушка.» Он вышел, а она говорит: «Я русалка, ты мне крест надень, я пойду за тебя замуж.»
Он ей крест надел, она за него замуж и вышла.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Рыбак повстречал русалок, и они забрали его к себе. А у него жена и дети. Рыбак попросился с ними попрощаться. Русалки предупредили его, что если он не вернется до рассвета, то они его в следующий раз защекотят до смерти. И не видать ему покоя – он захлебнется в любой воде. Он так и сделал: попрощался с родными и ушел. И больше его никто не видел.
                                                   г.Н.Новгород 
 
Мой днд был рыболов. Но рыбу он всегда удил ночью, и никого не боялся. Встал он одной ночью, попил чай и идет на пруд. Садится в лодку свою и едет рыбу удить. Поехал, половил рыбы и едет обратно. Едет по пруду, а за ним копна сена плывет. Когда доплыл до берега, встал перед церковью и говорит: «Господи Исуси!» Обернулся он, а копна и разлетелась.
                                                  Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Мама меня учила: «Если испугаешься какой нечистой силы, крестись и говори: Моё место свято, а твоё проклято.»
И вот однажды шла я с поселка от тетки домой. Вечер уж был, часов в десять. А мне речку переходить надо было. Подхожу я к переходу, слышу – а там кто-то так страшно хохеет: «Охо, охо, охо…» Я испугалась и говорю: «Мое место свято, а твое проклято.» И кто-то ботнулся по воде и побежал вверх по реке. Видать, водяной был.
                                                  Кулебакский район, с. Ломовка
 
Давно-давно моему отцу водяной показался лошадью. На закате он с женой метал стог около речки. Он и говорит жене: «Я пойду искупаюсь в Тёше.» Хотел он окунуться, глядит, лошадь идет по воде прямо на него. Он и сказал: «Моё место свято, а твоё проклято.» И лошадь как провалилась. Это был водяной.
                                                  Кулебакский район, с. Ломовка.
 
Мой муж говорил. Шли они из лугов поздно. Глядят, идёт женщина с ведром иманит: «Жута, жута, жута…» Доходит до озера и – бух!- в него. Мы, говорит, без ума домой побежали.
                                                  Кулебакский район, с. Шилокша
 
Отец мой говорил.: «Один раз шли мы, ещё молодые были. Вдруг вылезла из озера и: «Ух! Ух! Ух1» Вроде как свинья, ног-те нет, а вроде как плёса (рыбий хвост) И потом опять в воду.
                                                  Кулебакский район, с. Шилокша
 
                                                                 Клады
 
Вот я слыхала про клады. Графиня Уварова раньше хозяйка всех этих владений была. И она забывала клады. И еще раньше здесь много разбойников было. И они зарывали клады. И вот эти клады всё раньше казались, но его нужно уметь взять было, а никто не умел. И одному мужику показалось около попова луга: девчонка с красной косынкой пляшет и пляшет, а косынка у нее так и полыхает. Это, видать, клад ему казался, только и он взять его не сумел.
                                                                         Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Рассказывали мне маленькой, что материна сестра в девчонках, как только все уходят из дома, боялась сильно: как все уйдут, мячик начинал кататься ей под ноги. Её научили. Ей говорят: Ты, как только он начнет кататься, брось в него чем-нибудь.
Она бросила, а оттуда золото выпало. Но она никому ничего не сказала. А после смерти нашли у неё два горшка золота.
                                                                         Кулебакский район, с. Велетьма.
 
Моя мама рассказывала, что у нас дедушкиному отцу клад выходил, а он не сумел взять. Шёл он однажды, вдруг откуда не возьмись, петух. И так и распевает ему песнии. Прадед наш после оглянулся, а уж петуха и нет. А петух этот был красный, как огонь. Пришел он домой и рассказал все отцу. А отец его и говорит: «Это тебе клад вышел. Здесь прежде разбойники ходили и на какой раз клад положут, тому он и явится. Надо было лукнуть его палочкой, и он бы рассыпался деньгами.
                                                  Кулебакский район, с. Ломовка.
 
 
 Материал опубликован 24 апреля 2007 г.
                          
 
                       
 
    

(1.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Гусарова Т.В.
  • Размер: 63.85 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Гусарова Т.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 1
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 2
Балахнинские частушки. Часть I
Балахнинские частушки. Часть II
Балахнинские частушки. Часть III
Балахнинские частушки. Часть IV
Балахнинские частушки. Часть V
Балахнинские частушки. Часть VI
Балахнинские частушки. Часть VII
Балахнинские частушки. Часть VIII
Балахнинские частушки. Часть IX
Балахнинские частушки. Часть X
Балахнинские частушки. Часть XI
Балахнинские частушки. Часть XII
Балахнинские частушки. Часть XIII
Балахнинские частушки. Часть XIV
Балахнинские частушки. Часть XV
Балахнинские частушки. Часть XVI
Балахнинские частушки. Часть XVII
Балахнинские частушки. Часть XVIII
Балахнинские частушки. Часть XIX
Балахнинские частушки. Часть XX
Балахнинские частушки. Часть XXI
Балахнинские частушки. Часть XXII
Балахнинские частушки. Часть XXIII
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть I
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть II
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть III
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть IV
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть V
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть I
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть II
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть III
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть IV
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть I
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть II
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть III
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть I
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть I
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть I
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть II
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть IV
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть V
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки Часть 1
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 2
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 3
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 4
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 1
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 2
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 3
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 4
Перевозские частушки. Часть 1
Перевозские частушки. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 1
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 3
Павловские частушки. Часть 1
Павловские частушки. Часть 2
Павловские частушки. Часть 3
200 частушек. Часть 1
200 частушек. Часть 2
200 частушек. Часть 3.
Ветлужские были. Часть1
Ветлужские были. Часть 2
Ветлужские были. Часть 3
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть I
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть II
Фольклор Вадского района (в записях последней трети XX века)
Фольклор Вадского района. Часть II
Фольклор Вадского района. Часть III
Всяк кулик на своей кочке велик. Народные пословицы и поговорки о птицах
Е.В. Тихомирова. Частушки из д. Вилеж Сокольского района
Рыбка мелкА, да уха сладкА. Народные пословицы и поговорки о рыбах.
Красна птица перьем, а человек ученьем. Народные пословицы и поговорки о науке, знаниях, учёбе, книгах
Народные приметы о лете и осени
Народные приметы о зиме и весне
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Мужские (лирические, рекрутские, тюремные, революционные)
Частушки на проводы в армию
Чего сейчас не жить?! Помирать не надо!.. Токо бы войны не было!
Частушки из Сокольского района Нижегородской области
А.В. Петухова. Частушки из Гагинского района Нижегородской области
Частушки из Перевозского района Нижегородской области
Былички из Сокольского района Нижегородской области
«Это не ложь, это правда…» Деревенский рассказ про любовь
Хороводная песня «А мы кустья чистили»
Топонимические предания Павловского района Нижегородской области: гора Дина, село Вареж, село Абабково
Поговорки из села Успенское Первомайского района Нижегородской области
Поговорки из села Сонино Навашингского района Нижегородской области
Частушки (деревня Ивашкино Вадского района Нижегородской области)
Сказки: Три аршина земли, Верное средство, Не всякая правда – истина
Д. Севостьянова. К добру или к худу? Рассказы о домовых
Царь Горох. Волшебная сказка
А. Лохова. Животворящий крест: пурехская легенда
А. Лохова. Предания старого тракта
СКАЗКИ БАБУШКИ НЮРЫ
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ. Воротынский район Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100