Трудовые песни – жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Они являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.
В.А.Гиляровский «Моих счкитаниях»описывает такой эпизод из жизни бурлацкой «аравушки»: «И на повороте Волги, когда мы переваливали песчаную косу, сразу натянулась бичева и нас рвануло назад… Двинулись, качаясь и задыхаясь…
- Федька, пудиля! – хрипел Костыга.
И сзади меня чудный высокий тенор затянул звонко и приказательно:
- Белый пудель шаговит…
- Шаговит, шаговит…- отозвалась на разные голоса ватага…
И установившись в такт шага, утопая в песке, мы уже пели черного пуделя:
- Черный пудель шаговит, шаговит…
Черный пудель шаговит, шаговит…»
И далее он пишет: «С упорством черного пуделя я добивался у всех бурлаков: откуда взялся этот черный пудель? Никто не знал. Один ответ: «Испокон так поют. .. Уж оченно сподручно: белый – рванешь, черный – устроишься… И пойдешь, и пойдешь, и всё под ногу».
Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре. Среди них особенно широкое распространение имели так называемые «дубинушки» - песни крючников, бурлаков, носильщиков, лодочников, сложенные на больших русских реках – Волге, Каме, на Дону и в других местах.
Н.А. Усов
«Дубинушка» волжских бурлаков
Запевала: Эй, ребятки, собирайтесь!
За веревочку хватайтесь!
Артель подхватывает запевалу следующим припевом, который затем неизменно повторяется:
Эй, дубинушка, ухнем,
Эй, дубинушка, подернем,
Ай, зеленая, сама пойдет!
Дернем, подернем, да ухнем!
Варианты запевок бесконечны. Запевала часто импровизирует их, отражая в своих песнях быт и настроения своей артели или остро высмеивая своих работодателей.
Ну, ребята, не робейте,
Своей силы не жалейте!
Ну-ко, примемся за дело.
Чтоб оно у нас кипело!
Мы потянемте дружнее,
Чтобы было веселее.
Ну-тко, примемся дружнее.
Чтобы дело шло скорее!
Ну, ребята, не зевайте,
Веселее напирайте.
Ой, ребята, дери глотку!
Нам хозяин даст на водку!
Ты, хозяин, не скупися,
Дать на водку расступися!
Нас хозяин всех уважит,
Толстый кукиш свой покажет!
Запоемте песню толком.
Не шабашат что-то долго.
По последнему залогу
Мы найдем к вину дорогу!
Мы последнюю затурим,
Сядем, трубочку закурим.
Эх, пора нам подниматься,
За веревочку хвататься.
Ну, ребята, не ленитесь,
Вы хозяйна постыдитесь!
Видно, Волга не сломила
Богатырску нашу силу!
Поработаем до поту,
Пообедаем в охоту!
Свои силы понатужим,
Мы добудем и на ужин!
Как макарьевски мещане
Скоро к нам придут со щами!
Эх, если б водкой напоили
Веселее бы крутили!
В кабаках купцы большие
Пьют наливочки густые.
А мужицкой нашей глотке
Не хватает даже водки!
Что, ребята, припотели?
Значит, выпить захотели!
Наши ноженьки не ходят,
Дернешь водки – все проходит!
Отчего же рукам больно?
Нам работушки довольно!
Золотая наша рота
Тащит черта из болота!
У нас приказчик был хороший,
Пропил он пальто, галоши!
Проезжал купчина чинный,
Потерял тулуп овчинный!
При ходе судна «подачей», стаскивании с мели запевали в такт шагу:
Вот пошли да повели!
Правой – левой заступи!
Или просто:
Ой, раз, ой, раз!
Еще разик, еще раз!
Когда судно или груз сдвинули с места, поется другая запевка, с сильными ударениями на первом слоге каждого слова:
Сорвали, сорвали,
Говори, что сорвали.
Ты опять говори,
Что сорвали, сорвали!
При необходимости усилий более продолжительных и в то же время более напряженных применяется запевка:
Вглядись, друг,
Возьмись вдруг,
Да – у-ух!
С последним словом бурлаки всей своей силой налегали на лямки или на рычаги ворота. При неудаче начинался более унылый и вялый напев:
Эх, да вот нейдет, нейдет!
Нейдет – да пойдет, пойдет,
Да – у-ух!
И снова такое же сильное и длительное напряжение. При сдвиге судна или тяжести артель быстро и оживленно подхватывает:
Вот пошел, таки пошел,
Он пошел, да и пошел!
Он и ходом- ходом- ходом,
Ходом походу пошел!
Или поют «Дубинушку», но с другим, веселым, четким и бойким припевом:
Раззеленая, сама пойдет,
Идет-идет, сама пойдет!
Идет-идет, сама пойдет!
При ведении судов лямкой, когда непогода, ветер или быстрое течение, несмотря на тяжелые усилия, гнали судно обратно, бурлаки перекидывали лямки с груди на спину и, обратившись лицом к относимому судну, наваливались на них всем корпусом, почти совсем ложась на спины и упираясь в то же время ногами в прибрежный песок, камни и корни деревьев, затягивали жалобную запевку:
Ой, матушка Волга,
Широка и долга!
Укачала, уваляла,
У нас силушки не стало!
Ох!
Песни грузчиков
На выгрузке из трюма судна припевали:
Эй, катай, братцы, катай, знай, покатывай – катай!
Эй, валяй, братцы, валяй, знай, поваливай – валяй!
Когда тяжесть сдвигалась с места, грузчики в такт своему шагу подпевали:
Идет, идет…
Сама пошла, сама пошла…
Идет - идет, идет - идет…
При накладывании ноши на спину грузчика двое «подавальщиков» припевали:
Эй, старатели, валяй!
Выше ношу понимай!
Ой, поднять нам тяжеленько!
Поднатужимся маленько!
Если груз случайно падал со спины грузчика или из рук «подавальщиков», то при новом подъеме этого груза припевали:
Ах, за те же денежки,
Да еще разок!
Запевала подбадривает иногда грузчиков запевкой ускоренных темпов:
Эх, было дела на два дня,
Мы закончим все в полдня!
Или запевками обычного темпа работы, но иного содержания:
Запоемте песню нову
Про Дуняшу черноброву!
Как Дуняша воду носит,
А Иван напиться просит!
Городские девки модны,
Каждый день сидят голодны!
А как наши-то девицы
Все румяны, круглолицы!
Наши девушки печальны:
Косоплеточки мочальны!
Как по улице Покровке
Пробежали две плутовки!
Н. Новгород, 1916 г.
© Открытый текст
размещено 20.09.2009