museum/nn/aetnolog/folk/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст музея  /  Нижний Новгород  /  Этнологический музей  / 
   Фольклор

 Фольклор
Размер шрифта: распечатать




Сказки (10.49 Kb)

 
Про мужика-дурака.
 
Жил-был мужик-дурак. Послала его баба в поле сеять. Вот он борозду пропашет, высыпет мешок зерна и завалит землей. Три дня он так сеял. Решила баба проверить. Как он поле засеял. Сама поехала в поле, а мужику велела рубахи выстирать. Тесто заквасить и цыплят стеречь.
Наказала и уехала. А мужик пошел на реку рубахи стирать. Шёл-шёл, вспомнил, что тесто не заквасил, бросил рубахи и домой побежал. А рубахи тем временем кто-то спрятал. Тесто заквасил – пока рубахи искал, оно убежало. Цыплят всех вместе связал – прилетел коршун да всех их и унес. Испугался мужик, что жена его ругать будет, взял да в печку и спрятался. Приехала жена, видит: рубах нет, тесто убежало, цыплят нет, и мужик исчез. Утром стала она печку топить, увидала там мужика, его оттоль вытащила и выгнала. Когда выгоняла, приговаривала: «Чтобы не было, не было!».
Вот пошел мужик. Идет и видит: рыбаки рыбу ловят. А он идет и приговаривает: «Чтобы не было, не было!». Стали его рыбаки ругать: «Зачем ты так говоришь? Ты бы говорил: «Кабы пять-шесть сразу!». – «Ладно, - отвечает мужик,- в следующий раз так и буду говорить».
Идет он дальше, а навстречу покойника несут. А он идет и  приговаривает: «Эх, кабы пять-шесть сразу!». Говорят ему люди: «Что ты, дурень, мелешь? Ты говори: упокой вас, Господи, помяни вас, Господи». – «Хорошо,- согласился мужик, - в следующий раз так и буду говорить».
Идет дальше, а там свадьбу справляют. Он и говорит молодым: «Упокой вас, Господи, помяни вас, Господи». Неприятно стало молодым. Говорят они ему: «Дурень ты, дурень. Что ты говоришь? Ты бы лучше плясал да веселился»
Вот пошел мужик дальше. А навстречу мужик едет с горшками на базар. Вскочил дурень к нему на телегу, стал плясать, горшки и кринки топтать. Все кринки у мужика перетюрил.
Рассердился мужик тут, и убил его.
Записано от Ранецкой А.В.,
1909 г. рожд., в д.Петровка Первомайского района
14 июля 1970г. Шаровой А.П.
 
Как поп отелился.
 
Жил да был необыкновенно толстый поп. И захотел он похудеть. Пошел он в больницу, пришел и говорит: «Посмотрите меня и скажите, как мне от толщины избавиться?» А был этот поп еще и глуховат. Доктор ему говорит: «Да, ты, батюшка, тельный!» Толстый, значит. А попу послышалось, что он стельный. Думает поп: «Пойду-ка я из дома, чтоб никто не видел, как я отелюсь!»
Взял он топор, сумку и пошел, куда глаза глядят. А на улице зима, мороз крепкий. Шел поп, шел, и видит: лежит мерзлый человек. Решил поп снять с него сапоги. А они не сымаются. Отрубил он ему ноги вместе с сапогами и решил. Что где-нибудь отогреет эти ноги и снимет сапоги.
Шел он, шел, видит – стоит дом. Попросил он хозяев, чтоб пустили его переночевать. На ночь положили его спать на печь. Вынул он сапоги, положил рядом с собой: пусть отогреются.
Ночью у хозяев отелилась корова. Внесли они теленка в избу и положили к попу в ноги, чтоб тот отогрелся. Среди ночи просыпается поп, начал он шарить вокруг себя, сапоги искать, и нащупал теленка. Испугался поп. «Эх, отелился, да еще в чужом доме», - думает. И домой бежать!
Хозяева проснулись, смотрят: ноги в сапогах стоят, а попа нет. «Ну, - думают, - съел наш теленок попа! Надо молчать про это!»
Так дело и кончилось. А поп до сих пор живет, а на живот и не смотрит.
Записано от Галкиной Е.В.,
1919 г. рожд., в д. Лапша Первомайского района
7 июля 1970г. Соловьевой Е.А.  
 
Жила-была одна девушка. Эта девушка была очень умная, трудолюбивая, и в почете была всегда, но отец у нее был бедный. А в соседнем селе был богач. Сын его был маленький, щупленький, недоученный. Бедный и решил отдать дочь за сына богача. А богачу это выгодно было: работница она была хорошая. Вот и взял ее богач – из-за выгоды. Да и полюбили они ее как дочь. А девушке жених-то не понравился. И вот стали играть свадьбу. Суженые сидели за столом, девушка и решила ему сказать, что она его не любит и жить с ним не будет. Пригрозила, что, если он расскажет кому об их разговоре, она с ним разделается, бросит его в кипящий котел. И правда, могла она его взять в охапку и выбросить куда угодно.
Испугался сын богача. Вышел он из-за стола и говорит отцу: «Я с этой девушкой жить не буду. Она мне не нравится. Или она, или я». А им она была выгодна. Да и понравилась она им. Они и сказали: «Иди». Вот пошел он, и уходя сказал, что, если он не вернется через шесть лет, пусть считают, что он погиб, что у них нет больше сына. Назначил срок, в который он должен вернуться, и с тем ушел.
Вот проходит время. Пришел срок, а его все нет. Тогда девушке разрешили выходить за другого замуж. А выдавали они ее как родную дочь. В это время и является ее пропавший муж. Он попросился ночевать к брату. Брата дома не было, а была только сноха, которая его не узнала. За то время, что его тут не было, он набрался сил, окреп, выучился играть на баяне. Вот он сидит, играет. Сноха как услышала, как он играет, говорит ему: «Вот ты как раз ко времени пришел. У нас свадьбу собираются играть. Вот ты на ней и поиграешь». И рассказала ему все. Тут вернулся домой брат, и брат его тоже не узнал.
И вот девишник перед свадьбой. Пришел жених, погуляли, повеселились. Жених уходит домой, а этот остался ночевать. Невеста в особой комнате лежала. Он заметил, где она спит. Когда все уснули, он взял ведро с помоями , прошел к ней в комнату и облил ее. Та подняла шум, все сбежались, стали возмущаться: «Кто еще такой выискался! А мы-то сначала решили, что он хороший, а он вон что вытворяет!» А он и говорит: «Не шумите! Я еще ей мало отомстил. Она меня хотела в котел бросить и сварить». И рассказал им все.
Невеста ему простила. Она призналась: «Так и надо было со мной сделать. Я тогда действительно дурой была». Родители обрадовались. Свадьбу теперь уж справили сыну. И зажили они очень хорошо.
А тот жених остался ни с чем.
Записано от Галкиной Е.В.,
1919 г. рожд., в д. Лапша Первомайского района
7 июля 1970г. Шаровой А.П.
 
Коза и зайка.
 
Жила коза и зайка. У козы была избушка ледяная, а у зайцыка лубяная. Пришла весна, у козе избушка растаяла. Она к заиньке пришла, зайку выгнала из дому, на пецку взобралась. Заинька вышел, плацет.
Идет к нему лиса. «Что, зайка, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, мы выгонем». Подошли к избушке. Лиса спрашивает: «Кто в заинькиной избушке?» - «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Лиса убежала.
Идет опять зайка, плацет. Навстречу мишенька-медведь. «Что, заинька, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, мы выгонем». Заяц рад: медведь пришел, выгонем козу-дерезу. Медведь спрашивает: «Кто в зайкиной избушке?» А коза в ответ: «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайка, плацет. Навстречу петушок: «Что, заинька, плацешь?» - «Как не плакать? Из дому выгнали». – «Пойдем, выгонем». Зайка уж и не верит: лиса с медведем козы испугались, а где уж петушку с ней справиться! Подошли к избушке. Петушок спрашивает: «Кто в зайкиной избушке?» Коза в ответ: «Я коза-дерёза: полбока луплена, за три гроша куплена. Топы-топы ногами, заколю рогами, ножками затопцу, хвостиком замету!» Петушок встал на порог: «Кру-ку-ку! Я на долгих ногах, на коротких шпроках, несу саблю на весу, козе голову снесу!». Коза испугалась и выбегла. А заинька с петушком стали жить-поживать, зайке шубку сшивать.
 
Записано от Харьковой Е.Я.,
1903 г. рожд., в с. Малый Макателем Первомайского района
8 июля 1970 г. Смирновой И.В. 
 
Лесной петушок
 
Жили старик со старухой. У них внучек был Ванюшка и внучка Аннушка. Пошли в лес они: «Бабушка, дедушка, пойдем мы в лес за ягодками и грибов наберем!»
Ванюшка с Аннушкой ягодка по ягодке, грибок по грибу – и заблудились. А дедушка с бабушкой были старенькие. Они спохватились: нет ни Ванюшки, ни Аннушки, заплутались они! Стали они кричать – никак! Везде по лесу ходили, не нашли. Вышли из лесу.
А Ванюшка с Аннушкой вышли в лесу на избушку. Вошли в избушку, хвать, а там петушок сидит. Петушок поёт: «Кри-ку-ку!». Ванюшка с Аннушкой говорят: «Петушок, петушок, мы заплутались!» Петушок спросил их: «Вы из какой деревни?» Они сказали петушку. Петушок им и говорит: «Садитесь мне на крылышко».
Сели они ему на крылышко. Он захлопал крылышками и полетел. Довез их до дедушки, до  бабушки. Только подлетел ко двору: «Кри-ку-ку!» бабушка взглянула в окошко – сидят на крылышке Ванюшка и Аннушка. Поманили они этого петушка в комнату: «Пойдем, петушок, мы тебя напоим, накормим». И зерна ему дали, и каши ему дали. Напоили его, накормили и выпустили. Он прокричал до трех раз до двора, крылышком захлопал и улетел в лесик опять.
Записано от Маловой У.М.,
1886 г. рожд., вд. Григорьевка Первомайского района
13 июля 1970г.Капитоновой Т.В.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 14.07.2010

(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 10.49 Kb
  • постоянный адрес:
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 1
Полина Седова. Частушки из Княгининского района Нижегородской области. Часть 2
Балахнинские частушки. Часть I
Балахнинские частушки. Часть II
Балахнинские частушки. Часть III
Балахнинские частушки. Часть IV
Балахнинские частушки. Часть V
Балахнинские частушки. Часть VI
Балахнинские частушки. Часть VII
Балахнинские частушки. Часть VIII
Балахнинские частушки. Часть IX
Балахнинские частушки. Часть X
Балахнинские частушки. Часть XI
Балахнинские частушки. Часть XII
Балахнинские частушки. Часть XIII
Балахнинские частушки. Часть XIV
Балахнинские частушки. Часть XV
Балахнинские частушки. Часть XVI
Балахнинские частушки. Часть XVII
Балахнинские частушки. Часть XVIII
Балахнинские частушки. Часть XIX
Балахнинские частушки. Часть XX
Балахнинские частушки. Часть XXI
Балахнинские частушки. Часть XXII
Балахнинские частушки. Часть XXIII
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть I
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть II
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть III
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть IV
Народные пословицы и поговорки о женах, мужьях, невестах и женихах, о семье и браке. Часть V
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть I
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть II
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть III
Народные пословицы и поговорки о бойцах, друзьях, войнах, мире и победе. Часть IV
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть I
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть II
И волки сыты и овцы целы. Народные пословицы и поговорки о домашних животных и домашних птицах. Часть III
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть I
Народные пословицы и поговорки о любви, счастье, правде, красоте. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть I
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть II
Пословицы и поговорки о труде, тружениках и лентяях. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть I
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть II
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть III
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть IV
Пословицы и поговорки о посевах, урожае, хлебе, каше, чае и других продуктах. Часть V
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки Часть 1
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 2
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 3
Е.В. Тихомирова. Городецкие частушки. Часть 4
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 1
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 2
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 3
Частушки из коллекции Игониной Марии Яковлевны (п. Правдинск Балахнинского района). Часть 4
Перевозские частушки. Часть 1
Перевозские частушки. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 1
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 2
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Часть 3
Павловские частушки. Часть 1
Павловские частушки. Часть 2
Павловские частушки. Часть 3
200 частушек. Часть 1
200 частушек. Часть 2
200 частушек. Часть 3.
Ветлужские были. Часть1
Ветлужские были. Часть 2
Ветлужские были. Часть 3
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть I
Т.В. Гусарова. Частушки из коллекции Дисана Васильевича Кузнецова. Часть II
Фольклор Вадского района (в записях последней трети XX века)
Фольклор Вадского района. Часть II
Фольклор Вадского района. Часть III
Всяк кулик на своей кочке велик. Народные пословицы и поговорки о птицах
Е.В. Тихомирова. Частушки из д. Вилеж Сокольского района
Рыбка мелкА, да уха сладкА. Народные пословицы и поговорки о рыбах.
Красна птица перьем, а человек ученьем. Народные пословицы и поговорки о науке, знаниях, учёбе, книгах
Народные приметы о лете и осени
Народные приметы о зиме и весне
Частушки из Балахнинского района Нижегородской области. Мужские (лирические, рекрутские, тюремные, революционные)
Частушки на проводы в армию
Чего сейчас не жить?! Помирать не надо!.. Токо бы войны не было!
Частушки из Сокольского района Нижегородской области
А.В. Петухова. Частушки из Гагинского района Нижегородской области
Частушки из Перевозского района Нижегородской области
Былички из Сокольского района Нижегородской области
«Это не ложь, это правда…» Деревенский рассказ про любовь
Хороводная песня «А мы кустья чистили»
Топонимические предания Павловского района Нижегородской области: гора Дина, село Вареж, село Абабково
Поговорки из села Успенское Первомайского района Нижегородской области
Поговорки из села Сонино Навашингского района Нижегородской области
Частушки (деревня Ивашкино Вадского района Нижегородской области)
Сказки: Три аршина земли, Верное средство, Не всякая правда – истина
Д. Севостьянова. К добру или к худу? Рассказы о домовых
Царь Горох. Волшебная сказка
А. Лохова. Животворящий крест: пурехская легенда
А. Лохова. Предания старого тракта
СКАЗКИ БАБУШКИ НЮРЫ
ПРЕДАНИЯ И БЫЛИЧКИ. Воротынский район Нижегородской области

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100