Эта статья посвящена тому, что составляло, по мнению Мессиана, самую сердцевину его творчества — его религиозности. ...и до своих последних дней он остается «музыкантом радости», прозревающим свет истины и красоты.
Опубл.: Эйгес И. Музыка в творчестве Чехова. Л., 1953. "Ряд произведений Чехова связан так или иначе с музыкой Чайковского,— рассмотрим их прежде всего"
Опубл.: Музыка. Язык. Традиция. Сб. научных трудов. Л., 1990. "представляется необходимым снять предло¬женное Тюлиным деление гармонической основы лада на основной тон с его конструктивными обертонами и основной тон как сумму окрашивающих обертонов, т. е. разъединить звуковысотную и фони¬ческую функции гармонической вертикали, в результате чего функ¬циональность будет принадлежать не гармонически родственным, а окрашивающим тонам лада (= акустического ряда). Следствием перенесения функционального акцента становится то, что лад пре¬вращается в слитную звуковую массу, компактность которой не зависит от состава или интервального расположения тонов..."
Опубл.: Музыкальная академия. 1996. № 3-4. "Понятие «новая музыка», призванное отделить часть возникших в XX веке сочинений от массы прочих, кажется одним из броских словечек, которые действуют тех пор, пока используются бездумно, однако оказываются зыбкими и внутренне противоречивыми, если начать их анализировать"
Опубл.: Каратыгин В. Избранные статьи. Л., 1965.
Опубл.: Советская музыка. 1963. № 5. (Автор статьи не указан). "Письмом в редакцию композитора А. Шнитке, опубликованным в октябрь¬ском номере нашего журнала за 1961 год, нача¬лась дискуссия о современной гармонии... Очевидно, пора серьезно обмениваться мнениями по важнейшим специальным теоретическим вопро¬сам музыкального искусства... Однако такой вывод, конечно, не исчерпывает уроков состоявшегося серьезного обсуждения проблем современной гармонии. Уже сейчас можно подвести некоторые его итоги, разумеется предварительные, ибо научная дискуссия, в сущности, только началась".
Опубл.: Музыкальная академия. 2008. № 1. "Импровизация доступна на элементарном уровне всем, а в педагогической практике она является незаменимым инструментом воспитания и обучения... Предлагаемая методика основана на творческих заданиях с элементами импровизации и рассматривается нами как один из вариантов тактического обучения музыкальному творчеству, цель которого — развить у учащихся умение художественно, музыкально-творчески мыслить: анализировать проблему, устанавливать полихудожественные связи, интегрировать и синтезировать художественную информацию"
Опубл.: Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998. "Понятие "музыкальная речь" довольно давно вошло в музыковедческий лексикон, но трактовалось скорее метафорически и относилось к сумме музыкально-выразительных средств и способам их организации . Здесь это понятие будет применено в соответствии с известной дихотомией язык/речь, ведущей свое происхождение от теории Соссюра"
Опубл.: Музыка. Миф. Обряд. М., 2007. "Цель настоящей статьи заключается в попытке осознать то, что отличает западноевропейскую композиторскую музыку, создаваемую начиная с XVII века, от музыки, которая создавалась до этого времени. Другими словами, речь пойдет о некоторых аспектах отличия музыки res facta (то есть музыки XII—XVI веков) от opus-музыки (то есть музыки XVII-XX веков, или музыки Нового времени). Взглянуть на эту проблему можно как бы со стороны, а именно с точки зрения представлений человека о Космосе, ибо представления о Космосе самым тесным образом связаны как с современными им музыкально-теоретическими положениями, так и с современной им музыкальной практикой"